Сказки Алексея Толстого | подборки сказок

Так сложилась, что оба Толстых, Лев Николаевич и Алексей Николаевич, стали одними из главных детских писателей своего времени. Но если один создал азбуку и писал небольшие были для ребят, то второй подарил нам множество чудесных сказок. О его творчестве и пойдёт сегодня речь.

Все сказки Алексея Толстого

Основные источники сказок Алексея Толстого

Алексей Николаевич Толстой, строго говоря, никогда не был чисто детским писателем. Его перу принадлежит множество гораздо более серьёзных произведений социального и психологического характера. Пережив смену строя в родной стране, непосредственно наблюдая сложность политической и общественной ситуации в России, перешедшей от царизма к социализму, он не мог не отразить всё это в своём творчестве.

Сказки Толстого полны смысла, они основаны на народной традиции и буквально вытекают из фольклора. Этот автор трепетно относился к родному наследию. Главный источник его произведений – безусловно, устное народное творчество. Ведь именно оно лежит в основе двух главных детских сборников этого писателя: «Сорочьи сказки» и «Русалочьи сказки». В первом собраны сюжеты, героями которых являются звери. Это так называемые сказки о животных: «Ёж», «Кот Васька», «Воробей», «Сова и кот», «Рачья свадьба», «Муравей», «Верблюд», «Куриный бог», «Рысь, мужик и медведь», «Маша и мышки», «Мишка и леший» и т.д.

Другой сборник этого писателя «Русалочьи сказки» состоит из волшебных сюжетов. В них действуют уже не животные, а фантастические существа: леший, водяной, кикиморы, домовой и т.д. В таких сказках используется волшебный инвентарь и встречаются волшебные помощники: «неугомонное сердце», «Иван да Марья», «Водяной», «Дикий кур», «Иван-царевич и Алая-Алица», «Странник и змей», «Хозяин», «Змеиный царь». Такие истории основаны на славянской мифологии, которая до сих пор остаётся огромным, но слабо изученным пластом народного наследия. Вместе с автором дети узнают, как Иван-царевич спасает из плена злобного Бога подземного огня Алую-Алицу, как хитрый Водяной, обманув Марью, заманивает её в своё подводное царство-государство.

Наконец, основой для сказок Толстого становится окружающая обстановка. Писатель не может оставаться равнодушным к тому, что происходит вокруг. В его глубоко авторских произведениях появляется сатира, иногда совершенно неприкрытая: «Прожорливый башмак», «Полкан», «Как ни в чём не бывало». Но особенно ярко это проявляется в истории про Буратино. Взяв за основу зарубежную сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», имеющую яркие религиозные мотивы, он переносит сюжет в более привычные для российского читателя реалии. История становится гораздо более приземлённой и театрализованной, в ней хорошо проявляются авторские нотки. А самое главное – на первый план выходит сатирическое отношение к происходящему. Весь мир в произведении Толстого театр, и люди в нём актёры, выполняющие роли деревянных кукол.

Сюжетные особенности сказок Алексея Толстого

Толстой пишет свои произведения, используя яркие метафоры и сравнения. Язык его сказок не только живой и понятный, но и очень красивый. Это настоящий литературный художник, трепетно относящийся к слову. Мы можем узнать его сказки по следующим приметам.

  1. Сочетание сатирического и нравоучительного. В понимании Алексея Толстого сказка – это очень действенный инструмент воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому в его произведениях сатира тонко переплетается с моралью, понятной даже малышу. Особенно ярко это проявляется в бытовых сказках или сюжетах о животных. Например, в произведении «Топор» главный персонаж описывается как заносчивый, бахвалящийся. Он ведёт себя некрасиво: идёт по дороге и куражится, угрожает разрушением Калинову мосту, Берёзке Люленьке. Но в итоге мост под ним обрушается, Топор падает и тонет. Мораль проста и понятна даже малышу: такое поведение всегда наказывается в обществе. Нужно быть скромнее и не мешать жить другим.
  2. Герои из мира животных. В сказках Алексея Толстого, как и в народном творчестве, часто действующими лицами становятся звери. Причём, они обладают выраженными качествами характера, которые ярко иллюстрируют своим поведением: Воробьёныш – храбрость, Полкан – верность, Лиса – хитрость, Медведь – наивность и т.д. Именно эта черта особенно роднит творчество писателя с фольклором.
  3. Динамичный, выразительный язык. Являясь талантливым литератором, Алексей Толстой особенное внимание уделял сказочной форме. Он хотел, чтобы сюжеты таких историй были легко понятны даже малышам, а их урок усваивался естественным образом. Именно поэтому автор много и упорно работал над языком сказки, делая его максимально доступным для мальчиков и девочек, при этом не просто бытовым, а красивым и поэтичным. Обрабатывая фольклорные произведения, Толстой очищал их от любых слов и выражений, непонятных современным детям, добавлял сравнения, эпитеты, метафоры – так рождалось гармоничное и удивительное литературное произведение на народной основе.

На сегодняшний день сказочное наследие Толстого является ценнейшим инструментом воспитания добрых, смелых и уверенных в себе личностей с правильными моральными ориентирами на всю дальнейшую жизнь.

Для какого возраста подходят сказки Алексея Толстого?

Отвечая на этот вопрос, отметим: сказочное творчество Алексея Толстого отнюдь не однородно. В его творческом багаже присутствуют волшебные, бытовые и сказки о животных. Большое произведение «Приключения Буратино, или Золотой ключик» пронизано сатирой, которая будет непонятна малышам. Именно поэтому можно сказать, что истории Алексей Толстого – для разных возрастных групп, в зависимости от конкретного сюжета.

Сказки о животных понятны и интересны малышам. Бытовые и волшебные больше подойдут мальчикам и девочкам среднего и старшего дошкольного, а также школьного возраста. «Буратино» можно читать абсолютно всем, но с разными акцентами и подходом к сказке.

Текст: Мария Никитина, 293 👀