Исторический жанр | теория по литературе 📖 формы литературных произведений

Определение

Под историческим жанром понимается многообразие поэтических и прозаических жанров, содержанием которых становится изображение событий, составляющих историю различных народов, государств. Чаще всего в таких произведениях задействованы реально существовавшие личности (цари, императоры, военные и т.д.).

История возникновения исторического жанра

Истоки исторической литературы восходят к национальному эпосу. Так, русский народ создавал былины, в которых воспевал образы богатырей. Деятельность русских богатырей была направлена на защиту Русской земли.

С христианством появляются новые источники исторической литературы, например, жития православных мучеников и святых. Житийная литература положила начало первым историческим биографиям.

Одним из важнейших жанров рукописной исторической литературы Руси считалась летопись – хроника жизни и деяний государственных деятелей, описания важнейших событий (например, «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Мамаевом побоище» и т.д.). Тексты летописей соединяли строгие факты, живость, эмоциональность и словесную выразительность изложения.

В XVI в. на первый план выдвинулись исторические песни, сюжет которых посвящён конкретным событиям и реальным лицам русской истории («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына» и т. д.). В основе повествования – действительные события недавнего прошлого (о войнах, нашествиях, восстаниях и т.д.), национальные интересы и идеалы.

В XVIII в. появляются оды М. В. Ломоносова, посвященные эпохе Петра I и современным поэту историческим событиям. Писатель М. М. Херасков в «Россиаде» пишет о взятии Казани русскими войсками Ивана Грозного в 1552 году.

На рубеже XVIII-XIX вв. создаётся исторический роман – особый литературный жанр, который ставит перед собой цель изобразить жизнь прошедших эпох. Основоположником жанра считается знаменитый «шотландский чародей» – Вальтер Скотт (1771–1832).

В. Скотт «Айвенго», иллюстрация

Его произведения поражали современников слиянием исторических фактов и воплощением живых картин. Творчество В. Скотта оказало влияние на дальнейшее развитие этого жанра.

Внимание к историческому прошлому подпитывается победой России над Наполеоном Бонапартом в 1812 году. Осознанная потребность в синтезе национально-исторического и эстетического идеалов приводит к поискам новых форм. Именно в это время Н. М. Карамзин пишет «Историю государства Российского» (1816–1818). Писатель оказывает значительное влияние на развитие жанра исторического романа. С выходом этого многотомного сочинения интерес к исторической литературе в России возрастает ещё больше.

Становление исторического жанра в России связано с именем А. С. Пушкина («Полтава», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Арап Петра Великого», «История Пугачева», «Борис Годунов»). Благодаря произведениям А. С. Пушкина русская литература обретает историзм мышления. Историзм прослеживается в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Эти писатели не создавали собственно «исторических романов», но их сочинения пронизаны духом историзма, размышлениями о судьбе человека в историческом контексте.

Традиции пушкинской исторической прозы были развиты и обогащены Л. Н. Толстым во второй половине XIX века. В романе-эпопее «Война и мир» изображается масштабный исторический процесс, соединяются судьбы вымышленных героев с историческими лицами, совмещается «жизнь частная» и «жизнь историческая». Также передаются особенности того времени: общественные, идеологические, бытовые, психологические.

Основоположники исторического жанра

Родоначальником исторического жанра (романа) считается шотландский писатель В. Скотт. Его перу принадлежат произведения, описывающие период крестовых походов («Ричард Львиное Сердце», «Айвенго» и др.), время основания европейских национальных монархий («Квентин Дорвард»), период английской буржуазной революции («Вудсток»), крушение в Шотландии клановой системы («Уэверли») и др. Впервые в произведениях В. Скотта воссоздание прошлого основывается на изучении исторических источников. Особенность В. Скотта как писателя заключалась в его умении чувствовать социальные настроения, психологию людей.

Основоположник исторического жанра в русской литературе – А. С. Пушкин («Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.).

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», иллюстрация

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», – писал поэт.

В своих произведениях А. С. Пушкин уделял особое внимание социальной борьбе, пониманию народа как важнейшей исторической силы.

Характерные особенности жанра

Большинство литературоведов выделяют следующие характерные особенности исторического жанра:

  • В основе сюжета лежит знаменательное событие, особенно сильно повлиявшее на ход истории и изменившее судьбы людей (например, события Пугачевского бунта в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина).
  • Соединение исторических фактов с художественным вымыслом.
  • Действия разворачиваются на фоне событий прошлого.
  • Описание конкретных географических объектов.
  • Наличие реально существовавших и вымышленных личностей (например, в романе «Война и мир» император Александр I, полководец Наполеон Бонапарт, князь Багратион, полководец Михаил Кутузов).

Л. Н. Толстой «Война и мир», иллюстрация (Кутузов)

  • Воссоздание местного колорита, своеобразие национальных характеров, героического облика персонажей.
  • Описание быта, нравов и традиций определённой эпохи (например, в «Капитанской дочке» семья Гринёвых следует моде эпохи Просвещения и нанимает француза Бопре в качестве учителя для Петра).
  • Язык повествования приближенный к эпохе автора.

Деление внутри исторического жанра

К самым крупным историческим жанрам относятся:

Исторический роман – это произведение, события которого разворачиваются на историческом фоне; действующими лицами могут выступать исторические личности. Примеры: «Пуритане» В. Скотта, «Шуаны» О. Бальзака, «Хроника царствования Карла IX» П. Мериме, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго и др.

Историческая повесть – это меньшее по объёму произведение, в котором изображаются в художественной форме события и лица определённого исторического периода. Примеры: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Минин и Пожарский» В. Б. Шкловского, «Деревянное яблоко свободы» В. Н. Войновича и т.д.

Историческая поэма – это крупное стихотворное произведение с развёрнутым историческим сюжетом (например, «Медный всадник», «Полтава» А. С. Пушкина, «Тобольский летописец» Л. Н. Мартынова и т.д.).

Эти произведения охватывают большой круг исторических образов, событий, исторических фактов и т.п.

Реже встречаются исторические рассказы, стихотворения.

Аудитория жанра

Исторический жанр невероятно популярный. Это один из самых ярких и самобытных жанров в мировой литературе, который нравится ценителям истории. Однако историки, как правило, предоставляют сухой фактический материал, довольно трудный для чтения. Писатель оживляет сухие исторические факты, насыщает их своей фантазией, даёт образное представление об описываемой эпохе. Историческая литература включает в себя широкий спектр произведений. Читатель может узнать о викингах, крестовых походах, королях и королевах, великих домах и династиях, революциях и войнах.

П. Мериме «Хроника царствования Карла IX», обложка

Яркие представители исторического жанра

В русской литературе в историческом жанре работали такие известные писатели: А. С. Пушкин, М. Н. Загоскин, Н. М. Карамзин, Л. Н. Толстой, М. А. Булгаков, А. Н. Толстой, М. Горький, Н. С. Лесков, Д. С. Мережковский, И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, Н. А. Островский, А. И. Солженицын, А. П. Платонов, А. П. Чаплыгин, В. Я. Шишков, М. А. Шолохов, М. А. Алданов, В. Г. Ян, О.Д. Форш, Ю. Н. Тынянов, Б. Акунин и др.

Зарубежные представители: Гомер, В. Скотт, О. де Бальзак, В. Гюго, А. Франс, П. Мериме, А. Дюма-отец, Т. Манн, Гёте, Ф. Шиллер, Э. Уэйр, Б. Корнуэлл, М. Твен, Р. Сабатини, Г. Сенкевич, А. Конан Дойл, Р. Роллан, С. Цвейг, Р. Джованьоли, Э. Войнич и др.

Востребованность жанра в разные периоды

В первой половине XIX в. историческая наука становится предметом пристального внимания исследователей, формирующих основные методы и принципы изучения исторических источников. В это же время начинают публиковаться различные исторические хроники и материалы. Интерес к историческому наследию связан с политической ситуацией в мире. В произведениях поднимаются вопросы народной жизни, нации. До конца второй половины XIX в. жанр активно развивается.

Большая заслуга в развитии исторической прозы принадлежит писателям-декабристам. Историческая тема нашла широкое отражение в творчестве К. Ф. Рылеева, М. С. Лунина, В. К. Кюхельбекера, А. О. Корниловича и др.

С 1829 по 1836 год в русской литературе появляется много исторических романов, которые сыграли значительную роль в развитии и становлении жанра (М. Н. Загоскин, Ф. В. Булгарин, А. С. Пушкин, Н. А. Полевой, И. И. Лажечников, Н. В. Гоголь).

С 1860 года начинается новая волна интереса к прошлому своей родины. Развиваясь по пути реализма, исторический жанр достигает расцвета в драме, изобразительном и музыкальном искусстве. В 1863-1868 годы создается роман-эпопея «Война и мир», появление которого стало вершиной в развитии жанра исторического романа.

После Октябрьской революции начинается новый виток развития жанра. В это время реалисты Запада пишут произведения, которые по праву можно считать выдающимися образцами художественной исторической литературы. Обращение к прошлому при этом было связано с необходимостью защиты культурного наследия («Лотта в Веймаре» Т. Манна, романы Фейхтвангера).

Основные темы, которые затрагивают русские писатели в этот период:

  • гражданская война;
  • революционные идеи;
  • судьба передовой русской культуры в царской России;
  • роль народа в историческом процессе;
  • изображение переломных моментов российской истории;
  • борьба против самодержавия и т.д.

К знаменитым произведения исторического жанра того времени относят «Епифанские шлюзы» А. П. Платонова, «Разин Степан» А. П. Чапыгина, «Емельян Пугачев», В. Я. Шишкова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого и др.

Затем наблюдается спад в развитии исторического жанра из-за отхода от историзма общественной мысли. Но с 60-х годов выходят романы В. С. Пикуля, П. А. Загребельного, В. Ф. Пановой, С. П. Бородина.

Писатели последней трети XX в. занимаются поиском гуманистической концепции в романах (А. И. Солженицын, Б. Ш. Окуджава, О. Н. Михайлов и т.д.).

Представители исторического жанра в школьной программе

В школьную программу по литературе входят такие произведения исторической тематики: «Слово о полку Игореве»; «Одиссея» Гомера, «Капитанская дочка», «Полтава», «Борис Годунов», «Арап Петра Великого». «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Бородино», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон», «Судьба человека», «Они сражались за Родину» М. А. Шолохова, «Белая гвардия» М. А. Булгакова, «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, «Пётр Первый» А. Н. Толстого, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова, «Сын полка» В. П. Катаева, «А зори здесь тихие» Б. Л. Васильева и т.д.

Список литературы:

  1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII – первая четверть XVIII в.). – М., 1976.
  2. Анкушина, Ю. П. Воспитательное значение исторической литературы для подрастающего поколения // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2013. – С. 5-6.
  3. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 115.
  4. Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  5. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: в 3-х т., Т. 2. М., 1964. С. 39-40.
  6. Корсаков А.А. Исторические мотивы в русской литературе 18-19 вв. М., 1983 г.
  7. Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. — К.: Грамота, 2008.
Текст: Ирина Мещерякова, 3k 👀