Маргарита •
главный герой
💡
Центральное место в романе М.А. Булгакова занимает Образ Маргариты – героини, которая подарила Мастеру большую любовь и творческое вдохновение. С именем Маргариты связано не только развитие сюжета, но и темы, поднимаемые автором: истинная свобода, неисчерпаемое творчество, безграничная, жертвенная любовь.
Общая характеристика
Полное имя героини романа – Маргарита Николаевна. Автор не акцентирует внимание на ее внешности. Можно сказать, что ее портрет составлен из легких штрихов, которыми писатель подчеркивает ту или иную деталь этого образа. Например: «тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…», «она была красива…», «…расчесывая короткие, завитые волосы», «ощипанные по краям в ниточку брови». Вместе с тем, он описывает ее голос, смех, изящество движений, и, самое главное – выражение глаз. Следовательно, не внешности героини придает автор основное значение, а качествам ее души.
Булгаков не сразу представляет читателю Маргариту. Перед этим он повествует о страданиях Мастера, о его творческих муках и тоске по любви. Но наступает день, когда герой знакомится с Маргаритой, и эта встреча навсегда меняет его жизнь. Сама обстановка, в которой происходит знакомство, содержит что-то мистическое. Переулок, в который с Тверской сворачивает Маргарита, совершенно безлюден. В руках у женщины букет невзрачных желтых цветов, как намек на дальнейшие трагические события. Внезапно она оборачивается и замечает Мастера. Позже он будет вспоминать: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих». Героев одновременно посещает одна и та же мысль, что они уже давно, задолго до этой встречи любят друг друга. Это подтверждает и сама Маргарита: «…любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»
Встреча
До знакомства с Мастером Маргарита ощущала себя глубоко несчастной, хотя имела все, о чем мечтают многие женщины: любящего влиятельного супруга, достаток, комфорт, шикарный дом. Но вольная душа Маргариты страдала от отсутствия такой любви, в которой можно было бы раствориться, ради которой стоило бы жить. «Что же нужно было этой женщине?… Ей нужен был он, Мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». «Она «угадала» его среди тысяч людей. Так же, как он угадал её».
Свое предназначение Маргарита видит в любви к Мастеру, в заботе и служении ему. Она ведет домашнее хозяйство, старается создать уют в маленькой подвальной каморке Мастера. Именно ей он доверяет прочесть первые страницы начатого романа, и Маргарита, оценив его высокое художественное мастерство, вдохновляет героя на продолжение работы.
Мастер заканчивает роман, но возникает проблема с его публикацией. Почти все издательства признают работу Мастера крамольной и отказываются выпускать ее в свет. И здесь Маргарита берет на себя решение этой задачи. Она находит поддержку в одной из редакций, которая соглашается опубликовать некоторые главы в своем журнале. С этого момента на Мастера обрушивается шквал критики. Каждый, прочитавший роман, считает своим долгом жестко высмеять автора и его труд.
Вместе с возлюбленным страдает и Маргарита, мечтая отомстить самым яростным критикам. Но агрессия и давление оказываются настолько сильными, что психика Мастера не выдерживает: он сжигает произведение и добровольно уходит в лечебницу для душевнобольных. Оказавшись в стенах больницы, осознавая, что находится в шаге от сумасшествия, он отрекается от Маргариты. Герой считает, что уже не сможет дать любимой того счастья, которое она заслуживает.
Маргарита не может простить себе того, что оставила Мастера в ту ночь, когда он принял решение сжечь рукопись. Именно после этого он попадает в больницу. Ее жизнь без Мастера превращается в кошмар. Маргарита начинает осознавать, что навсегда теряет любимого, но не желает с этим мириться. Смыслом ее жизни становится борьба за Мастера и за его бесценную рукопись о Понтии Пилате.
Невидима и свободна
Чтобы хоть краем глаза взглянуть на возлюбленного, узнать о его судьбе, героиня идет на сделку с дьяволом в лице Воланда. Маргарита оказывается перед тяжелейшим выбором. Прекрасно понимая, что заключает сделку с нечистой силой, Маргарита осознанно вступает на путь тьмы. «Я погибаю из-за любви», – произносит героиня, и эти слова говорят о том, как безгранично ее чувство. Натерев тело кремом, который дает ей Азазелло, Маргарита расстается с реальным миром. Её уже не стесняют правила и условности ненавистного ей общества, она освобождается из его пут со словами: «Невидима и свободна!»
Всё по той же причине – чтобы встретиться с Мастером – Маргарита принимает предложение стать королевой на балу Сатаны. Бал является едва ли не самым ключевым эпизодом произведения. Именно это событие определяет, заслуживает ли героиня того счастья, к которому так стремится ее душа, не дрогнет ли она перед предстоящим страшным ритуалом. Но Маргарита готова пройти через всё, чтобы воссоединиться с любимым.
Она облачается в одежды, которые причиняют ей невыносимую боль, опустошает наполненный кровью кубок, не сопротивляется, когда мертвецы целуют ее ноги. Несмотря на распухшее и посиневшее колено, Маргарита гордо, на правах хозяйки обходит гостей бала. Даже тяжелая цепь с рамой, натиравшая ей шею, не становится препятствием тому, чтобы Маргарита отказалась от своей роли. Она с достоинством выполняет свою великую миссию.
М.А. Булгаков соединяет в своей героине противоположные качества – святой женщины и ведьмы. Восхищает жертвенность Маргариты, ее, не знающая границ, любовь к Мастеру. Сцена с детоубийцей Фридой также характеризует героиню, как человека с добрым сердцем, принимающего чужую боль. С другой стороны, она дает согласие на взаимодействие с нечистой силой. У Маргариты проявляется такое качество, как жестокость. Особенно сильно это чувство по отношению к врагам Мастера. Жгучую ненависть она испытывает к критику Латунскому. Она крушит все в его доме, желая отомстить за ту разгромную статью, которая, по сути, уничтожила Мастера, доведя его до сумасшедшего дома.
Маргарита – гордая женщина, поэтому она не просит Воланда исполнить обещание. Его ответом на ее молчание становятся следующие слова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!» Превозмогая внутреннее сопротивление, героиня все же озвучивает свое желание: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера!»
Финал
Князь Тьмы, могущественный Воланд по достоинству оценивает великую силу любви Маргариты к Мастеру. Он поражен стойкостью и преданностью женщины и щедро дарует ей возможность навечно воссоединиться с возлюбленным. Тех же, кто, так или иначе, был повинен в трагедии Мастера, он жестоко наказывает. Воланд восстанавливает испепеленную рукопись, сопровождая этот акт бессмертной фразой: «Рукописи не горят».
Мастер не заслуживает Света, потому что, предав свой труд, и отказавшись от возлюбленной, он оказывается слабее Маргариты. Воланд дарит герою вечный покой, а Маргарита, не видевшая смысла жизни без Мастера, готова до конца разделить его судьбу. Если бы не обстоятельства, с которыми не смог справиться Мастер, Маргарита могла бы прожить с ним долгую и счастливую жизнь. Однако, судьба распорядилась иначе, и героине выпало лишь умереть вместе со своим возлюбленным.
Роль героини в произведении
Для русской литературы двадцатого столетия образ Маргариты стал символом величайшей любви, преданности и вдохновения. В героине автор воплотил ту силу и волю, благодаря которым она проходит через тяжелейшие испытания и в итоге принимает смерть ради возможности навеки воссоединиться с любимым. Такие качества героини, как сочувствие и самопожертвование привносят в сюжетную линию романа ноты гуманизма и эмоциональности.
Маргарита, принявшая условия сатаны, является, тем не менее, более привлекательным персонажем, нежели Мастер. Она до конца остается верна себе и, благодаря своей целеустремленности, спасает героя от безумия в психиатрической лечебнице. Этим героиня олицетворяет жизнеутверждающее, деятельное, энергичное начало.
Развитие героини по мере сюжета
В начале романа Маргарита представляет собой обеспеченную, привыкшую к роскоши женщину, которая страдает от одиночества и отсутствия любви. Встреча с Мастером и вспыхнувшее между героями чувство преображают Маргариту. Ее сердце наполняется любовью, она словно расцветает, раскрываются такие черты ее характера, как умение сопереживать, заботиться, радоваться простым, обыденным вещам. Героиня готова делить с возлюбленным не только радость, но и любые невзгоды.
Исчезновение Мастера становится для Маргариты настоящей трагедией. Ни на минуту не забывает она о любимом, и здесь проявляются такие ее черты, как верность и преданность. Сделка с Воландом еще больше преображает героиню. Теперь читатель видит, что в характере Маргариты-ведьмы появляются наклонности к мести и разрушению. Но следующий эпизод с балом опровергает предположение о том, что силы тьма могут одержать верх над душой Маргариты. Даже в образе ведьмы она остается милосердной и способной к сочувствию.
Героиня – неординарная, многогранная личность. Тьма, поселившаяся у нее в душе, не способна погасить тот свет, который излучает ее сердце. Благодаря огромной силе воли и этому трепетному, любящему сердцу, Маргарита остается верной не только своему любимому, но и себе.
Отношение автора к героине
Михаил Афанасьевич Булгаков обладал способностью, которая отличала его от многих собратьев по перу. Он настолько вживался в создаваемые им образы, что начинал смотреть на мир их глазами. Это особенно хорошо прослеживается в его бессмертном романе «Мастер и Маргарита».
Воспринимая мир глазами Маргариты, автор так пронзительно изображает «настоящую, верную, вечную любовь», что не возникает сомнений в том, что ему самому довелось пережить подобное чувство. Он заставляет читателя поверить в эту любовь раз и навсегда, несмотря на ее странность и безрассудность: «За мной, читатель. и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».
Безусловно, образ Маргариты близок и симпатичен автору. Иначе читатель лишился бы возможности созерцать этот символ верности, жертвенности и красоты. Всеми этими качествами обладает булгаковская Маргарита, в образе которой отразились творческая индивидуальность автора, его смелый вызов устоявшимся художественным канонам.
Прототипы
Когда М.А. Булгаков задумывал свой роман, он не предполагал создавать образ Маргариты. Этот персонаж возник, когда в жизни писателя появилась прекрасная женщина Елена Сергеевна Шиловская, ставшая его третьей женой. Именно она считается общепризнанным прототипом Маргариты Николаевны из романа «Мастер и Маргарита».
Булгаковеды находят в документах писателя подтверждение тому, что Михаил Афанасьевич считал «свою Маргариту» (так он называл Елену Сергеевну), вдохновительницей и музой. Она, как и героиня романа, от начала и до конца прошла с ним тернистый путь, разделяя все нападки и гонения. Именно от нее писатель получал колоссальную моральную и духовную поддержку. Елена Сергеевна была с супругом до последних минут его жизни, занималась правкой и редактированием романа, а потом в течение двадцати лет боролась за то, чтобы произведение увидело свет. Благодаря этой удивительной женщине, читатель получил возможность познакомиться с этим высокохудожественным шедевром.
Экранизации героини
Существует четыре известных экранизации романа «Мастер и Маргарита». Первая из них состоялась в 1972 году. Это был фильм югославских и итальянских кинематографистов, главную роль в котором сыграла звезда итальянского кино Мимзи Фармер.
Второй кинематографической Маргаритой стала популярнейшая польская актриса Анна Дымна. Фильм по мотивам романа Булгакова вышел в Польше в 1988 году. Лента получила большое одобрение у критиков и зрителей благодаря тому, что ее создатели с большим вниманием отнеслись к литературному первоисточнику.
Первая русская киноверсия появилась в 1994 году. Режиссер Юрий Кара в образе Маргариты видел только одну актрису – Анастасию Вертинскую. Она и стала исполнительницей главной роли в этом фильме.
Самой известной экранизацией романа считается телесериал 2005 года, главные роли в котором достались Анне Ковальчук и Александру Галибину. Зрители с нетерпением ожидали премьеру, но после того, как она состоялась мнения и зрителей, и кинокритиков разделились. Споры касались и подбора актеров, и сценических эффектов, и операторской работы, и режиссерского видения. Тем не менее, фильм посмотрело огромное количество зрителей, в числе которых преданные поклонники великого Мастера, М.А. Булгакова.
Литература
- Барков А.Н. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Вечно-верная» любовь или литературная мистификация? — М., 1999.
- Гаврюшин И.К. Нравственный идеал и литургическая символика в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. Кн. 3. — СПб., 1994.
- Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения. Вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. — Кемерово, 1988.
- Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» // Литературные традиции в поэтике М.Булгакова: Межвуз. сб. науч. тр. — Куйбышев, 1990.
- Миллиор Е. Размышления над романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита». — Л., 1975.