Приключенческий жанр | теория по литературе 📖 формы литературных произведений

Определение

Под приключенческим жанром понимается многообразие жанров с общей приключенческой тематикой, динамикой, остротой сюжетных перипетий и напряженностью действия.

История возникновения приключенческого жанра

Приключенческая литература берёт начало ещё в глубокой древности. Впервые приключения упоминаются уже в античной литературе. Одно из древнейших произведений – поэма «Одиссея» Гомера, которая имеет черты приключенческой литературы (рассказывается о приключениях мифического героя Одиссея, а также его жены Пенелопы). Название гомеровской поэмы стало нарицательным, синонимом странствий и приключений. Однако в произведениях этого периода решающая роль отводится воле богов.

Гомер, «Одиссея» (иллюстрация)

Во времена поздней античности появляется произведение, в котором человеку предоставляется большая свобода действия – «Сатирикон» Арбитра Петрония. В романе повествуется о приключениях трёх бродяг, странствующих по городам Италии и попадающих в бесконечные передряги.

Также истоки приключенческой литературы можно увидеть в волшебных народных сказках и героических песнях: благородный герой, которому сопутствует удача, отправляется в далёкий путь, сражается со злодеями, защищает слабых и побеждает.

В средние века приключение приобретает самостоятельную ценность в рыцарских романах. Произведения этого жанра включали в себя элемент занимательности. В рыцарских романах прослеживалось чёткое разделение положительных и отрицательных персонажей. Симпатии рассказчика всегда были на стороне носителя главного героя. Рыцари участвовали в битвах, сражались с великанами и драконами, попадали в заколдованные места, вступали в поединки друг с другом.

Появляются очень важные для приключенческой литературы темы – дорога, странствие, квест (от англ. Quest – поиски). Так, примером квеста служат путешествия рыцарей Круглого стола в поисках святого Грааля.

В более поздние времена героя приключенческого произведения могли подтолкнуть отправиться в путешествие личные соображения: помощь другу, месть врагу, жажда материальных благ. В рыцарском романе отсутствует элемент игры, повествование ведется абсолютно серьезно.

Когда времена рыцарства кончились, удача и богатство стали целью, которую преследуют герои приключенческих произведений.

Становление приключений как жанра художественной литературы происходит в конце XVIIIначале XIX вв. В это время литература претерпевает серьезные изменения: классицизм сменяется романтизмом. Характерными чертами романтизма являются таинственность, увлекательность, желание героя изменить себя и окружающий мир. Писатели стремились ускользнуть от обыденности в мир приключений. Именно эти черты считаются главными в приключенческих произведениях.

Активизация приключенческого жанра также связана с развитием науки (картография, навигация, кораблестроение). Происходит освоение новых стран, путешествия становятся более доступными. Дальние страны воспринимаются как экзотические, но вполне реальные места, которые привлекают своей неизведанностью. Начинается этап исследований и колонизации новых стран.

Большую роль в становлении приключенческой литературы сыграли произведения английских писателей. Англия в первой половине XVIII в. была морской державой, страной передовой научной и философской мысли. Писатели воспевали безграничные возможности главных героев, наделяли их способностями справиться с любыми невзгодами.

К 40-м гг. XIX в. в литературе утверждается реализм. Писатели продолжают придерживаться канвы приключений, но всё больше внимания уделяют уже не происшествиям, а переживаниям – психологической стороне дела. В произведениях подробнее описываются характеры героев, человеческие взаимоотношения, окружающая обстановка.

Со времени приключенческую литературу стали называть беллетристикой (от франц. belles letters – красивое письмо), дешёвым чтивом, литературой для масс. Ее обвиняли в несерьёзности, потакании сиюминутным низменным вкусам толпы.

В России приключенческий жанр сразу нашёл преданных поклонников. На протяжении всего ХХ в. интерес к творчеству «золотого фонда» приключенческой литературы оставался неизменным (А. Дюма-отца, Ж. Верна, В. Скотта, Т. Майн Рида, Ф. Купера).

Основоположники приключенческого жанра

Основоположником приключенческого жанра в Европе считают английского писателя Д. Дефо (ок. 1660–1731). Его роман «Робинзон Крузо» стал «моделью» для целого ряда позднейших «робинзонад», в которых на разные лады варьировались приключения главного героя книги Дефо.

«Робинзон Крузо» Д. Дефо, иллюстрация

Не менее важную роль в становлении жанра сыграл французский писатель А. Дюма-отец (1802–1870). Его произведения стали поистине бессмертными («Граф Монте‑Кристо», «Три мушкетера» и продолжение «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» и т.д.).

«Его романы, – отзывался о книгах Дюма А. И. Куприн, – несмотря на почти столетний возраст, живут вопреки законам времени и забвения, с прежней неувядаемой силой и прежним добрым очарованием».

Ещё один классик приключенческой литературы во Франции – Ж. Верн (1828–1905).

Перу этого талантливого писателя принадлежат всем известные произведения:

  • «Вокруг света за 80 дней»
  • «Таинственный остров»
  • «Пятнадцатилетний капитан»
  • «Дети капитана Гранта» и др.

«Остров сокровищ» Р. Стивенсона, иллюстрация

Образцом приключенческого романа считается произведение «Остров сокровищ» шотландского писателя Р. Л. Стивенсона (1850–1894).

Описанные в романе приключения связаны с поиском сокровищ, которые спрятал на необитаемом острове капитан Флинт. Также Стивенсон создал своего рода образец исторического приключенческого романа «Чёрная стрела».

Характерные особенности приключенческого жанра

Приключенческий жанр обладает рядом характерных особенностей:

  • Противостояние добра и зла.
  • Динамичный сюжет.
  • Острота сюжетных ситуаций.
  • Выразительность деталей.
  • Мотивы путешествий, преступлений, похищения, поиска сокровищ и преследования.
  • Чередование занимательных происшествий.
  • Герой – яркая индивидуальность.
  • Протекание действия в особых условиях (неизведанные, экзотические страны).
  • Увлекательность.

Особенности построения сюжета и композиции приключенческого жанра

В основе сюжета большинства приключенческих произведений лежит борьба за новые территории. Авторы описывают противостояние коренного населения европейским захватчикам, изображают борьбу развитых европейских держав за мировое господство, отображают геополитический конфликт европейского и азиатского мира (Л. Жаколио, Ж. Гобино, С. Ромер и др.). Писатели передают личное отношение к этим вопросам, руководствуются разными принципами.

Время действия обычно оно максимально отдалено от настоящего момента: события происходят в далёком прошлом или переносятся в будущее.

Место действия может меняться. Основная задача автора – сообщить о реальных или вымышленных событиях. Главная цель – потрясти воображение читателя, удивить его.

Характер героя раскрывается вместе с развитием сюжета. Герой справляется с испытаниями, попадает в трудные ситуации, встречается лицом к лицу с врагами.

Главные герои произведений приключенческого жанра абсолютно разные. Их можно разделить на несколько типов:

  1. Честный, смелый, непоколебимый человек, преданный своим идеалам, способный к решительным действиям. Обычно он скитается по свету, не ищет ничего для себя, борется за свободу, восстанавливает справедливость, защищает слабых и беззащитных (таковы герои произведений Ж. Верна, Р. Стивенсона, А. Дюма).
  2. Авантюрист, преследующий собственную выгоду (может обладать как положительными, так и отрицательными характеристиками).
  3. Одарённый учёный (добрый, чудаковатый), который отправляется в путь ради науки. Нередко его знаниями пользуются нехорошие люди в корыстных целях.

«Три мушкетёра» А. Дюма, иллюстрация

Почти всегда герой оказывается победителем и в финале получает вознаграждение (например, Д’Артаньян из «Трёх мушкетёров» А. Дюма становится лейтенантом королевских мушкетёров). Такой образ, без сомнения, вызывает симпатии читателя.

Главный герой близок к простым людям: он может быть бедным, непривлекательным внешне, слабым физически, но все эти недостатки компенсируются его находчивостью и удачливостью.

Образы отрицательных героев также подробно разработаны. Чаще всего это антиподы главного героя: сильные, умные и изобретательные, но при этом они имеют злые намерения и коварные замыслы.

Деление внутри приключенческого жанра

К приключенческому жанру относятся:

  1. Робинзонада поджанр приключенческой литературы, который описывает трудности выживания человека на необитаемом острове («Коралловый остров» Р. Баллантайна, «Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. Уэллса и т.д.).

«Таинственный остров» Ж. Верна, иллюстрация

2. Морской роман, действия которого происходят в открытом море (океане). Главный герой обычно поднимается на борт фрегата и руководит движением («Лоцман, или Морская история» Дж. Ф. Купера, «Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини).

3. «Сухопутные» приключения – путешествие главного героя в дальние страны, дремучие леса, пустыни (произведения Т. М. Рида, Г. Эмара, Ж. Верна и т.д.).

4. Колониальные романы – произведения, в которых описывается колониальная эпоха. Действие происходит в неевропейских странах, которые выступают колониальным владением европейских государств или являются объектом их экономического и политического интереса («Лорд Джим» и «Сердце тьмы» Дж. Конрада, «Сердце тьмы», «Аллан Кватермэн» Р. Хаггарда и т.д.).

5. Роман «плаща и шпаги» – поджанр приключенческой литературы, который описывает сюжеты из европейской и колониальной истории XVI–XVIII вв. («Три мушкетёра» А. Дюма, «Капитан Фракасс» Т. Готье, «Алый Первоцвет» Э. Орци).

Также выделяют:

  • Произведения о поиске сокровищ («Остов сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Лунный камень» У. Коллинза, «Сокровище Голубых гор» Э Сальгари и др.).
  • Книги про животных («Белый клык» Дж. Лондона, «Книга джунглей» Р. Киплинга).
  • Романы про индейцев («Оцеола, вождь семинолов», «Белый вождь» Т. М. Рида).
  • Уголовно-сенситивные романы (об убийствах, изменах, подмене детей и т.д.). Например, «Тайна Эдвина Друда» Ч. Диккенса.
  • Шпионские романы («Ким» Р. Киплинга).
  • Оккультные романы (главная тема – мистика). Например, романы Ж. Санда, Т. Готье, Б. Стокера.

Аудитория жанра

Мир приключенческих произведений интересен и насыщен, поэтому привлекает внимание и взрослых, и детей. Невероятные путешествия, преодоление препятствий, смелость и бесстрашие главных героев – все это делает этот жанр по-настоящему бессмертным.

Приключенческая литература популярна до сих пор и вызывает восторг у каждого последующего поколения. Многие, кто читал эти книги в детстве, запоминают их на всю жизнь.

Особенное отношение к приключениям прослеживается у детей и подростков. Это связано с тем, что произведения приключенческого жанра отвечают психологическим особенностям, нравственно-эстетическим и познавательным потребностям данной возрастной группы.

Схожесть с другими жанрами

Приключенческий жанр пересекается с военными и криминальными романами, морскими рассказами, шпионскими историями, робинзонадами, научной фантастикой, детективами, фэнтези, вестернами.

Яркие представители приключенческого жанра

В русской литературе писали приключенческие произведения такие писатели: Н. Н. Каразин, Н. Н. Брешко-Брешковский, А. А. Бестужев-Марлинский, В. В. Львов, А. С. Грин, В. А. Каверин, А. Н. Толстой, А. П. Гайдар, А. Р. Беляев, В. П. Катаев, Г. Б. Адамов, Ю. С. Семенов. В. К. Арсеньев, В. А. Обручев, Л. В. Никулин, И. А. Ефремов, В. Пикуль, А. Н. Рыбаков.

Франция: Г. Эмар, Т. Готье, Г. Ферри, Ж. Верн, Л. Буссенар, П. Бенуа, Э. Сю, Л. Жаколио, Ж. Гобино, А. Дюма-отец.

Англия: Т. М. Рид, Р. Стивенсон, Д. Дефо, Р. Хаггард, В. Скотт, Дж. Конрад, Ф. Марриет, С. Ромер, Дж. Свифт (англо-ирландский писатель), Р. Киплинг, Ч. Диккенс, Э. Уоллес, А. Рэнсом, У. Коллинз, А. Конан Дойл.

Америка: Дж. Лондон, Ф. Купер, М. Твен, Э. Берроуз, Т. Манди, Т. Роско, Э. По, Г. Мелвилл, Дж. О. Кервуд.

Италия: Э. Сальгари.

Востребованность приключенческого жанра в разные периоды

Расцвет приключенческого жанра приходится на конец XIX – начало XX вв. (американская, французская и английская литературы).

Во второй половине XIX в. начинается стремительное развитие городов. Этот процесс влияет на изменение психологии горожанина, который становится жителем мегаполиса. Теперь в центре сюжета находится город. Его неизведанные пространства дают свободу для приключений. Город, даже родной для главного героя, столь огромен, что таит опасность («Петербургские трущобы» В. В. Крестовского, «Парижские тайны» Э. Сю). С этим связано появление выражения «каменные джунгли».

В начале XX в. авторы помещают своих героев в необычные места: неприступные возвышенности, океанские и земные бездны («Затерянный мир» А. Конан Дойла, «Потерпевшие кораблекрушение» Р. Стивенсона и Л. Осборна, «Плутония» В. А. Обручева и др.).

В России развитию жанра способствует колонизаторская политика в Средней Азии (работы Н. Н. Каразина) и Первая мировая война (произведения Н. Н. Брешко-Брешковского). Тем не менее остро ощущается нехватка собственных мастеров приключенческого жанра. Однако это компенсируется доступностью переводов сочинений иностранных классиков (Р. Киплинг, Р. Хаггард, Р. Стивенсон, П. Бенуа, Ж. Гобино и т.д.).

Только в советское время начинает активно развиваться отечественная приключенческая литература. Большинство авторов ориентируются на детскую и подростковую аудиторию (А. П. Гайдар, В. А. Каверин, А. Н. Рыбаков, К. Булычёв, Е. С. Велтистов и др.).

Представители приключенческого жанра в школьной программе

В школьную программу входят следующие произведения приключенческого жанра (для обязательного и дополнительного прочтения): «Два капитана» В. А. Каверина, «Игорь Робинзон» С. Чёрного, «Алые паруса» А. С. Грина, «Кортик» А. Н. Рыбакова, «Одиссея» Гомера, «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» Ж. Верна, «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо» А. Дюма, «Остров сокровищ» Р. Стивенсона и др.

Список литературы:

  1. Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  2. Дьяконова Н. Я. Стивенсон и английская литература XIX века – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 192 с.
  3. История зарубежной литературы 18 века / Под ред. Неустроева, С. Самарина. – М.: МГУ, 1974.
  4. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.  М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
  5. Приключенческая литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. – 1596 с.
  6. Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. – М., 1973.
Текст: Ирина Мещерякова, 3.8k 👀