История возникновения жанра
Первые образцы романа как повествовательного прозаического произведения можно обнаружить в эпоху античности («Дафнис и Хлоя» Лонга, «Сатирикон» Петрония, «Метаморфозы, или Золотой Осёл» Апулея, «Эфиопика» Гелиодора, «Левкиппа и Клитофонт» Татия), но в этот период формальные признаки жанра ещё размыты.
В XII-XIII вв. под словом «roman» понимали любой письменный текст, который написан не по-латыни, а на одном из романских языков (французском, итальянском, испанском, португальском). Благодаря желанию ознакомить европейское общество с античными мифами и произведениями античных авторов появляются первые романы:
- «Роман об Александре» (средневековая обработка греческой «Истории Александра Великого»);
- «Роман о Фивах» (восходит к латинской поэме Стация «Фиваида»);
- «Роман об Энее» (пересказ «Энеиды» Вергилия) и др.
В этот же период возникают рыцарские романы (анонимный «Роман о Тристане и Изольде Белокурой, королеве Корнуэльской», «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха и др.), в которых прослеживаются черты, присущие современному роману. К жанровым приметам рыцарского романа относятся вымысел, авантюризм, сочетание мотивов любви и подвига, интерес к внутреннему миру персонажей. Однако существенных свойств формы и содержания, играющих определяющую роль в романе, ещё нет.
Формирование романа приходится на конец эпохи Возрождения. Если ранее центральная роль доставалась героям, которые воплощали в себе силу и мудрость целого человеческого коллектива, то в романе на первый план выходят образы обыкновенных людей, их судьбы и личные устремления. Это связано с повышением ценности личности, подъемом её самосознания.
Для эпохи Возрождения характерны пародии на рыцарский средневековый роман («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. де Сервантеса) и популярные народные книги («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле).
Позже, в эпоху Просвещения, создаются приключенческие и авантюрно-плутовские романы («История Жиль Бласа из Сантильяны» А. Лесажа, «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» Ш. Сореля). В основе сюжета этих произведений лежат опасные приключения героя со счастливым финалом.
Появляются сентиментальные («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна) и готические («Замок Отранто» Х. Уолпола) романы, также пишутся романы с элементами сатиры и пародии («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта).
Одним из первых психологических романов считается роман французского писателя аббата Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (XVIII в.).
В английской литературе XVIII в. этот жанр также выдвигается на первый план (Д. Дефо, Г. Филдинг, Т. Смоллетт). Традиции любовно-сентиментального и семейно-бытового романа, продвигаемые С. Ричардсоном и О. Голдсмитом, в дальнейшем подхватят романисты XIX-XX вв.
Роман Нового времени отличается от средневекового романа хронотопом: в средневековом рыцарском романе изображается сказочно-утопический и чудесный мир, а в романе Нового времени показана современная действительность.
Под пером английского писателя В. Скотта оформляется исторический роман («Квентин Дорвард», «Айвенго», «Пуритане», «Эдинбургская темница», «Роб Рой», «Аббат» и проч.).
Наивысшего расцвета искусство романа достигло в XIX в. В этот период жанр приобретает свои классические черты. По словам М. М. Бахтина, именно роман стал жанром, «идущим во главе процесса развития всей литературы Нового времени». Произведения тяготеют к реализму и широко охватывают различные сферы жизни (Стендаль, Г. Флобер, Б. Пруст, Ч. Диккенс и т.д.).
Вторая половина XIX века ознаменована расцветом русского романа. На становление жанра повлияли повести Н. М. Карамзина, уникальные по сюжету и композиции произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.
Мастерами реалистического романа считают Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Именно эти писатели оказали воздействие на дальнейшее развитие жанра в мировой литературе.
Исследователи называют несколько фундаментальных национальных черт русского романа:
- эпическая широта;
- историзм;
- глубочайший драматизм;
- стремление героя обрести согласие с людьми и миром;
- рассмотрение многих вопросов: социальных, эстетических, нравственных, религиозных.
В конце XIX-XX в. роман продолжает развиваться, но испытывает воздействие кризиса искусства при капитализме. Однако это не повлекло за собой вырождение жанра. Свидетельством этому служат успешные романы «Горячий снег» Ю. В. Бондарева, «Неоконченный портрет» А. Б. Чаковского, «Плаха» Ч. Айтматова, «Дождевые капли» П. Куусберга, «Тени исчезают в полдень» А. С. Иванова, «Годы без войны» А. А. Ананьева, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Л. Васильева и многие другие.
В XX в. можно найти примеры синкретичных произведений, которые соединяют черты, свойственные разным жанрам. К примеру, роман-эссе австрийского писателя Р. Музиля «Человек без свойств».
Новейшая литература в России представлена образцами романического жанра в лице Д. С. Мережковского, В. Я. Брюсова и А. Белого.
Романы советского периода вошли в мировую литературу в разнообразных жанровых разновидностях.
Основоположники романа
В русской литературе основоположниками жанра считаются А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Эти писатели создали первые образцы романа «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени». Перу И. С. Тургенева и М. Е. Салтыкова-Щедрина принадлежат замечательные социальные романы, которые тесно связаны с животрепещущими общественными вопросами. В своих произведениях искусство психологического анализа блестяще разработали Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.
Первый образцовый роман Нового времени – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. де Сервантеса.
Характерные особенности романа
Большинство литературоведов выделяют характерные особенности, которые отличают роман от других эпических жанров:
- Большой объём.
- Оценка действительности с точки зрения одного человека.
- Охват большого круга жизненных явлений.
- Многолинейный, динамичный и разветвлённый сюжет. Основная линия чаще всего отсутствует (если она есть, то другие сюжетные линии описываются ярко и подробно).
- Большое количество персонажей.
- Сосредоточенность повествования на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития.
- Глубокая и многоплановая проблематика.
- Существенная временная протяжённость. Действие романа происходит в течение нескольких десятилетий и включается в ход истории.
- Типичность ситуаций.
- Интерес к жизни отдельной личности, семье, клану, народности.
- Широта пространственной панорамы (места действия).
- Насыщенность действия внутренними и внешними конфликтами.
- Богатство языковых средств.
Особенности построения сюжета и композиции в романе
В романе могут разворачиваться масштабные события на большом пространстве и на протяжении длительного периода (А. Н. Толстой «Хождение по мукам») или детально описываться явления, персонажи, история развития характера (Н. А. Островский «Как закалялась сталь»). По мнению В. Г. Белинского, роман – «эпос частной жизни».
Преимущество этого жанра в том, что он позволяет показать взаимоотношения общества и человека во всём многообразии. В сюжет романа включается большое количество персонажей. Действие растянуто во времени и насыщено внешними или внутренними конфликтами (или теми и другими вместе).
У романа нет жёсткой композиционной структуры: автор может обращаться к описанию отдельного важного периода из жизни главного героя или всего его жизненного пути.
Чтобы отразить в романе действительность, авторы используют хроникальные и концентрические сюжеты. Хроникальные сюжеты воспроизводят многообразные события в хронологической последовательности (Захар Прилепин «Обитель»). В концентрическом сюжете есть событийный центр (или центры), без которого остальной событийный ряд теряет смысл. В этом типе сюжета прослеживаются причинно-следственные связи между изображаемыми событиями (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»).
Сложные сюжеты встречаются в романе воспитания, психологических и нравописательных романах и др. Всех их объединяет большое количество событий («Анна Каренина», «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Холодный дом» Ч. Диккенса и др.).
Самой сложной формой романа считается эпопея, в которой судьбы героев описываются в связи с каким-либо масштабным историческим событием. В таких произведениях большое количество действующих лиц, писатель охватывает значительный временной промежуток и создаёт широкую панораму народной жизни (например, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького и др.).
Некоторые сюжеты романа лишены линейного повествования, поэтому в них не всегда просто найти начало, середину и конец. Например, Стерн в романе «Тристрам Шенди» долго не выводит на сцену своего протагониста. Однако автор знакомит читателя с мнениями дяди Тоби и мистера Шенди. Писатель останавливается на деталях, рассуждает по поводу себя самого.
Для романа 20 века нарушение линейного повествования стало типичным. Так, в романе Дж. Джойса «Улисс» детально описывается город Дублин. У некоторых авторов размыты границы между реальными и воображаемыми событиями, воспоминаниями.
Романы образуют циклы, дилогии и тетралогии в том случае, если есть связь сюжета, замысла, персонажей и событий (О. Бальзак «Человеческая комедия», Т. Манн «Иосиф и его братья» и др.).
Художественные приемы в романе
Объёмность романа позволяет включать в него длинные вставные истории и авторские отступления, разного рода описания, детальные портретные характеристики. В произведениях этого жанра могут содержаться письма и дневники, драматические диалоги, внутренние монологи, а также стихотворные вставки.
Писатель-романист использует большое количество художественных приёмов, с их помощью характеризует внутренний мир персонажей, взаимоотношения героев. Посредством метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений и символов автор выражает собственное отношение к событиям романа.
Так, в романе Ф. Фицджеральда «Великий Гэтсби» зелёный свет символизирует надежды и мечты главного героя.
В романе «Обломов» И. А. Гончаров вводит халат как символ обломовщины:
«Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на плечах; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
К гротеску обращается Ф. Рабле в своём романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» при описании размеров героев:
«Будучи препровождены таким порядком в рот, паломники приложили все усилия, чтобы не попасть под жернова его зубов, и уже начали думать, что их заточили в какое-то глубокое подземелье…».
Французский писатель М. Кундера использует оксюморон в названии своего романа «Невыносимая легкость бытия».
Деление внутри романа как жанра
Основные разновидности романа и их примеры в русской и зарубежной литературе:
- Автобиографические романы раскрывают информацию о жизни автора («Аль Фару» В. Вулф, «Человек-невидимка» Р. Эллисона и др.).
- Антиутопические романы описывают технологически развитое общество, которое прекрасно по внешности, но скрывает множество проблем («1984» Дж. Оруэлла, «О дивный новый мир» О. Хаксли и др.).
- Готические романы включают в себя сверхъестественные, страшные и загадочные элементы («Дракула» Б. Стокера, «Замок Отранто» Г. Уолпола и др.).
- Детективные романы основаны на раскрытии преступления частным детективом, следователем (А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», «Перри Мейсон» Э. Гарднера и др.).
- Идеологические романы доносят до читателя определенную идеологию, систему взглядов на то, каким должно быть общество («Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Поднятая целина» М. А. Шолохова и др.).
- Исторические романы описывают крупные, переломные события в связи с развитием личности героя («Петр Первый» А. К. Толстоого).
- Нравописательные романы описывают различные варианты поведения, которые приняты в определённом обществе, а также поступки героев, противоречащие или соответствующие этим ценностям («Гордость и предубеждение» Дж. Остин).
- Плутовские романы рассказывают о жизни жуликов, авантюристов и прохиндеев, жертвами которых становятся добропорядочные обыватели и такие же плуты («Похождения Тома Джонса» Г. Филдинга).
- Приключенческие романы насыщены действием, хитросплетениями сюжета, отважными героями, любовью и страстью, направлены на развлечение читателя («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распэ и др.).
- Психологические романы повествуют об особенностях и мотивах поведения человека в определенных обстоятельствах, описывают внутренние свойства и качеств человеческой натуры («Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Красное и чёрное» Стендаля и др.).
- Романы идей или «философские» романы изображают героев как носителей теорий, мнений и умозаключений по отношению к обществу и окружающему миру («Отцы и дети» И. С. Тургенева, «В поисках утраченного времени» М. Пруста и др.).
- Романы ужасов повествуют о событиях, которые вызывают у читателя страх («Сияние» С. Кинга, «В склепе» Г. Лавкрафта и др.).
- Рыцарские романы рассказывают о герое-рыцаре, его подвигах во имя собственной славы, любви («Айвенго» В. Скотта, «Тристан» П. Сала и др.).
- Сатирические романы высмеивают какой-либо элемент, чтобы изменить мнение читателя или вызвать определённую реакцию («Восстание на ферме» Дж. Оруэлла, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле и др.).
- Утопические романы изображают прекрасное будущее человека или идеальное устройство государства («Утопия» Т. Мура, «Новая Атлантида» и др.).
- Фантастические романы повествуют о фантастических событиях, которые выходят за рамки привычного материального мира (сага о «Гарри Поттере» Дж. К. Роулинг, сага о «Нарнии» К. С. Льюиса и др.).
- Экспериментальные романы с трудом поддаются чтению, т.к. при написании авторы осознанно используют различные литературные техники («Записки из подполья» Ф. М. Достоевского).
Аудитория жанра
У жанра романа широкая аудитория. Это связано с актуальностью описываемых в нём проблем, которые всегда будут интересовать читателя. Благодаря роману человек познаёт окружающий мир, мотивы тех или иных поступков, находит ответы на собственные вопросы.
Схожесть романа с другими жанрами
Роман всегда находился в постоянном конфликте с существующими литературными условностями, постоянно менял способы повествования и заимствовал элементы стиля у драмы, журналистики, массовой культуры и кино.
Этот жанр легко включает в свою сферу черты эпопеи (например, «Унесённые ветром М. Митчелл»). Также роман воплощает в себе смыслы, характерные для притчи. По мнению О. А. Седаковой, «в глубине «русского романа» обыкновенно лежит нечто подобное притче».
Близок роман и к традициям агиографии. Так, житийное начало прослеживается в произведении «Соборяне» Н. С. Лескова. Встречаются в романах и черты сатирического нравоописания, например, в «Воскресении» Л. Н. Толстого. По словам М. М. Бахтина, роману не чужда и фамильярно-смеховая, карнавальная стихия.
Таким образом, можно говорить о синтетической сущности романа, которая заключается в соединении содержательных начал множества жанров (идиллии, притчи, мифа, агиографии, эссе и т.д.).
Яркие представители
Россия: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. А. Гончаров, А. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. В. Набоков, М. Горький, М. А. Шолохов, А. П. Платонова, Б. Л. Пастернак, А. Н. Толстой, М, А. Булгаков, Д. С. Мережковский, А. Белый.
Франция: А. Лессаж, Ш. Сорель, Ж. Ж. Руссо, Ф. Рабле, Вольтера, Д. Дидро, аббата Прево, О. де Бальзак, Стендаль, Г. Флобер. Э. Золя, братья Гонкур, Г. Мопассан, В. Гюго, Ж. Сад, М. Пруст, А. Франс, Р. Роллан.
Англия: Т. Мэлори, Д. Дефо, С. Ричардсон, Л. Стерн, О. Голдсмит, В. Скотт, Дж. Свифт, Ч. Диккенс, Р. Киплинг, У. М. Теккерей, Дж Элиот, сёстры Бронте, Дж. Остин, Дж. Джойс..
Америка: М. Твен, Т. Драйзер, Ф. Фицджеральд, Т. Вулф, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Дж. Стейнбек, А. Рэнд, Д. Киз.
Германия: Гёте, Э. Гофман, Б. Ауэрбах, Т. Манн, Г. Манн, Э. М. Ремарк, Г. Гессе.
Другие: М. де Сервантес, Г. Гарсиа Маркес, К. Гамсун.
Востребованность жанра в разные периоды
В период античности роман был второстепенным жанром. Произведения большого объёма с развёрнутым повествованием становятся популярными в Средние века. Однако уже в XVII в. роман выступает как боковая сфера искусства слова.
В течение XVIII в. этот жанр завоёвывает господствующее положение в литературе. В этот период почти все остальные жанры в большей или меньшей степени «романизируются».
На рубеже XVIII-XIX вв. романный жанр переживает кризис, но в это же время активно развивается исторический роман.
Во второй трети XIX в. наблюдается классическая эпоха романа. Особое место отведено русскому роману.
В XX в. мир узнаёт о крупнейших романистах (Т. Манн, А. Франс, Р. Мартен дю Гар, Х. Лакснесс, Р. Тагор, Р. Акутагава и др.).
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу включены следующие произведения: «Дубровский», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Два капитана» В. А. Каверина, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, «Машенька» В. В. Набокова, «Пётр Первый» А. К. Толстого, «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Сто лет одиночества» Г. Маркеса.
Список литературы
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
- Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
- Днепров В. Черты романа XX в. М.–Л., 1965
- Кожинов. Происхождение романа. Этапы истории романа.
- Литературоведческий словарь-справочник / Роман Громяк, Юрий Кузнецов и др.. – М.: Академия, 1997. — С. 604-606.
- Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.
- Пронин В. А. Теория литературных жанров. Алгебра и гармония жанра
- Фесенко Э.Я.. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фесенко. – Изд. 3-е, доп. и испр. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир». – 780 с.. 2008
- Хализев В. Теория литературы.