Основоположники
Основоположниками сказа считаются Н. С. Лесков («Левша») и Н. В. Гоголь («Вечерах на хуторе близ Диканьки»). Также значительный вклад привнесли И. Э. Бабель, М. М. Зощенко, П. П. Бажов.
Характерные особенности сказа
Литературоведы выделяют следующие особенности сказа:
- наличие рассказчика (не автора), который даёт оценку происходящему с точки зрения народа;
- фольклорные мотивы;
- собственная речевая манера рассказчика, не отвечающая литературным нормам;
- персонажи – живые люди;
- имитация «живого» разговора;
- органическое сочетание реального и фантастического;
- упор на устную народную речь.
Особенности построения сюжета и композиции в сказе
Сказ повествует о событиях, произошедших в реальности. Сюжеты повторяются редко. В центре событий – яркая личность, судьба которой воспринимается как исключительная, в какой-то мере фантастическая история. В сказе преимущественно оценочное повествование. Повествователь даёт оценку событиям и фактам с точки зрения народа.
Художественные приемы в сказе
В сказе часто используются:
- диалектизмы;
- профессионализмы;
- фразеологизмы;
- неполные предложения;
- иностранные слова, переделанные на русский просторечный лад.
Нередко в сказе встречается стилизация, которая достигается благодаря подражанию сказочному, былинному и песенному складу. Также к стилизации относится подражание профессиональным говорам крестьян (например, «Житие одной бабы», «Штопальщик» Н. С. Лескова) и архаичным и необычным формам письменной речи («Запечатленный ангел» Н. С. Лескова).
Яркие представители
Мастерами в написании сказа считаются такие русские писатели: Н. С. Лесков, Н. В. Гоголь, П. П. Бажов, Б. В. Шергин, М. М. Зощенко, А. М. Ремизов, В. И. Белов, С. Г. Писахов.
Востребованность сказа в разные периоды
Литературный сказ утвердил себя как жанр в середине ХIХ в. (Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Короленко и др.). Дальнейшее развитие литературный сказ получил в 20-30-е года ХХ в. (Б. В. Шергин, П. П. Бажов, С. Г. Писахов и т.д.).
Список литературы
- Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. Нижний Новгород, 1997
- Пронин В. А. Теория литературных жанров. Алгебра и гармония жанра
- Сказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина, 2001. – Стб. 989 – 1596 с.
- Хализев В. Теория литературы.