Сказки для 4-5 лет | подборки сказок

Сказка для ребёнка среднего дошкольного возраста – пожалуй, самый эффективный и естественный инструмент воспитания. Она не просто увлекает, а погружает мальчиков и девочек в свой мир, заставляя забыть буквально обо всём на свете. Для того, чтобы понять, почему именно так сказочные сюжеты воздействуют на детей этого возраста, необходимо обратиться к особенностям их психологии.

Все сказки для 4 лет

Психологические особенности детей 4-5 лет

Дети в возрасте 4-5 лет – это самые преданные, благодарные и верные слушатели сказок, и вот почему.

Мы говорим сейчас о мальчиках и девочках младшего и среднего дошкольного возраста. Именно в этот период человек активно формируется как личность. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. В ней ребёнок не только познаёт мир, но и учится выстраивать социальные связи, усваивает продуктивные и непродуктивные линии поведения, общается.

Именно в этом возрасте происходит мощнейший толчок в развитии фантазии и креативного мышления.  Ребёнок учится творить, пробуя себя в различной деятельности. Дети 4-5 лет много рисуют, с удовольствием занимаются ручным трудом, лепят, играют. Сказка становится основой их нормальной жизни. Она не только увлекает в волшебные миры, стимулируя воображение, но и учит всем этическим нормам.

Особенности народной сказки в воспитании детей среднего дошкольного возраста

Ребёнка в возрасте 4-5 лет целесообразно знакомить со всем разнообразием русского народного сказочного творчества и авторских произведений. Ему одинаково интересны будут:

  • сказки о животных – «Кот, петух и Лиса», «Зимовье зверей», «Котофей Иванович», «У солнышка в гостях», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Девочка и лиса», литературные сказки Сутеева, Маршака, стихи Корнея Чуковского («Тараканище», «Телефон», «Муха-цокотуха»), огромный пласт творческого наследия Алексея Толстого (сборник «Сорочьи сказки»), басни Крылова и т.д.;
  • бытовые сказки – «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Иванушка-дурачок», «Добрый поп», «Барин и собака», «Три калача и одна баранка», «Лутонюшка», «Жена-спорщица», «Про нужду», «Барин и мужик», «Горшок», «Горшеня», произведения русских и зарубежных авторов;
  • волшебные сказки – «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Три царства: золотое, серебряное и медное», «Змей Горыныч», «Баба Яга», «Кощей бессмертный и Василиса Премудрая», «Иван – крестьянский сын», «Крошечка-хаврошечка», сборник сказок Афанасьева, сказки Пушкина, произведение Туве Яссон про муми-троллей и т.д.

Сказки о животных, в первую очередь, вызывают сильный эмоциональный отклик у малыша. Человеку по своей природе свойственно любить зверей и переживать за всё, что с ними происходит. Кроме того, такие сюжеты в максимально простой форме учат добру и злу и помогают выявлять основные человеческие качества.

Бытовые сказки отлично подходят для чтения мальчикам и девочкам младшего и среднего дошкольного возраста. Их сюжеты хорошо понятны детям, а добродушный юмор помогает формировать лёгкое отношение к жизни. Кроме того, бытовые сказки наглядно показывают человеческие поступки и помогают понять их последствия.

Особенное место в воспитании детей 4-5 лет занимают волшебные сказки. Они полностью захватывают внимание ребят, буквально унося их в совершенно другой, необычный мир. Активно и продуктивно развивают фантазию, формируют богатую почву для дальнейших сюжетно-полевых игр и переосмысления действительности. Наконец, учат отличать добро от зла.

Реализация воспитательной функции

Так сложилось, что любое взаимодействие ребёнка и взрослого человека несёт в себе воспитательный компонент. Сказка выступает естественным и оттого очень эффективным инструментом его реализации. Она помогает настроить ребёнка на позитивное отношение к жизни и ненавязчиво учит множеству основ правильного социального поведения.

Сюжеты практически любых сказочных историй максимально просты и двуедины: там есть чётко выраженное добро, которое всегда побеждает, и не менее чётко выраженное зло, которое либо перевоспитывается, либо наказывается. В бытовых сказках это будет, например, злой и жадный поп или барин, которого легко обведёт вокруг пальца хитрый и смекалистый простой мужик.

В волшебных сюжетах всё тоже всегда понятно. Злой Кощей Бессмертный, укравший невесту главного героя, в конце концов получает по заслугам, когда ломают иглу с его смертью. У страшного Чуда-Юда Иван Царевич отсекает все головы, а злобная мачеха изгоняется из дома. Отношения в сказках упрощены до предела, все герои и события строго поляризованы по принципу «белое и чёрное», но именно такая схема мира и необходима маленькому ребёнку для понимания его структуры.

Выбирая историю для чтения ребёнку, особенно, на ночь, важно учитывать детали сюжета. Например, яркие волшебные сказки с отрицательными персонажами, описанными красочно и страшно, лучше оставлять на дневное время. А если малыш слишком впечатлителен, то вообще целесообразнее отложить до более старшего возраста.

Короткие, забавные или поучительные бытовые сказки и слегка наивные истории о животных можно читать без ограничения. Они не только заинтересуют ребят, но и дадут много пищи для дальнейших размышлений, творческих работ и игр.

Текст: Мария Никитина, 344 👀