Общественный прогресс. Типы обществ. Глобальные проблемы XXI века

Общественный прогресс и его критерии Слово «прогресс» происходит от латинского  выражения «прогрессум сум», что переводится как «поступательное движение вперед». То есть Прогресс – это тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному. Идея о поступательном развитии общества появилась в XIX веке вместе с развитием эволюционной теории. При выделении критериев общественного прогресса необходим […]

Продолжить чтение!

Мораль

Мораль – это особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им. Отличия норм морали от обычаев и норм права: Следование моральным нормам – это свободный, осмысленный выбор каждого человека. В отличие от морали, обычаи и нормы права требуют беспрекословного подчинения. Мораль […]

Продолжить чтение!

Искусство

Различные трактовки искусства ( 10 класс) Искусство – это… В узком смысле: форма практического духовного освоения мира. В широком смысле: наивысший уровень мастерства, умения в любой сфере общества (кулинария, медицина, строительство и так далее). Искусство отличается от других сфер жизни общества тем, что: — познает мир с помощью образного мышления, то есть выражением чувств и […]

Продолжить чтение!

Религия. Мораль

Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам ( 10 класс) Религия – это вера в сверхъестественное, особая форма мировоззрения, система ритуалов и обрядов, объединяющих людей в общность, форма приспособления человека к окружающему миру. Не любую веру в сверхъестественное можно назвать религией. Религия обязательно включает в себя следующие компоненты: Религиозное сознание, […]

Продолжить чтение!

Образование и его значение для личности и общества

Образование и его значение Образование – это… Совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений, навыков и традиций, необходимых для применения в практической деятельности. Процесс становления личности путем получения новых знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей. В современном мире основной инструмент образования – школа. Именно здесь закладываются основные знания и умения, благодаря которым индивид […]

Продолжить чтение!

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Понятие науки Наука – это… Система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человечества. Сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых достоверных знаний. Система специфических организаций и учреждений (университетов, исследовательских институтов, научных лабораторий и так далее). Наука также является социальным институтом общества и включает в себя ученых, их опыт и знания, научные организации, специальное оборудование, […]

Продолжить чтение!

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Термин «культура» происходит от латинского слова, которое в буквальном переводе означает «обрабатывать, возделывать землю» (аналогично русскому термину «культивировать» растения). В настоящее время существуют разные подходы к определению термина «культура»: Технологический, согласно которому культура – это все результаты материальной и духовной деятельности людей. Деятельностный, согласно которому культура – это прежде всего творчество, деятельность по созданию чего-либо […]

Продолжить чтение!

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества

Общество как форма жизнедеятельности (8 класс) Термин «общество» можно определять по-разному: В широком смысле общество – это: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму связей и отношений между людьми. Все человечество в целом. В узком смысле общество – это: Социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность […]

Продолжить чтение!

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода – одна из основных категорий философии. У данного термина множество трактовок и определений. В широком смысле свобода – это возможность человека беспрепятственно действовать, реализовывать свои интересы и потребности. Свобода и необходимость Стремление к абсолютной, ничем не ограниченной свободе, для человека естественно, однако в XVIII веке Томас Гоббс впервые заговорил о необходимости ограничения свободы каждого […]

Продолжить чтение!

Потребности и интересы

Интерес – потребность или мотивационное состояние, побуждающее к действию. Интерес – важнейший стимул к осуществлению различных видов деятельности. Интересы людей различны и могут определяться возрастом (детей с большой вероятностью будут интересовать игрушки, мужчин – машины), положением в той или ной социальной группе и обществе в целом, материальным достатком (наибольший интерес люди будут проявлять к тем […]

Продолжить чтение!

Мышление и деятельность

Мышление Эволюция мышления Первобытный человек Современный человек Предметное мышление, большая роль чувственных впечатлений. Большое значение обобщений, развитый понятийный аппарат. Исследованием мышления начали заниматься еще ученые античности (Эпикур, Аристотель), которые рассматривали мышление через призму логики и философии. В Средние века мышление изучалось только эмпирическим путем, в эпоху Ренессанса сформировались два противоборствующих течения: сенсуализм (предпочтение отдается ощущению […]

Продолжить чтение!

Знание и виды знания. Истина и ее критерии.

Познание Познание это: Форма адекватного отражения действительности. Структурный процесс приобретения новых знаний. Процесс достижения обществом новых, раннее неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности. Структура познания: Субъект – активно действующий индивид, обладающий сознанием и способностью целеполагания или группа индивидов. Объект – то, на что направлена активность человека (субъекта). Гносеология – теория познания. Она изучает природу познания, […]

Продолжить чтение!

Мировоззрение, его виды и формы

Человек – существо не только биологическое, но и культурное, духовное. Ему свойственно задаваться вопросами об устройстве мира и о собственном месте в нем. Совокупность ответов на эти вопросы и является мировоззрением. Термину «мировоззрение» можно дать несколько определений: совокупность взглядов человека на окружающий мир; совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему […]

Продолжить чтение!
Эволюция человека

Природное и общественное в человеке

Теории происхождения человека Теория Религиозная Эволюционистская Трудовая Культурная Автор — Ч. Дарвин Ф. Энгельс Э. Кассинер Суть Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке Человек – продукт биологической эволюции и генетически связан с высшими млекопитающими. Человек – продукт социальной эволюции. Труд был присущ только человеку и позволил ему развиваться намного быстрее остальных животных, […]

Продолжить чтение!