👀 221 |

Русская литература 19 века

Девятнадцатое столетие стало эпохой небывалого расцвета русской литературы, ее «золотым веком». В это время жили и творили поэты и писатели, чьи произведения по праву считаются классическими и определяющими «лицо» всей отечественной литературы: А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и многие другие.

Формирование великой русской литературы началось в первой половине XIX века. Этот процесс был связан с именами А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.

Предшественники Пушкина

В самом начале XIX века прочные позиции в русской литературе занимал сентиментализм, как разновидность раннего романтизма. Главной фигурой этого направления был Н. М. Карамзин, автор популярной повести «Бедная Лиза» (1792 г.).

Одними из первых романтиков были В. А. Озеров, А. А. Шаховской, П. А. Катенин. Настоящим новатором стал Г. Р. Державин, положивший начало созданию русского литературного языка.

Клето Луцци (Лузи). Рассказ.

Клето Луцци (Лузи). Рассказ.

Важным явлением в развитии русской литературы стала борьба между представителями «державинской школы» и «карамзинистами» (противостояние «трудного» и «легкого слога»).

В конце XVIII века начался творческий путь И. А. Крылова. Он выступил в качестве драматурга и к началу XIX века уже пользовался определенной известностью. Но настоящую славу принесли Крылову басни. В 1809 г. был издан первый сборник из 23 произведений. Всего Крыловым было написано около 200 басен, среди которых «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей». Крылов стал классиком русского басенного жанра, придав ему подлинную народность.

Выдающимся поэтом начала XIX века был К. Н. Батюшков, оставивший после себя сборник «Опыты в стихах и прозе». Батюшков был одним из ярких представителей русского романтизма. Его творчество оказало огромное влияние на А. С. Пушкина.

Крупнейшим поэтом и главой русских романтиков был В. А. Жуковский. Ему принадлежит заслуга перенесения в русскую литературу основных мотивов западноевропейского романтизма. Известность и славу Жуковскому принесли баллады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь», сказка «Спящая царевна», стихотворения «Море», «Мщение» и др.

В 20-е гг. XIX века появились первые произведения А. С. Грибоедова. Его ранние стихотворения и несколько пьес в настоящее время малоизвестны читателям. В золотой фонд русской литературы вошло главное произведение поэта – «Горе от ума». Комедия открыла собой эпоху отечественной реалистической драматургии. Она до сих пор остается одной из самых популярных и востребованных пьес в русском театре.

Два великих поэта

Великим русским поэтом мирового значения был А. С. Пушкин, первым напечатанным произведением которого стало стихотворение «К другу-стихотворцу» (1814 г.). Широкую популярность Пушкину принесла его первая поэма «Руслан и Людмила».

Большинство произведений Александра Сергеевича стали классикой русской литературы: «Я помню чудное мгновенье…», «Полтава», «Борис Годунов», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Евгений Онегин» и мн. др. Цитаты из них и даже сами названия превратились в часто употребляемые в повседневной жизни крылатые выражения.

Традиции, заложенные Пушкиным в русскую литературу, поддерживаются на протяжении уже почти двух столетий. О громадном влиянии творчества великого поэта пророчески высказался в 1859 г. А. Григорьев: «Пушкин – наше все».

Учеником Пушкина считал себя еще один гениальный русский поэт – М. Ю. Лермонтов. Если не считать ранних незрелых литературных опытов, его творческий путь был очень недолгим: с 1836 г. до трагической смерти в 1841 г.

За этот короткий срок Лермонтов создал немало выдающихся произведений: «Три пальмы», «Пророк», «Дума», «Бородино», поэмы «Демон» и «Мцыри». Первым отечественным психологическим романом стал «Герой нашего времени» – непревзойденный шедевр русской прозы.

Лермонтов – непосредственный преемник пушкинских традиций, вдохнувший новую жизнь в развитие всей русской литературы.

Пушкинская эпоха ознаменовалась появлением целой плеяды талантливых поэтов: Д, В. Давыдова, П. А. Вяземского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова. Одним из основоположников русской философской поэзии был Е. А. Боратынский. Творчеству этих авторов часто незаслуженно отводится скромное место в тени великого современника.

Н.В. Гоголь

В начале 30-х гг. XIX века был издан сборник повестей молодого, никому не известного писателя под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Начинающего автора звали Н. В. Гоголь, которому предстояло стать одним из основоположников русской реалистической литературы. Сборник сразу же принес писателю широкую славу. За ним последовали первые «петербургские» повести, «Тарас Бульба», «Вий», гениальная комедия «Ревизор». В повести «Шинель» Гоголь развил введенный Пушкиным образ «маленького человека».

В 1842 г. был издан первый том поэмы «Мертвые души», в которой была дана широкая картина российской жизни, прежде всего, ее негативных сторон.

Проза и драматургия Гоголя оказали огромное влияние на всю русскую литературу и определили дальнейшие пути ее развития на долгие годы вперед.

Критический реализм и «натуральная школа»

Вторая половина XIX века ознаменовалась в русской литературе появлением социально-обличительного, критического направления. Его основоположниками стали представители т. н. «натуральной школы», стремящиеся к изображению реальной жизни «без прикрас».

Продолжателем романтических традиций в ранний период творчества был Н. А. Некрасов, издавший в 1840 г. свой первый стихотворный сборник «Мечты и звуки». Сборник вызвал резко отрицательный отзыв Белинского, что заставило Некрасова повернуть от романтизма к реализму. Ведущим жанром в его творчестве постепенно становится гражданская лирика.

Лишь в 1856 г. выходит новый сборник Некрасова, характер которого определялся стихотворением «Поэт и гражданин». В дальнейшем поэт все чаще изображает тяжелую жизнь простого народа. Широкую славу принесли ему произведения: «Размышления у парадного подъезда», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Русские женщины». Главным делом жизни стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо» – эпическое произведение о России и невыносимых страданиях русского народа.

Крупным представителем «натуральной школы» был И. С. Тургенев, автор антикрепостнического цикла «Записки охотника», в которым была дана широкая картина жизни крестьян и помещиков. Знаменитые романы Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» наполнены острым идеологическим содержанием. В них отражались основные этапы демократического движения, изображалась болезненная смена поколений в русском обществе.

Значительным явлением середины XIX века стала трилогия И. А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв»), написанная в рамках критического реализма. Иван Ильич Обломов принадлежит к вечным образам мировой литературы и воплощает в себе целую эпоху, уходящую в прошлое. Роман «Обрыв» – классическое произведение русского реализма, до сих пор не утратившее своей популярности.

Непревзойденным сатириком и мастером гротеска был М. Е. Салтыков-Щедрин – один из главных представителей обличительного направления. В известном произведении писателя «Помпадуры и помпадурши» гневной критике подвергается вся административно-бюрократическая система царской России.

Самым ярким, вызвавшим яростные споры произведением Салтыкова-Щедрина стала «История одного города», в котором гротескное обобщение достигает максимальной силы. Запоминающийся образ Иудушки создан писателем в романе «Господа Головлевы».

Большое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимает цикл обличительных сказок: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» и др.

Драматургия

С именем А. Н. Островского связан период расцвета русской драматургии. В общей сложности писателем было создано почти пятьдесят оригинальных пьес, среди которых следует выделить такие шедевры, как «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза». В центре внимания драматурга – купеческое сословие, но свою главную задачу он видел в изображении душевного мира своих героев независимо от социальной принадлежности. Катерина из «Грозы» до сих пор остается одним из самых популярных женских образов в русском театральном искусстве.

Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой

Одним из самых известных и оказавших колоссальное влияние на мировую литературу русских писателей является Ф. М. Достоевский – тонкий знаток человеческой души. За рубежом его нередко обвиняют в чрезмерном пессимизме и склонности к мрачному изображению действительности, но признают огромный талант писателя в разработке психологических портретов своих героев.

Романы Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и другие произведения – общепризнанные литературные шедевры. Для русского читателя писатель невероятно дорог тем, что на протяжении всей жизни призывал к решению вечной «загадки» России.

Во второй половине XIX века одно из центральных мест в русской литературе занял Л. Н. Толстой. Его творческая деятельность началась с публикации трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». В дальнейшем писатель стал все больше задумываться о моральных устоях простого народа.

Главной книгой Толстого стала эпопея «Война и мир» – произведение огромной изобразительной мощи и гуманистического пафоса. Писатель создал еще два великих романа – «Анну Каренину» и «Воскресенье», в которых поднял самые важные вопросы, волнующие человека.

Роман «Воскресенье», опубликованный в 1899 г., можно в какой-то степени считать «последней страницей» русской классической литературы и «золотого века». В нем выражена страстная надежда Толстого на предстоящее «воскрешение» русского народа в новом веке.

Конец «золотого века»

Крупным писателем второй половины XIX века был Н. С. Лесков, автор произведений «На ножах», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша» и др.

В 80-е гг. XIX века в печати начинают появляться юмористические рассказы А. П. Чехова. Короткие, невероятно смешные истории очень нравятся читающей публике и вскоре приносят писателю всероссийскую славу.

К концу 80-х гг. в творчестве Чехова происходит перелом. От сатирического изображения действительности он переходит к философским размышлениям и критике царящей в обществе пошлости и бездеятельности. Большой общественный резонанс вызывают рассказы «Палата №6», «Человек в футляре», «Попрыгунья» и др. В самом конце XIX века появляются знаменитые пьесы Антона Павловича «Чайка» и «Дядя Ваня», в которых раскрылся его яркий талант драматурга.


Даниил Романович | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *