История возникновения детективного жанра
Литературоведы считают, что детектив утвердился как литературный жанр после появления в наиболее развитых буржуазных странах регулярных полицейских сил и их сыскных подразделений для пресечения и раскрытия преступлений. Кроме того, на популярность детективов оказало влияние ослабление религиозного начала в обществе.
Первыми произведениями детективного жанра считаются рассказы 1840-х гг. Э. По. Однако элементы детектива в литературе встречались и ранее. Например, сыщик-любитель становится одним из главных героев романа У. Годвина «Приключения Калеба Вильямса» (1794). Также большое влияние на развитие жанра оказали «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции» (1828).
Детектив активно развивался не только в Америке, но и в викторианской Англии. Так, писатель Ч. Диккенс вывел в романе «Холодный дом» (1853) инспектора Баккета из сыскного отделения. В знаменитых романах У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1866) большое внимание уделяется психологии персонажей, автор занят наблюдением за людьми. Произведения У. Коллинза более объёмные, в них много сюжетных линий. Благодаря У. Коллинзу у детектива появляется нравоописательная задача, которая в дальнейшем будет важна для А. Кристи и Ж. Сименона.
Первая книга, которую назвали «детективным романом» – «Дело Ливенворта» А. К. Грин (1878). В своё время эта книга была настоящим бестселлером и расходилась рекордным тиражом.
Ещё одна важная веха в развитии детектива – создание А. Конаном Дойлом образа Шерлока Холмса, величайшего сыщика мировой литературы. Этот персонаж впервые появляется в повестях «Этюд в багровых тонах» (1887) и «Знак четырёх» (1890). После чего А. Конан Дойл пишет короткие рассказы о Шерлоке Холмсе и публикует их раз в месяц на протяжении 1891–1892 гг.
В Англии продолжили традицию А. Конана Дойла такие писатели: А. Моррисон (придумал следователя Мартина Хьюитта), баронесса Оркси (создала безымянного «старика в уголке»), Э. Брама (ввёл слепого сыщика) и др.
Среди книг начала XX в. пользовались популярностью произведения Г. Леру («Тайна желтой комнаты», 1909), К. Уэллс («Малиновый джем», 1909), Г. Честертона (сборники «Неведение отца Брауна» (1911) и «Мудрость отца Брауна» (1914)).
После окончания первой мировой войны (1918) в Америке появляется новая звезда детективного жанра – М. Пост. Писатель создаёт одного из самых популярных частных сыщиков начала XX в. Главный герой его рассказов, дядюшка Эбнер, провинциальный детектив, который живёт в глуши и при поиске преступников опирается на эрудицию.
В 1918–1939 гг. литература обогащается новыми образами сыщиков. Так, знаменитая А. Кристи в «Таинственном происшествии в Стайлз» (1920) знакомит читателей с усатым интеллектуалом Эркюлем Пуаро.
Список образов известных сыщиков обширен:
- лорд Питер Уимзи (из серии романов Д. Сейерс);
- Фило Вэнс (герой рассказов С. С. Ван Дайна);
- доктор Гидеон Фелл (герой серии романов Дж. Карра);
- адвокат Перри Мейсон (герой серии романов Э. Гарднера);
- агент сыскной полиции мсье Лекок (герой произведений Э. Габорио);
- криминалист-любитель Найджел Стрейнджуэйз (из произведений Н. Блейка);
- частный детектив Ниро Вульф (из цикла романов Р. Стаута) и др.
Мастер детективного слова XX в. во Франции – писатель Ж. Сименон. Созданный им мудрый полицейский Мегрэ встречается в его 75-ти романах и 28-ми рассказах. Книги о знаменитом инспекторе Мегрэ начали выходить с конца 1920-х гг. Кроме Ж. Сименона европейский детектив представлен произведениями Дж. Ле Карре, С. Жапризо и др.
В США «главным детективным романистом» называют У. Х. Райта (псевдоним С. С. Ван Дайн). Выход его первой книги «Дело об убийстве Бенсона» (1926) ознаменовал начало «золотого века детектива» (1920–1940 гг.). Герои, выведенные писателем в романе, становятся эталонными.
Со временем английский детектив начинает сближаться с американским. Об этом свидетельствует серия романов о супершпионе Джеймсе Бонде, написанная Я. Л. Флемингом (1953–1965 гг.)
В произведениях этого писателя разгадка тайны становится менее важной. Главное – хорошо выстроенный образ харизматичного главного героя.
Расцвет детективного жанра в России приходится на советский период. Активное распространение получает шпионский роман (братья Вайнеры, А. Г. Адамов, Ю. С. Семенов и т.д.). В 1990–2000-х гг. к детективу обращаются Б. Акунин, Ф. Е. Незнанский, Э. В. Тополь, А. Д. Константинов и др. Особенностью последних лет стали женщины, обращавшиеся к этому жанру: П. Дашкова, Т. Полякова, Т. Степанова и т.д.
Основоположники детективного жанра
Родоначальником детективного жанра считают американского писателя Эдгара Аллана По. В 1841 году увидело свет первое детективное произведение в истории литературы – «Убийство на улице Морг». В рассказе Э. По молодой аристократ Огюст Дюпен расследует загадочное убийство двух женщин.
Приключения сыщика-любителя, обладающего аналитическими способностями, продолжились в повести «Тайне Мари Роже» (1842) и рассказе «Похищенное письмо» (1844). Однако сам По называл свои произведения «логическими», так как слово «детектив» ещё не существовало.
Огюст Дюпен становится первым великим сыщиком-любителем в истории детективного жанра. Именно его образ повлиял на создание героев Г. Честертона (отец Браун), Артура Конана Дойла (Шерлок Холмс), Агаты Кристи (Эркюль Пуаро) и др. Также Э. По первым ввёл в детективное произведение идею борьбы частного сыщика и официальной полиции. В борьбе за раскрытие преступления частный сыщик, как правило, побеждает.
Характерные особенности детективного жанра
По мнению исследователей, детективный жанр обладает рядом отличительных характеристик:
- Увлекательный и запутанный сюжет. В его основе лежит загадочное происшествие (преступление), обстоятельства которого неизвестны, но должны быть выяснены.
- Уникальный хронотоп, т.е. разворачивание действия в двух временах – прошлом и настоящем.
- Конфликт справедливости и беззакония.
- Устоявшийся состав героев (жертва, сыщик, полицейский и т.д.).
- Подробные характеристики героев.
- Композиция, которая предполагает постепенное и линейное развитие сюжета.
- Загадочность, таинственность, интрига.
- Удерживание читателя в напряжении.
- Широкий круг подозреваемых в совершении преступления.
- Отработка различных версий случившегося.
- Полнота фактов.
- Наличие подсказок, которые дают возможность читателю самостоятельно раскрыть секрет, прийти к определённым умозаключениям.
- В создании давящей и гнетущей атмосферы помогают эпитеты и метафоры.
- Логичность.
Особенности построения сюжета и композиции детективов
Детективные сюжеты могут строиться по-разному, но обязательной составляющей, кроме мотива тайны, является наличие определённого набора действующих лиц (преступник, жертва, сыщик, помощник, свидетели). Запутанные сюжетные линии распутывает главный герой – частный сыщик, официальный следователь-полицейский, случайное частное лицо или безымянный человек с исключительными способностями.
Часто главного героя сопровождает помощник, который обычно выполняет функцию рассказчика. Также в детективном сюжете присутствуют персонажи-соперники.
Авторы детективов в своих произведениях стремится передать колорит той или иной эпохи (например, рассказы А. Конана Дойла пронизаны атмосферой Викторианской эпохи).
В детективе есть завязка, ознакомление с героями, кульминация и развязка. Основу сюжета детектива составляет тайна, связанная с убийством, ограблением, исчезновением и т.д., которую нужно расшифровать. Во время расследования появляются данные, необходимые для выявления причин преступления. В финале главный герой объясняет, как он пришёл к правильному выводу. Обнаружение преступника – необходимое условие детектива.
Классик детективного жанра Г. К. Честертон считал, что «существо детективного романа состоит в изображении видимых феноменов, причины которых скрыты, а это и есть, если поразмыслить, существо всех философий».
Большинство книг детективного жанра издаются сериями. Например, серии А. Конана Дойла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, серии А. Кристи об Эркюле Пуаро, а также мисс Марпл и т.д.
Деление внутри детективного жанра
Детективы бывают открытого и закрытого типа.
Сюжет детектива закрытого типа строится на расследовании преступления, которое было совершено в уединённом месте.
В произведениях этого типа присутствует строго ограниченный набор персонажей. Преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Примеры: «Убийство в «Восточном экспрессе», «Десять негритят» А. Кристи, «Левиафан» Б. Акунина и др.
К детективам открытого типа относятся все остальные виды детективного жанра: полицейский, исторический, иронический, фантастический и т.д.
Рассмотрим каждый из них подробнее:
- Полицейский детектив, в котором описывается работа команды профессионалов. Герой-сыщик может отсутствовать или незначительно выделяться на фоне остальных членов команды. Этот тип наиболее приближен к реальности. Для сюжета важно наличие информаторов. Примеры: цикл романов «87-й полицейский участок» Э. Макбейна, «Петровка 38» Ю. С. Семёнова и др.
- Исторический детектив, в котором действие происходит в прошлом, или в настоящем расследуется преступление, совершённое ранее («Отец Браун» Г. К. Честертона, «Детективы в тогах» Г. Винтерфельда и др.).
- Иронический детектив, в котором читатель больше ценит не разрешение конфликта, а наличие отдельных забавных эпизодов, расслабляющую атмосферу. Часто такие произведения высмеивают штампы «классического» детектива. Примеры: «Дом с приведениями» И. Хмелевской, все произведения Д. Донцовой и т.д.
- Фантастический детектив находится на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в альтернативном настоящем, в вымышленном мире, прошлом или будущем («Интергалактическая полиция» К. Булычёва, «Отель «У Погибшего Альпиниста» братьев Стругацких и др.).
- Психологический детектив, в котором расследуется преступление, совершённое из-за зависти, мести, маниакальной страсти. Автор описывает личностные особенности подозреваемых, их убеждения, предрассудки («Тайна Эдвина Друда» Ч. Диккенса).
- Политический детектив отличается возможностью отсутствия положительных героев, кроме главного. Интрига строится вокруг политических событий и соперничества между бизнесменами («Статский советник» Б. Акунина и др.).
- Шпионский детектив описывает деятельность разведчиков, шпионов. Особое внимание уделяется разведывательной работе («Семнадцать мгновений весны» Ю. С. Семёнова, «Кошка среди голубей» А. Кристи и т.д.).
- Крутой детектив, в котором автор сосредотачивает внимание не на разгадке, а на главном герое и его действиях. Описывается чаще всего детектив-одиночка или мелкое детективное агентство («Женщина в озере» Р. Чандлера, «Весь мир в кармане» Дж. Х. Чейза и др.).
- Криминальный детектив, в котором происходящее описывается преступником, а не разыскивающими его людьми.
- Уютный детектив, в котором автор акцентирует внимание не на насилии, а на решении головоломок.
Аудитория жанра
Детективы любят люди всех возрастов. Это признанный лидер среди жанров современной литературы. Читателю нравится то, что эти произведения заставляют логически мыслить. Детективный жанр – разноплановый, ведь он включает в себя широкий спектр произведений (детективы криминальные, иронические, политические, психологические и т.д.).
Востребованность детективного жанра в разные периоды
Жанр детектива приобретает особую популярность в 30–70-х гг. ХХ века. Это связано с творчеством А. Кристи, которая создала настоящие символы жанра (Эркюль Пуаро, мисс Марпл).
Большое количество романов, рассказов, повестей было написано после Второй мировой войны. В это время чтение детективной литературы становится массовым.
Яркие представители детективного жанра
Отечественные представители жанра: братья Вайнеры, М. С. Шагинян, Ю. С. Семёнов, А. Г. Адамов, В. А. Кузьмин, Ф. Е. Незнанский, Э. В. Тополь, К. Булычёв, А. Д. Константинов, А. Маринина, Д. Донцова, П. Дашкова, Т. В. Устинова, Б. Акунин и др.
Америка: Э. А. По, Э. С. Гарднер, Д. Хеммет, Р. Чандлер, С. С. Ван Дайн, Д. Д. Карр, Р. Стаут, Ж. Футрелл, А. К. Грин, К. Уэллс и т.д.
Великобритания: А. Кристи, А. Конан Дойл, Р. Нокс, Г. Честертон, Р. О. Фримен, Д. Сейерс, С. Моэм, У. Коллинз, Ч. Диккенс, А. Моррисон, Э. Беркли, М. Аллингем, Дж. Ле Карре, Дж. Х. Чейз, Я. Л. Флеминг и др.
Франция: М. Леблан, К. Авелин, М. Аллен, Буало-Нарсежак, Э. Габорио, Г. Леру и т.д.
Другие: Ж. Сименон, И. Хмелевска, С. Лем, Ф. Глаузер, Н. Марш и др.
Список литературы:
- Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. М., 1980.
- Бавин С. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах): Популярная библиографическая энциклопедия. М., 1991
- Балахонов В. Е. От Лекока до Люпена / В. Е. Балахонов // Дело вдовы Леруж: Сб.: Пер. с фр. – М: Прогресс, 1990. – С. 25.
- Вулис А. Поэтика детектива / А. Вулис // Новый мир. – 1978. – № 1. – С. 248.
- Ильина Н. Что такое детектив? / Н. Ильина // Ильина Н. Белогорская крепость: сатирическая проза: 1955-1985 / Н. Ильина. -Москва: Советский писатель,1989. — С. 320-330.
- Огрызко В. В. «Кто сегодня делает литературу в России». Выпуск 1. «Современные русские писатели». – Москва: «Литературная Россия», 2006. – 416 с.
- Толстяков Г. А. Детектив: категории жанра I Г. А. Толстяков II Мир библиографии. — 2000. – № 3. – С. 73–78.