Фенечка •
второстепенный герой
💡
В романе «Отцы и дети» Фенечке отведена второстепенная роль. Несмотря на это, ее образ представляет собой сплав лучших черт женских характеров, которые, по словам И.С. Тургенева, и являли собой тот самый идеал «естественной жизни со всей ее неправильностью и во всей ее непрерывности». Фенечка – это символ уюта, чистоты, доброты, преданности и порядочности.
Описание героя
Мать Фенечки Арина служила экономкой в усадьбе братьев Кирсановых. Николай Петрович познакомился с ней на одном постоялом дворе и поразился прилежности, хозяйственности и чистоплотности этой простой женщины. Она была вдовой и одна воспитывала подрастающую дочку. Николай Петрович предложил ей переехать в его имение. Так Фенечка оказалась в усадьбе Кирсановых. После внезапной смерти матери девушка осталась одна на всем белом свете. Николай Петрович не мог допустить, чтобы сирота испытывала лишения и стал ее неофициальным опекуном.
Между тем, девушка взрослела и хорошела, превращаясь в красивую, цветущую молодую женщину: «Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки». Все эти перемены не могли укрыться от глаз Николая Петровича, и однажды он признался себе, что давно влюблен в свою подопечную. Его чувство оказалось взаимным, и результатом этих отношений явилось рождение чудесного малыша Митеньки, который стал младшим сыном Николая Петровича. Молодую мать с ребенком переселили из флигеля в дом Кирсановых, где в их распоряжение было предоставлено две комнаты.
Во все времена существовали отношения между господами-помещиками и молодыми крестьянками. Полная зависимость не оставляла женщине право выбора, и часто она становилась жертвой минутной прихоти барина. Для многих такие отношения заканчивались трагически. К счастью, в случае с Фенечкой ситуация была иной. Она сама полюбила Кирсанова за его доброе отношение и сознательно вступила с ним в любовную связь. Не будь Николая Петровича, после смерти матери ее участь могла оказаться незавидной, поэтому одновременно с любовью девушка испытывала к Кирсанову огромную благодарность за его теплоту и участие.
Такова предыстория Федосьи Николаевны, по-простому Фенечки на момент знакомства с ней читателя. О ее внешности можно судить по описанию самого автора: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».
Все, кто входил в окружение Фенечки, относились к ней с большим уважением. Несмотря на малую образованность, она покоряла людей своей невероятной искренностью, мягкостью и женственностью. Эти качества ей были даны от природы, а любовь к порядку и аккуратности она унаследовала от матери. Свои комнаты она содержала в идеальном состоянии, несмотря на скромное убранство, они сияли чистотой и дышали уютом.
Старший сын Кирсанова Аркадий после знакомства с Фенечкой одобрительно отнесся к выбору отца. Более того, он советовал ему заключить с девушкой законный брак, чтобы избавить ее от неопределенности положения. Иногда и сама Фенечка задумывалась над тем, каково ее положение в доме Кирсановых. Она чувствовала, что Николай Петрович стыдится этой неравной связи перед братом и старшим сыном. «Эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки…» – смущенно произносит Николай Петрович в разговоре с Аркадием. Но она никогда не жаловалась и ничего ни у кого не просила, просто жила и довольствовалась тем, что имеет.
Приезд Аркадия с Базаровым немного смутил молодую женщину. Она долго не решается выйти из своей комнаты, но затем все-таки появляется с ребенком на руках. Тургенев открыто восхищается образом молодой матери: «Что может быть лучше молодой и красивой матери со здоровым младенцем на руках?». Действительно, Фенечка в этот момент напоминала мадонну с картин великих живописцев. Материнство добавило к ее и без того мягкому образу еще большей женственности и очарования.
Фенечка завоевала расположение не только старшего сына Николая Петровича. Его высокомерный брат Павел Петрович, который иногда выражал недовольство этой связью, постепенно привязался к девушке. Его симпатия, возможно, основывалась на воспоминаниях о княгине Р., а Фенечка в какой-то момент напомнила ему эту женщину. Он даже бросил вызов Базарову, не в силах простить ему оскорбление Фенечки, которое тот нанес ей своим поцелуем. Фенечка становится для Базарова единственным человеком в доме, которому он симпатизирует. С ней он становится другим человеком – искренним и добродушным. В ней его привлекает неподдельная чистота и непорочность, которой так не достает Одинцовой.
«Фенечке тоже нравился Базаров», с ним она ощущает то равенство, которого ей не хватает в отношениях с домочадцами. «Федосья Николаевна до того привыкла к присутствию Базарова в доме, что воспринимала его как близкого родственника, члена семьи». Но, в какой-то момент, Евгений нарушает законы гостеприимства и позволяет себе непорядочное и грубое поведение в отношении девушки. После отказа Анны Одинцовой он хочет самоутвердиться, используя при этом, ничего не подозревающую Фенечку. Решив проверить, не проще ли завоевать расположение простолюдинки, он своим поведением наносит Фенечке глубокое оскорбление. «Грешно вам, Евгений Васильич», – произносит девушка с «неподдельным упреком». Ее негодование еще раз говорит о глубокой преданности и любви к Николаю Петровичу.
Роль героя в произведении
Доброта, забота и преданность этой героини ставят ее в один ряд с остальными «тургеневскими девушками». В романе ее образ, наряду с образом Кати Локтевой становится для Тургенева идеалом той женщины, которая способна любить и жертвовать. Не напрасно именно ей автор дарит радость материнства и заслуженное счастье в конце повествования. Таким образом, Фенечка – это носитель «примерного характера, на который надо опираться, своеобразного идеала человеческой жизни, как морального, так и социального».
Образы Фенечки и Николая Петровича являются олицетворением самой настоящей русской жизни, которая была и всегда будет основой христианской семьи. Несмотря на разницу в возрасте, эти герои обладают одними и теми же чертами характера, одинаковой системой ценностей. Важнее всего для них семейный покой и умиротворение. Им не нужны бурные страсти, потому что и без этого их жизнь наполнена взаимопониманием, искренностью и любовью.
Литература
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002
- Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. М.-Русская литература, 1999
- Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997