Павел Петрович Кирсанов •
главный герой
💡
В образе Павла Петровича Кирсанова И.С. Тургенев воплотил традиционные черты либерально настроенной части русского дворянства. В романе ему отведена роль представителя гвардии «отцов» и самого яростного оппонента Базарова. Поскольку образ этого главного персонажа является собирательным, у него нет реального прототипа. Большая часть жизненной истории Павла Петровича остается за страницами произведения.
Павел Петрович – мужчина лет сорока пяти, аристократ до кончиков ногтей с изящными манерами и красивой, породистой внешностью: «красивый, изящно одетый», «лицо его… необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».
У него есть младший брат Николай, с которым он проживает в поместье, и два племянника – старший Аркадий и маленький, недавно родившийся, Митя. Автор почти не дает информацию о детских годах этого героя. Известно лишь, что он вырос в семье, главой которой был малограмотный и грубый отец, дослужившийся до генеральского чина: «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».
После домашнего обучения Павел, благодаря связям отца, продолжил учебу в Пажеском корпусе, быстро и легко продвигаясь по карьерной лестнице: «вышел офицером в гвардейский полк». Наряду с новыми званиями он приобретал авторитет в аристократических кругах Петербурга, где «его уважали за его отличные, аристократические манеры» и наделили статусом светского льва. Мужчины втайне завидовали ему, а женщин сводило с ума его холодное равнодушие: «…ведь он красавцем был, голову кружил женщинам…»
Любовь
В жизни Павла Петровича была история любви, которую можно назвать не иначе, как роковой. Предметом этой страсти была графиня Р., ради которой Павел пожертвовал блестящей военной карьерой: «Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней». «Года четыре провел он в чужих краях, гоняясь за нею…»
В итоге эта любовь оказалась безответной и разрушительной. Она морально уничтожила молодого человека, превратив его в мизантропа, избегающего общества: «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» После известия о смерти графини Павел Петрович навсегда закрыл свое сердце, до которого не смогла достучаться ни одна женщина. Вскоре он навсегда обосновался в своем имении, где и предстал перед читателем в самом начале романа.
Несмотря на пережитую драму и связанные с ней страдания, Павел Петрович и по прошествии лет все еще остается видным и эффектным мужчиной. Он седовлас и невысокого роста, но ему удается сохранять ту «юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». Его ухоженность сквозит буквально во всем: безупречный и модный костюм дополняет белоснежный, каменно накрахмаленный воротничок, он пользуется дорогим «благородным» парфюмом, его идеально ухоженные ногти, по словам Базарова, можно отправлять на выставку. У Павла Петровича белоснежные зубы и красивый бархатный голос: «…заговорил он приятным голосом». Особенно хороши были его продолговатые черные глаза, которые казались еще прекраснее на фоне мраморной кожи лица: «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд…»
Несмотря на проживание в сельской глуши, Павел Петрович заявляет: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека». Он является подражателем всему английскому: заказывает себе английскую одежду: «…одетый в темный английский сьют…», дорогое какао и зеленый чай, читает английскую прессу: «Он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…» Манеры Павла Петровича соответствуют его образу жизни. Он всегда и везде старается вести себя по-джентельменски, поэтому ему так отвратительно поведение Базарова: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Именно Базаров является тем человеком, который может вывести Павла Петровича из себя. Нередко его вспыльчивая натура не выдерживает, и, казалось бы, начавшаяся мирно беседа заканчивается бурным спором. О взрывном характере Павла говорит его брат Николай: «Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый».
Характер
Внешняя холодность Павла Петровича нередко отпугивает людей. Особенно настороженно к нему относятся простолюдины. Но в глубине души старший Кирсанов является отзывчивым и участливым человеком. Он почти никогда и никому не отказывает в просьбе, а также защищает интересы крепостных крестьян, правда, беседуя с ними, «он морщится и нюхает одеколон». Его брат Николай ценит в нем такие качества, как ум, великодушие и честность, что, по его мнению, является поводом для еще большего уважения: «Ты такой же благоразумный, как и великодушный… безукоризненно честный человек», «…ты самый добрый и умный человек в мире».
В то же время, в характере Павла Петровича присутствуют такие черты, как заносчивость и гордость. Сам он оправдывает это тем, что человек без самоуважения не может быть полноценным как для общества, так и для самого себя: «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе…нет никакого прочного основания общественному благу». Иногда он бывает насмешливым и как то по-забавному желчным: «С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично».
К своему брату Николаю он относится с огромной теплотой и любовью. Этому не мешает даже огромная разница в их характерах: «…с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил». Он бескорыстно предлагает Николаю помощь, когда того настигают финансовые трудности, ничего не требуя взамен. По сути, Павел Петрович – глубоко несчастный человек, «мертвец» в душе, как говорит о нем Аркадий. Виной всему его несчастная любовь к графине Р. Возможно, поэтому он так трепетно относится к своей семье, – любовь к брату и племяннику компенсирует ему то, что он недополучил в своей жизни.
Все меняется с приездом в имение Базарова. Умеренный, сдержанный Павел Петрович не в силах сдерживать ненависть по отношению к внезапному гостю. Прежде всего, он считает, что Евгений с его философией отрицания плохо влияет на Аркадия. Личная неприязнь усугубляется развязностью манер, цинизмом, неоправданной гордостью Базарова. Но больше всего самолюбие Павла Петровича ущемлено тем, что Базаров так же презирает его. Он не может принять того, что его, уважаемого человека, аристократа пытается оспаривать какой-то наглый нигилист.
В спорах, как правило, побеждает Базаров, и это еще больше разогревает Павла Петровича. Он понимает, что Базаров не оставляет ему никакой надежды, перечеркивая всю его бессмысленную и пустую жизнь. По этой причине он часто срывается, употребляя оскорбления, ехидные замечания и насмешки. Базаров же остается спокойным, приберегая силы для основной схватки.
Дебаты, которые разгораются между противниками, носят не частный характер, они спорят о будущем устройстве России. В них очень хорошо проявляются общественно-политические взгляды Павла Петровича. Рассматривая роль дворянства, Кирсанов жестко отстаивает позицию, согласно которой движущей и развивающей силой общества является аристократия. Он верит, что при помощи либеральных реформ и гласности аристократы приведут страну к так называемой «английской свободе». По мнению же Базарова, от аристократов вообще нет никакой пользы.
В следующем споре на тему нигилизма и его роли Павел Петрович резко осуждает это течение за пропаганду неуважения, отрицания и беспринципности. Говоря о бессилии нигилистов, Павел Петрович едко замечает: «Вас всего четыре с половиной человека» и сразу получает ответ Базарова: «От копеечной свечи Москва сгорела».
В спорах о народе Павел Петрович делает ставку на семью, христианство, крестьянскую общину, прославляя русскую патриархальность. Базаров же утверждает, что народ настолько невежественен, что не в силах понять собственных интересов. Нигилизм, по его утверждению – это и есть воля народного духа.
Наконец, в споре о природе и искусстве Кирсанов прославляет и то и другое, считая это одной из наивысших человеческих ценностей. В этом вопросе Тургенев четко принимает позицию Павла Петровича. Базаров отрицает и то и другое: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а Рафаэль, по его мнению, вообще не стоит ломаного гроша.
Ни в одном из споров герои не достигают компромисса, а последнее слово всегда остается за Базаровым. Таким образом, дуэль можно рассматривать, как логическое завершение этого противостояния. Именно с помощью нее Кирсанов надеется одержать победу над Базаровым, который считает это решение глупостью: «Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!». Поэтому их поединок, как известно, заканчивается лишь легким ранением Павла Петровича. «Дуэль, – писал Тургенев, – введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комически».
Роль героя в произведении
Павел Петрович – это тот персонаж, без которого роман потерял бы свою идейность. Столкновением Кирсанова и Базарова автор демонстрирует проблему разногласий между дворянами и разночинцами-демократами. Представляя Кирсанова, как человека, принадлежащего к «сливкам» аристократии, он показывает его честность, щедрость, сочувствие крестьянам, но, в то же время, с помощью тонкой иронии делает вывод о безжизненности принципов этого барина. Образом Павла Петровича Тургенев показал поколение, которому ничего не остается, как сойти с дистанции и со стороны наблюдать за прогрессом. Финал истории старшего Кирсанова происходит в Дрездене, где он живет в одиночестве, вдали от семьи и родины.
Развитие героя по мере сюжета
В молодости Павел Петрович был не похож на того человека, с которым знакомится читатель на страницах романа. Успешный офицер с блестящим будущим, красавец, покоритель сердец. Поражение в любви и последующая смерть возлюбленной лишают его всякой надежды на обретение счастья. Меняясь буквально на глазах, сгорая от испепеляющей его сердце любви, он не способен найти свое место в этом мире и поселяется в имении. Постепенно он начинает забывать свое прошлое, но не видит себя и в настоящем. Его мир настолько пуст, что споры с Базаровым становятся чем-то вроде развлечения для его израненной, нежной души.
В финале романа герой выбирает одиночество и покидает Россию. Его любовь, ставшая для него всей его жизнью, умерла, забрав с собой все живое, что когда-то было в его душе. Мертв и Базаров, не давший этой душе окончательно завянуть. За эти долгие годы Кирсанов смирился, стал спокойным и равнодушным. Завершая историю бесполезной жизни Павла Петровича, Тургенев сочувственно отмечает: «Жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает». То ли упрек, то ли усмешка звучат в последних словах, посвященных герою: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Этот предмет – единственное, что связывает с родиной «мертвеца» Павла Петровича Кирсанова.
Отношение автора к герою
И.С. Тургенев разделяет высокие нравственные принципы Павла Петровича, но понимает, что они неспособны прижиться в той действительности, в которой он существует. Тургенев также акцентирует внимание на его отсталости от жизни. Все, что составляет жизнь Павла Петровича – это строгое следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и от которых не в силах отказаться. Сам же писатель не видит никакого смысла в таком существовании, потому что оно лишено какой-либо цели. Смысл жизни окончательно был утрачен Павлом Петровичем после разрыва с княгиней Р. По этой причине и называет автор своего героя «мертвецом».
В спорах Павла Петровича с Базаровым писатель придерживается нейтралитета и не поддерживает ни одну из сторон. Следовательно, конфликт отцов и детей остается открытым. Понимая всю глубину проблемы, автор не знает, как разрешатся вопросы, поднятые его персонажами. Тем не менее, эти вопросы и придают особую остроту повествованию, раскрывают образы каждого героя и показывают победу новых идей над старым отжившим миром «отцов».
Экранизации героя
В экранизациях разных годов роль Павла Петровича Кирсанова исполняли такие актеры, как Николай Никольский, Бруно Фрейндлих, Андрей Смоляков, Евгений Велихов. В 1983 году зрители познакомились с очередной постановкой режиссера Вячеслава Никифорова. Для исполнения роли Кирсанова был приглашен актер Театра им. Моссовета Борис Петрович Химичев (1933-2014). К тому времени в копилке актера уже насчитывалось 25 сыгранных ролей. Впоследствии сам актер будет считать роль в фильме «Отцы и дети» одной из самых значимых в своей карьере.
Кинокритики отмечали, что Павел Петрович в исполнении Химичева предстал перед зрителем «изящным рыцарем с глазами раненой серны, человеком чрезвычайно симпатичным и тонко обаятельным». Актеру удалось создать образ не только барина-аристократа, но и показать судьбу глубоко несчастного и одинокого человека, принявшего решение добровольно отречься от этого мира. Химичев сумел привнести в фильм ту лирическую ноту, которую можно назвать элегией одиночества, и которой огромное значение придавал сам Иван Сергеевич Тургенев.
Литература
- Татарова В. М. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. I полугодие.- М., ВЛАДОС, 2019.
- Такташова Т. В., Загорская Е. Я., Ветошкина Л. А. Загадочная русская душа. Произведения русских писателей ХIХ–ХХ вв. с комментариями и заданиями.- М., Флинта, 2012.
- Джанумов С.А., Кременцов Л.П. Русская литература ХIХ века. 1850–1870 : учеб. Пособие.- М., Флинта, 2011.
- Доманский, В. А. Литература и культура : Культурологический подход к изучению словесности в школе.- М. : ФЛИНТА, 2020
- Русская литература. Историко-литературный журнал. № 2, 1984. / Гл. ред. В. В. Тимофеева. — Ленинград.: Изд-во Академии Наук СССР, 1984.
- Чайковская, И. Время Культуры. – СПб. : Алетейя, 2018.