История возникновения былины как жанра
Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.
Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.
К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.
Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.
До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.
В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.
Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».
К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.
Характерные особенности былин
Былина имеет ряд характерных особенностей:
- Поэтичность.
- Обязательное наличие сюжета.
- Наличие героических образов богатырей (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич и др.).
- Изображение вражеской силы в единичных фантастических образах (Идолище, Тугарин, Змеевич).
- Масштабность.
- Эпический характер.
- Своеобразие вымысла.
- Наличие «общих мест».
- Фантастические картины (например, борьба богатырей с чудовищами).
- Троекратность (три направления, три богатыря, три поездки и т.д.).
Особенности построения сюжета и композиции в былинах
- Место действия в былинах – Древняя Русь. Обычно события происходят в Киеве, Ростове, на Новгородской земле, Муромской дороге.
- Герои-богатыри в одиночку побеждают фантастических чудовищ, армии врагов. Они наделены нечеловеческой силой, которая помогает им в защите родной русской земли. По словам исследователя В. Г. Мирзоева, «наступательных войн былины не знают: народная борьба не может иметь несправедливых целей».
- В произведениях этого жанра сочетаются реальные образы (образ Киева, Новгорода, князя Владимира) с вымышленными (Змей Горыныч, Идолище, Соловей-разбойник). Главными в былинах остаются персонажи, порожденные исторической действительностью.
- В построении былины, как правило, задействованы запев (не связан с содержанием), зачин (разворачивание действия) и концовка.
- Троекратность – один их главных приёмов изображения, который встречается во всех в былинах (три поездки, три богатыря, Садко три раза бросает жребий и т.д.).
- Сюжету былины свойственны воинские (борьба с чудовищем, иноземными захватчиками) и брачные (сватовство, борьба героя за жену) коллизии.
Художественные приемы в былинах
В былинах используется множество художественных приёмов и средств:
- Гиперболы:
«Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
Закричал злодей-разбойник по-звериному –
Так все травушки-муравы уплеталися,
Да й лазоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися».
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
- Эпитеты (святорусский, славный, могучий и др.).
- Синонимы («Орать, да пахать, да крестьяновати», «биться-ратиться», «путь-дорога» и др.).
- Сравнения («Тугарин почернел, как осення ночь», «Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки» и др.).
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы (головушка, травушка, силушка, Алёшенька, Добрынюшка и т.д.).
- Повторение одного и того же слова или однокоренных слов (далече-далече, дивным-дивно, черным-черно).
- Обычно окончание одной строки является началом другой:
«А приехали они да на святую Русь,
На святую Русь да под Киев град…».
- Метафоры.
- Формульные выражения. Например:
«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит,
А неделя за неделей, как трава растёт,
А год за годом, как река бежит».«Добрыня Никитич в отъезде»
- Устаревшая лексика («нести не мошь», «нейду к вам», «ворон не пролётывает», «никто не проезживает» и т.д.).
Циклы былин
Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.
Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).
В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.
Список литературы
- Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982
- Аникин, В. П. Былины. Русские народные сказки. Летописи / В. П Аникин. М.: Высшая школа, 1986. 105 с.
- Афанасьев, Л. А. Сюжет и стиль русских былин / Л. А. Афанасьев. М.: Наука; Наследие, 1993. 256 с.
- Квятковский А. П. Эпос / И. Роднянская. — Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — С. 376.
- Ковпик, В., Калугина, А. Былины. Исторические песни / В. Ковпик., А.Калугина. М.:2008. 131 с.
- Былина // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. 2001. – Стб. – 1596 с.
- Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1999