Пьеса | теория по литературе 📖 формы произведений

Определение

Пьеса – драматическое произведение, которое предназначено для театральных, телевизионнных постановок и радиоспектаклей. Термин обычно используется как синоним литературоведческого понятия «драма». Понятие заимствовано из музыкального искусства, где оно обозначало небольшое по объему музыкальное произведение.

История возникновения жанра

Жанр пьесы зародился в театрах Древней Греции. Первое упоминание о возникновении драматических произведений можно найти в «Поэтике» Аристотеля. Он говорит, что греческая трагедия, предназначенная для постановки на сцене, берёт начало от дифирамбов в честь бога Диониса.

Эдип в Колоне

Эдип в Колоне. Трагедия Софокла. Картина Жан Антуана Теодора Геруста.

С V в. до н.э. – расцвет греческой трагедии. Было написано более 1000 трагедий, но сохранилась только 31 пьеса Эсхила, Софокла и Еврипида. Это произведения в стихах, состоящие из сцен, в которых задействованы не более трёх персонажей. Речь героев чередуется с хоровыми песнями. Сюжеты основаны на мифах или древней истории.

В IV-I вв. до н.э. греческая драматургия меняется. Общественно-политическая тематика отходит на второй план, главными становятся семейно-бытовые отношения. В пьесах отображается современная жизнь, действие строится на любовной ситуации, описываются семейные проблемы. Вводятся одни и те же социальные типы: скупой отец, сварливая теща, смекалистый раб, хвастливый офицер, гетера и т.д.

В IV в. до н.э. Римская Республика захватила греческие земли, что повлекло за собой трансформацию греческой драмы. Пьесы стали светским развлечением. Появились новые социальные типы: ростовщик, сводник, торговец. Действие пьесы становится динамичным, все персонажи вовлечены в интригу, появляется критика героев с точки зрения морали. Значение хора значительно снижается. С падением Римской Империи на Западе исчезает и классический театр. Театральная деятельность не появлялась в течение более чем 500 лет.

Театр повторно зарождается в Европе в Римско-католической церкви. В церкви начинают читать в лицах Новозаветные эпизоды. Из этих диалогов появляется литургическая драма.

К середине XVI в. протестантское движение кладёт конец религиозной драме, что позволяет развиваться светской драматургии. В период Ренессанса появляются попытки перенести опыт классической драмы античности в современность.

В это же время театр Ренессанса появляется в Италии. Особенностью пьес этого периода является правдоподобие. Устраняется хор, положительные герои вознаграждаются, а отрицательные – наказываются. Важным становится закон триединства (времени, места, действия).

В XVII в. во Франции появляется новая драма. Главными драматургами были Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер. Во французских пьесах появляются хвастуны, дураки, старики, влюблённые, хитрые слуги. Многие пьес пишутся в стихах.

В XVIII в. появляется «мещанская драма», создателями которой были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг.

"Фауст" Гёте

Издание 1914 года. «Фауст» Гёте.

В начале XIX в. в большинстве театров Европы развивается романтическая драма. Одно из лучших произведений этого периода – «Фауст» Гёте (1808–1832). Крупнейшие драматурги-романтики: В. Гюго, Дюма-отец, П. Мериме.

XIX-XX вв. – стремление к житейской достоверности, правдоподобию в драматических произведениях (Г. Ибсен, А.Н. Островский, А.П. Чехов, М. Горький и т.д.).

На рубеже XX-XXI вв. современная драматургия начала искать новые жанры и выразительные средства. Направление экзистенциализма начало развиваться в России, а потом и Германии, Франции. Драматурги делают героем своих произведений человека, который думает только о своём бессмысленном, ненужном существовании. Героем движет страх, который заставляет его изменить несовершенный мир.

В начале 1950-х годов появляется театр абсурда. Его представители передавали читателю  своё ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушали логику и отказывались от причинно-следственных связей.

Основоположники пьесы

Первыми драматургами считают древних греков Фесписа и Фриниха, которые ввели актёра в спектакль. Между авторами устраивались драматические состязания, они же выступали актёрами в своих пьесах, писали музыку, ставили танцы.

Крупнейшими трагиками Древней Греции считают Эсхила, Софокла и Еврипида. В произведениях они затрагивают вопросы классового неравенства, всемогущества рока и обречённость борьбы с ним, описывают военные события.

Эсхил вводит в пьесу второго актёра, чем сокращает партию хора и расширяет диалог. Софокл в своих произведениях надеется на примирение торговой верхушки и аристократии. Он же впервые вводит перипетию, третьего актёра, замедляет стремительность действия.

Еврипид отрицает религию, поэтому действующие лица в его драмах – это люди, а не боги. Он вносит в трагедию интригу. Герои Эсхила и Софокла простые, у Еврипида встречаются более усложнённые характеры.

Характерные особенности пьесы

Пьеса обладает следующими характерными особенностями:

  1. Небольшой объём драматического произведения. Время изображаемого действия в пьесе должно уместиться в строгие рамки. Это влияет на построение сюжета, характер персонажей, пространство.
  2. Отсутствие авторского повествования. Авторская позиция в драматическом произведении скрыта больше, чем в произведениях других жанров. Монологи, диалоги, ремарки помогают читателю вообразить время действия, обстановку, характеры героев, их внешний вид.
  1. Деление текста на акты (или действия) и явления. Каждое действие (акт) пьесы – это относительно законченная часть целого. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица даёт начало новому действию.
  1. Авторская ремарка. С авторской ремарки начинается каждый акт пьесы. При чтении пьесы они адресованы читателю, при постановке на сцене – режиссёру и актеру. В ремарке сообщаются действующие лица, описывается сценическая обстановка, указывается возраст, внешний вид, родственные отношения персонажей, характер их общения, место и время действия, жесты и мимика героев. Это так называемый «побочный» текст произведения.
  1. Диалогическая форма построения текста. Диалог в пьесе – это средство, с помощью которого раскрываются характеры, развивается драматический конфликт. Монолог в драме не менее важен. И диалог, и монолог реализуют сюжетную функцию, характеризацию, самораскрытие персонажа.
  1. Наличие драматических перипетий. Для драматического конфликта необходимы перипетии – неожиданные обстоятельства, которые вызывают осложнения, перемены в жизни героя.
  2. Список действующих лиц.
  3. Привязка к конкретному времени и месту.
  4. Особенность построения конфликта.

Особенности построения сюжета и композиции в пьесе

Текст пьесы разделяется на действия или акты, который могут делиться на сцены, картины, явления или эпизоды. Событий в драматическом произведении немного, небольшое количество и действующих лиц. Обычно в пьесе одна сюжетная линия.

Сюжет пьесы должен быть последовательным и иметь четкую структуру.

Драматическая композиция – это членение текста пьесы на части по времени и месту действия и художественно целесообразную соотнесенность этих частей. Композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта.

Драматическое произведение состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки. Кроме этого, выделяется пролог и эпилог.

Пролог – это своеобразное предисловие, введение, которое не связан непосредственно с сюжетом драматического произведения.

Экспозиция – часть драматургического произведения, в которой описывается обстановка, предшествующая основному действию. Экспозиция тесно связана с основным действием. В этой части обычно содержится информация о персонажах, времени и месте действия.

Завязка – часть драматургического произведения, в которой возникает главный конфликт произведения. Происходят события, принимаются судьбоносные решения, которые нарушают исходную ситуацию.

Развитие действия – наиболее обширная часть драматического произведения, состоящая из определенных эпизодов, которые авторы обычно разбивают на акты, сцены, явления, действия. Это основное поле действия и развития. Писатель создаёт напряжённые моменты, задерживает момент сражения, вводит новые осложнения. Действие в пьесе должно идти по нарастающей линии.

Кульминация – это пиковая точка развития действия, самый напряжённый момент в пьесе. В основе кульминации лежит центральное, поворотное событие, которое является коренным переломом в действии в пользу той или иной занятой в конфликте стороны.

Развязка – это часть, в которой завершается основной конфликт пьесы. Здесь определяются судьбы всех действующих лиц.

Эпилог –  часть композиции, в которой производится смысловое завершение произведения в целом. В этом своеобразном послесловии автор подводит смысловые итоги пьесы.

Известны такие законы композиции:

  • новизна;
  • целостность;
  • взаимосвязь и соподчиненность;
  • соразмерность;
  • контрастность;
  • единство содержания и формы;
  • типизация и обобщение.

Художественные приемы в пьесе

Писатели-драматурги ограничены в выборе предметно-изобразительных средств. Авторы драматических произведений не использует метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму.

Основными средствами характеристики действующих лиц в пьесе являются поступки, действия, жесты, мимика, речь персонажей. Диалоги и монологи персонажей нередко включают в себя афоризмы и сентенции, а реплики «в сторону» помогают лучше узнать героя, понять его мысли и чувства.

Важную роль в пьесе играет эпиграф. Короткая цитата, помещаемая в начале произведения, несёт в себе определённый смысл. Эпиграф вводит читателя в текст, готовит к восприятию. Например, в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» эпиграф – это русская пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Писатель говорит, что бессмысленно жаловаться на других, если сам поддаёшься этим порокам.

Драма тяготеет к эффектной подаче изображаемого, поэтому писатели используют в своих произведениях гиперболу, т.е. чрезмерное преувеличение каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.

К примеру, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» встречаются такие строки:

«Да, мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков»

Также писатели-драматурги прибегают к иронии, чтобы создать в своих произведениях комический эффект. Ирония – это завуалированная насмешка, смысл которой противоположен сказанному. Ирония в пьесах А.С. Грибоедова, Д.И. Фонвизина, А.П. Чехова выражается не только в словах персонажей, но и в их действиях.

Деление внутри жанра: виды пьес

Драма – это социально-бытовая пьеса, в которой изображается серьёзный конфликт между действующими лицами (или героем и обществом). Отношения всегда полны драматизма: наблюдается напряжённая борьба внутри отдельных персонажей и между ними. Примеры: У. Шекспир «Отелло», М. Горький «На дне», Д. Дидро «Отец семейства» и др.

Трагедия – пьеса, в основе которой лежит непримиримый жизненный конфликт, который влечёт за собой трагические события (чаще всего смерть). Главный герой вызывает у читателя или зрителя сострадание, жалость. Примеры: У. Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», П. Корнель «Аттила», А.Н. Островский «Гроза» и др.

Комедия – это пьеса развлекательного характера, построенная на шутках, с использованием юмора и сатиры. В этих произведениях высмеиваются отрицательные черты характера, курьезные жизненные ситуации. Примеры: А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Ревизор, Б. Шоу «Миллионерша» и др.

К этому жанру примыкает:

  • фарс – это комедийная пьеса преимущественно для сценического исполнения, в которой преобладает абсурд и бессмыслица;
  • водевиль – это лёгкая комедийная пьеса сатирического характера, которая включает слова, танцы, музыку, песни и сценическое действие;
  • интермедия – это комическая сценка небольшого размера, разыгрываемая между действиями основного спектакля или представления;
  • скетч – это короткое комедийное произведение с несколькими персонажами.

Трагикомедия – это пьеса, которая сочетает в себе признаки трагедии и комедии. В таких произведениях трагический сюжет изображается в комическом виде, серьёзные картины сочетаются со смешными. Основной приём – гротеск. Примеры: А.П. Чехов «Вишнёвый сад», У. Шекспир «Буря» и т.д.

Мелодрама – это пьеса, целью которой является раскрытие чувственного мира героя.

Аудитория жанра

Драматические произведения востребованы у современного общества. Н.В. Гоголь говорил, что «пьеса живет только на сцене…». Этим выражением можно объяснить то, что основная аудитория драмы – это театралы и кинозрители. Актуальность этого жанра состоит в его изменчивости, гибкости, «включённости» в проблемы любого времени.

Схожесть с другими жанрами

Драматические произведения, подобно эпическим произведениям, подчинены закону развивающегося действия. Так, в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» и романе «Белая гвардия» этого же автора можно обнаружить один и тот же конфликт: «историческое время – человек». И в пьесе, и в романе человек вступает в противоречие с историческим временем.

Также пьесы тесно связаны со смеховой сферой, так как развивался в неразрывной связи с массовыми празднествами, на которых все смеялись и веселились.

Яркие представители

Франция: А. Арди, Ж. Ротру, Э. Ионеско, Ж. Мерэ, П. Корнель, П. Бомарше, Д. Дидро, Ж.-Б. Мольер, Ж.-Б. Расин и др.

Великобритания: Дж. Лилло, Р. Грин, О. Уайльд, Дж. Форд, У. Шекспир, Б. Шоу и др.

Америка: Юджин, О’Нил, Сидни Ховард, М. Коннелли, Э. Олби и др.

Германия: Г.Э. Лессинг, И. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гауптман и др.

Россия: А.П. Сумароков, А.П. Чехов,  А.В. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев, Л.Н. Андреев, А.Н. Островский, А.С. Грибоедов, Д.И. Фонвизин и др.

Другие: Г. Ибсен, А. Стриндберг, М. Метерлинк, Ф. Верфель.

Востребованность пьесы в разные периоды

Приблизительно до XVIII в. пьесы были такими же популярными, как и эпические произведения. Нередко драматический жанр становился ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Это связано с несколькими факторами:

  1. Театральное искусство (в частности постановка пьес) было доступным для всех слоёв общества. Покупку книга в это время из-за их дороговизны могли позволить себе только обеспеченные люди.
  1. В пьесах персонажи изображались с резко выраженными чертами, показывались человеческие страсти, преобладал патетический тон, гротеск. Всё это отвечало общелитературным и общехудожественным тенденциям.

С развитием печатных технологий первенство занимают эпические жанры. Тем не менее, драматическим произведениям в литературе по-прежнему принадлежит почётное место.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу по русской литературе входят драматические произведения следующих авторов: Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, М. Горького, А.М. Володина, А.Н. Арбузова, В.С. Розова, А.В. Вампилова. Также в школьную программу включены пьесы зарубежных авторов, таких как Ж.-Б. Мольер, У. Шекспир, И. Гёте.


Список литературы

  1. Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы.
  2. Владимиров В. Действие в драме – М., 1982.
  3. Громова, М.И. В поисках современной пьесы / М.И. Громова// Литература в школе. — 1996.
  4. Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2011.
  5. Журчева, О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века/ О.В. Журчева. — Самара, 2007.
  6. Пронин В. А. Теория литературных жанров. Алгебра и гармония жанра
  7. Тамарченко Н. Д. Жанровая система // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Ред. Н. Д. Тамарченко.
  8. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. Жанры драматические.
  9. Хализев Драма как явление искусства.
  10. Хализев В. Теория литературы.
  11. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 2-е изд. – М, 1972.
  12. Чистюхин И. «О драме и драматургии»
Текст: Базанов Даниил, 4.7k 👀