Русская литература 20 века | теория по литературе 📖 разное

Рассказываем о русской литературе 20 века — доступно, интересно и кратко! Данный материал можете смело использовать для соответствующих сочинений.

Дореволюционная литература

Конец XIX — начало XX вв. — серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.

Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат», в 1913 г. — хрестоматийный рассказ «После бала».

Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.

В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна («Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и др.), юмористические сборники А. Аверченко («Веселые устрицы», «О хороших в сущности людях»).

После публикации рассказов «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско» за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.

Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: «Стихи о Прекрасной даме» А. Блока, «Вечер» А. Ахматовой, «Радуница» С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского («Нате!», «Вам»).

Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса «На дне» (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман «Мать» считается «фундаментом» соцреализма.

Довоенная литература

Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.

Последним «крестьянским» поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока «Двенадцать». Главным «пролетарским» поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.

Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.

Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман «Дело Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» — самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.

В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу «Донские рассказы». С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея «Тихий Дон». Одновременно писатель работает над романом «Поднятая целина».

В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: «Записки юного врача», «Белая гвардия», «Собачье сердце». Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века «Мастер и Маргарита» (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.

Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова — писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества («Усомнившийся Макар»). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» были впервые изданы лишь в 80-е гг.

Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера («Двенадцать стульев», «Золотой теленок») — настоящий шедевр в области юмористической литературы.

В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», знаменитый цикл рассказов о любви «Темные аллеи».

В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова — «Машенька». Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь».

Литература, посвященная Великой Отечественной войне

Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).

В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», стихотворения К. Симонова («Жди меня, и я вернусь», «Сын артиллериста»), цикл А. Ахматовой «Ветер войны» и т. д.

В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова «Наука ненависти». Писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину». Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение «Судьба человека». В 1946 г. была опубликована легендарная «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.

Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.

Литература второй половины XX века

В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление «деревенской прозы» (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), В. Г. Распутина («Деньги для Марии», «Прощание с Матерой»), В. П. Астафьева («Затеси») и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.

В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», что привело к бешеной травле автора в СССР.

В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе «Один день Ивана Денисовича»). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для «самиздата», передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов «В круге первом», «Раковый корпус». В 1974 г. писатель был выслан из СССР. Антисоветская тема стала ведущей в его творческой деятельности (эпопея «Красное колесо»).

В 1955 г., после публикация скандального романа «Лолита», мировая слава приходит к В. В. Набокову.

С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»).

С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев — один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества «взрослых» произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.

Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались «чуждые советскому строю» поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались. В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.

Советская «легальная» поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.

Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина («Generation P»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом»), В. Сорокина («Сердца четерых») и др.

Текст: Базанов Даниил, 25.2k 👀