Предлагаем Вам анализ русской литературы 20 века — а именно писателей. Вы узнаете об основных авторах-прозаиках, кратко ознакомитесь с их творчеством и жизненными путями. Данный текст можно смело использовать в качестве материала для сочинения на тему писателей 20 века!
Введение
XX век стал для России временем невероятно тяжелых испытаний. На фоне двух мировых и Гражданской войн, кардинальных социально-политических изменений ярко выступили личности тех людей, которые призваны быть «совестью нации». Практически всех русских писателей XX века объединяет трагическая судьба. Невзирая на лишения и страдания, они стремились донести до потомков живые свидетельства о своем времени. Не всем удалось добиться признания на Родине при жизни.
Отечественная литература XX века может по праву гордиться своими писателями, продолжившими традиции Толстого и Достоевского и заслужившими мировое признание. Среди них пять человек стали лауреатами Нобелевской премии по литературе. Хотя настоящие творцы не задумывались о громкой славе, отдавая все силы творчеству. Русские писатели XX века принадлежали к разным социальным слоям, придерживались подчас противоположных взглядов. Всех объединяет горячая любовь к своей стране и упорные поиски одной настоящей правды.
Максим Горький
Первые рассказы М. Горького — Алексея Максимовича Пешкова — появились в России в конце XIX века. Молодой писатель (биография) взялся за оригинальную для того времени тему, изображая жизнь и чувства босяков и бродяг. Для части образованного общества такая тема была слишком вульгарной и вызывающей. Однако обращение к «дну жизни» очень скоро сделало имя Горького известным на всю Россию.
Творчество Горького отвечало потребностям времени. Писатель показывал, что даже отвергнутые обществом люди сохраняют в себе благородство души и чистоту устремлений. Горький неуклонно проводил идею о необходимости правды и справедливости. Он создавал романтические образы свободолюбивых людей («Старуха Изергиль«) и в аллегорической форме призывал к революционному подвигу («Песня о Соколе»). Горький выражал чувства и настроения молодого русского пролетариата, что в конце концов привело его в лагерь социалистов.
В начале XX века увидели свет пьесы Горького, самой значимой из которых стала «На дне«. Пьеса пользовалась бешеной популярностью не только в России, но и во многих странах мира.
В 1906 г. были изданы роман «Мать» и пьеса «Враги». Горький впервые в мировой литературе создал образы пролетарских революционеров.
С 1913 г. писатель работал над автобиографической трилогией («Детство«, «В людях» и «Мои университеты»). В отличие от классических образцов (трилогия Толстого) Горький изобразил темные и жестокие нравы мещанства. В то же время он воспевал духовную силу, спящую в простом народе.
После революции Горький создал ряд крупных произведений: роман «Дело Артамоновых», пьесы «Егор Булычев и другие», «Васса Железнова» и т. д. До конца жизни он работал над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина». В нем писатель изображал самые разные слои населения России в переломную эпоху (вторая половина XIX века — 1917 г.).
В целом Горький оказал огромное влияние на становление и развитие молодой советской литературы, заслужив «звание» самого «пролетарского» писателя.
И.А. Бунин
И. А. Бунин начал свой творческий путь на рубеже веков в качестве поэта. Однако настоящую славу ему принесла проза. Писатель продолжал реалистические традиции «золотого века», считая Толстого и Чехова своими учителями.
В начале XX века появляются знаменитые рассказы Бунина: «Деревня», «Худая трава», «Веселый двор» и др. В центре внимания писателя — русское крестьянство, тянущееся к свету из мрака нищеты.
Одна из характерных особенностей творчества Бунина — нескрываемая тоска по поводу разрушения старого уклада жизни. Очень ярко это проявилось в рассказе «Антоновские яблоки», повести «Суходол».
В 1915 г. Бунин написал рассказ «Господин из Сан-Франциско«.
Писатель не принял революцию и в 1917 г. эмигрировал из страны. Насильственный разрыв с Родиной стал для него настоящей трагедией.
В эмиграции Бунин продолжал активно работать, написав автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», «Митину любовь». В этот период он создает свой знаменитый цикл новелл «Темные аллеи», посвященный исключительно любви. Писатель свято хранил свою национальную принадлежность. Все его творчество оставалось крепко связанным с далекой Родиной.
В 1933 г. Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе.
М.А. Шолохов
М. А. Шолохов родился на казачьем Дону, которому и посвятил всю свою жизнь и творчество. С 15 лет будущий писатель принимал активное участие в революционных событиях на стороне красных. На основании личных воспоминаний в 1926 г. Шолохов выпустил свой первый сборник — «Донские рассказы».
Книгой всей жизни стал для Шолохова монументальный роман-эпопея «Тихий Дон«, который он начал писать в возрасте 20 лет. Первая книга была опубликована в 1928 г., последняя — в 1940 г. Писатель с исключительной правдивостью изобразил донское казачество в период Первой мировой и Гражданской войн. Трагедию целого народа он сумел показать через судьбы отдельных людей.
«Тихий Дон» — выдающееся произведение, особенно если учесть время его создания. Шолохову пришлось вести борьбу с советской критикой и лично со Сталиным за право сохранения авторского замысла. Роман не стал очередным безвкусным панегириком советской власти. Главный герой мучительно ищет правду между двумя враждебными лагерями. Читатель же находит свою правду не по подсказке автора, а путем размышлений над судьбами многих людей, затянутых в кровавый водоворот.
Одновременно Шолохов работал над романом «Поднятая целина». Он уступает «Тихому Дону» по художественной силе, намного больше «политизирован», так как посвящен классовой борьбе в деревне в период коллективизации.
Великой Отечественной войне Шолохов посвятил неоконченный роман «Они сражались за Родину», ряд рассказов, среди которых можно выделить «Науку ненависти» и «Судьбу человека». В центре внимания писателя — мужественные люди, в которых война так и не смогла убить живую душу.
В 1965 г. Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе. Писателя называли классиком еще при жизни.
М.А. Булгаков
Творческий путь М. А. Булгакова начался в 1919 г. с небольших рассказов и фельетонов. Писались они на злободневные темы, буквально ради куска хлеба. Однако уже в этих незначительных произведениях чувствовалась рука мастера.
В 1926 г. было опубликовано первое значительное произведение Булгакова — «Записки юного врача», в котором он рассказывал о своей деятельности в качестве врача земской больницы.
В 1925 г. Булгаков написал роман «Белая гвардия», переделанный затем в пьесу «Дни Турбиных». Писатель основывался на собственных воспоминаниях о Гражданской войне, ставя в центр внимания трагедию белого движения.
В 20-е гг. Булгаков работает очень плодотворно. Из под его пера выходят: пьеса «Бег», повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце», рассказы. В это время он становится объектом яростной травли со стороны советской критики. На произведения писателя наложен запрет. После неудачной попытки опубликовать роман «Жизнь господина де Мольера» (1933 г.) Булгаков отказывается он надежды издать свои произведения.
С 1928 г. Булгаков пишет знаменитый сатирико-философский роман «Мастер и Маргарита«, ставший вершиной его творчества. «Мастер и Маргарита» — уникальное произведение мировой литературы. В романе фантастическим образом переплетаются советская действительность, мир евангельской легенды и демонические силы. Сатана парадоксальным образом предстает «добрым гением», несущим справедливое наказание для настоящих злодеев. За сатирой скрываются глубокие размышления о смысле жизни, значении творчества, дружбе и любви и т. д.
Булгаков прекрасно понимал, что пишет «Мастера и Маргариту» «в стол», надеясь лишь на посмертное признание. Впервые роман был опубликован уже после смерти писателя (1966-1967 гг.). На сегодня он считается одним из величайших достижений мировой литературы.
А.И. Солженицын
Очень трагично сложилась судьба А. И. Солженицына. Будущий писатель воевал в годы Великой Отечественной войны, но в 1945 г. был арестован и осужден за антисоветскую деятельность на восемь лет лагерей. После освобождения был сослан в Казахстан. Воспоминания об этом легли в основу многих произведений Солженицына.
В 1962 г. была опубликована повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича«, открывшая для многих глаза на страшную правду советской карательной системы. Художественные достоинства произведения невысоки. Оно больше напоминает дневник обычного заключенного в исправительно-трудовом лагере.
Вскоре были напечатаны еще три рассказа Солженицына. Среди них следует отметить «Матренин двор«. На примере простой крестьянской женщины автор показывал, насколько гибельной для патриархальной России становится грубое вторжение новых отношений и новой власти в целом.
Солженицын был даже представлен на получение Ленинской премии, но со сменой власти отношение к писателю резко изменилось. Произведения «Раковый корпус» и «В круге первом» выходили в самиздате и за границей.
В 1970 г. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе. В ответ на это против писателя начался новый виток репрессий. В 1974 г. он был выслан из СССР.
В эмиграции Солженицын написал книгу «Архипелаг ГУЛАГ», работал над эпопеей «Красное колесо». Писатель встал на позицию резкой критики всей советской системы, зачастую уходя в крайности. В 1994 г. Солженицын вернулся в Россию.
Солженицын занимает особое место в отечественной литературе XX века. Борьба против власти, резкое ее обличение позволяют причислить его к типу писателя-проповедника или пророка. В то же время желание непременно разоблачить тоталитарный режим нередко у Солженицына берет верх над несомненным художественным талантом.
Б.Л. Пастернак
Борис Пастернак занимает особое место в ряду русских писателей. Славу и громкое имя ему принесла поэтическая деятельность. Однако фактически с 1917 г. поэт работал над созданием главной книги своей жизни — романа «Доктор Живаго«.
Первая редакция главного романа Пастернака создавалась в 1917-1932 гг. («Три имени»), вторая — в 1935-1941 гг. («Записки Живульта»). Лишь к концу 1947 г. у писателя четко сложился замысел будущей книги. Работа растянулась на десять лет.
В СССР «Доктора Живаго» печатать отказались. Роман был впервые опубликован в Италии (1957 г.) и стал настоящей сенсацией. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Это вызвало бешеную травлю на Родине. Писателя заставили отказаться от премии.
По сути, в «Докторе Живаго» нет ничего антисоветского. Это роман о несчастной судьбе интеллигента, который представлялся автору идеальным человеком. Главный герой противостоит не какой-то определенной политической силе, а любой тирании и любому большинству, подавляющим свободную личность.
После скандала и пережитого стресса Пастернак тяжело заболел и вскоре умер (1960 г.), так и раскаявшись в написании и публикации за границей книги всей своей жизни.
В.Г. Распутин
Одним из крупнейших представителей т. н. «деревенской» прозы является В. Г. Распутин. Творческий путь писателя начался в середине 60-х гг., когда он опубликовал две книги очерков.
В 1967 г. широкую известность Распутину принесла публикация повести «Деньги для Марии». В незамысловатый сюжет писатель вложил свою главную установку на будущее: материальное благополучие обратно пропорционально душевному потенциалу человека.
В дальнейшем Распутин углубляет проблематику своих произведений. В «Последнем сроке» (1970 г.) он задумывается об истинном призвании человека, смысле его жизни. Разрушительные последствия угасания личности изображены писателем в повести «Живи и помни» (1974 г.).
Огромное социально-философское значение имела повесть «Прощание с Матерой» (1976 г.). Обреченная маленькая деревня олицетворяет собой связь времен, народную память и глубокие народные корни.
В творчестве Распутина в целом центральными понятиями являются природа и память. Только через них можно рассуждать обо всех проблемах бытия и человеческой жизни.
Заключение
Перечисленные авторы являются наиболее известными, но далеко не единственными выдающимися русскими писателями XX века. В золотой фонд отечественной литературы входят произведения А. Аверченко, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Платонова, В. Астафьева, В. Шукшина и мн. др. Появление все новых и новых имен позволяет надеяться, что в России и в XXI веке не переведутся люди, посвящающие свою жизнь тяжелому писательскому труду.