Сказки для 6-7 лет | подборки сказок

Сказка имеет большое воспитательное значение для детей любого возраста. Но по-особенному глубоко и всесторонне она воспринимается дошкольниками и младшими школьниками. Недаром в народе говорится: «сказка – ложь, да в ней намёк». Дети 6-7 лет уже хорошо чувствуют скрытые смыслы и легко улавливают те самые намёки, которые мудрые взрослые оставили им в выдуманной истории.

Все сказки для 6 лет

Психологические особенности детей 4-5 лет

Дети в возрасте от 6 до 7 лет – дошкольники и младшие школьники. Они переживают два серьёзных стресса одновременно. Во-первых, на этой стадии формирования личности происходит один из самых сильных возрастных кризисов, приводящий к глубоким внутренним изменениям. А во-вторых, меняется внешний мир. Ребёнок идёт в школу, где теперь предстоит играть по новым правилам. Ему это сложно, сама перестройка требует больших душевных усилий. И тут на помощь приходит сказка.

Она возвращает мальчиков и девочек в привычные им волшебные миры. Учит, что перемены возможны, и они постоянно происходят с главными героями, формируя их характер и помогая достигать отличных результатов. Сказка стимулирует фантазию, даёт богатую почву для сюжетно-ролевых игр, помогает разделять хорошее и плохое, показывает, что мир может поменяться, но это не страшно. Она ненавязчиво воспитывает, заставляя ребёнка верить в добро и чудо.

Особенности сказки в воспитании детей среднего дошкольного возраста

Дошкольник и младший школьник – благодарные слушатели русского фольклора и авторских произведений. Они не просто всем своим существом погружаются в сказочный мир, но уже могут анализировать происходящее, делать собственные выводы и улавливать мельчайшие детали повествования. Таким детям стоит читать истории с множеством сюжетных хоров, перипетий и героев.

  • волшебные сказки – «Белая уточка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», «Волшебное кольцо», «Летучий корабль», «Финист – ясный сокол», «Двое из сумы», «Заколдованная королевна», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Алиса в Стране Чудес» (Льюис Кэрролл), цикл историй про муми-троллей (Туве Яссон), «Хоббит» Толкина, сказки Пушкина и Одоевского (сборник «Сказки дедушки Иринея»), сборники Афанасьева, Алексея Толстого и многое другое;
  • сказки о животных – «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Лиса и тетерев», «Петушок – золотой гребешок», «Как собака друга искала», «Кот, петух и заяц», «Курочка, мышка и тетерев», «Зимовье зверей», «Коза-дереза», «Бычок – смоляной бочок», «Снегурушка и лиса», «Заяц-хваста», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (С. Лагерлёф), «До чего же люди трусливы» (Я. Бергман), «Гном Гномы и Изюминка» (А. Балинт), «Слон и Муравей» (Д. Биссет), произведения Бианки, Паустовского, Пришвина, Сладкова, Чарушина;
  • бытовые сказки – «Чудесные лапоточки», «Умный мужик», «Золотой топор», «Самое дорогое», «Болтунья», «Пётр Первый и кузнец», «Свинья-сестра», «Мена», «Умная внучка», «Горшеня», «Царь и портной», «Сказки о Шише», «Солдатская шинель», «Батрак», «Чего на свете не бывает», авторские сборники Чуковского, Успенского, Маршака, Алексея Толстого и многих других отечественных и зарубежных писателей.

На первый план в таком возрасте выходят волшебные сказки. Они полностью захватывают детей, унося в мир фантазий. Волшебные сказки всегда имеют магический компонент. Это может быть помощник главного героя (Сивка-Бурка, двое из ларца, Серый волк) или предмет, обладающий необычными свойствами (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт). Перечисленные характерные черты сюжеты привлекают детей 6-7 лет. Опираясь на характер ребёнка, в этом возрасте можно вводить авторские сказки с мрачными, пугающими сюжетами. Например, произведения Е. Шварца («Сказка о потерянном времени», «Два брата»), А. Погорельского («Чёрная курица, или «Подземные жители), Г. Ягдфельда («Сказка о масляной кисти», «Кукольная комедия»).

На втором месте – сказки о животных. Простые сюжеты, чётко обнажающие человеческие характеры нравятся детям. Такая история не просто понятна, а ещё и эмоциональна. Дошкольники и младшие школьники уже знают мир животных, относятся к нему с вниманием и добром. Сюжеты, в которых главными действующими персонажами становятся домашние и дикие звери, тоже увлекают детей. Такие сказки хорошо читать на ночь для успокоения.

Бытовые сюжеты тоже интересны детям 6-7 лет. Но тут важно выбирать сказки, которые имели бы выраженную юмористическую или даже сатирическую составляющую. Например, хитрый мужик обманул глупого, но жадного барина. Или дочь-семилетка, умная не по годам, разгадала сложные загадки, придумав свои – ещё сложнее. Сюжеты, в которых есть юмор или ребус, очень нравятся дошкольникам и младшим школьникам. Они охотно обсуждают такие истории.

Реализация воспитательной функции

Главная функция сказки – воспитательная. И она продолжает оставаться такой, даже если слушателям 6-7 лет. В сказках нет середины, мир дуален. Герои либо злые, либо добрые. Поступки, совершаемые ими, плохие или хорошие. Такое чёткое деление помогает ребёнку усвоить нравственные нормы и социальные правила реального мира.

Однако если малыши воспринимают сказку эмоционально, без анализа, то дошкольники и младшие школьники уже умеют мыслить. У них есть собственный жизненный опыт, пусть и небольшой. С такими детьми целесообразно обсуждать сюжеты, разбирать истории, рассуждать, почему всё произошло именно так, а не иначе. Почему Иван-Дурак в итоге женился на принцессе, а два его ленивых брата не получили ничего? («Сивка-Бурка») Или почему дочь старика приехала от Морозко с богатыми дарами, а дочь мачехи привезла только кости да мусор? («Морозко»).

Такие беседы помогают ребёнку не только понять устройство мира, но и разобраться со своим реакциями, эмоциями, поведением. В этом и заключается воспитательная функция сказки для детей 6-7 лет.

Текст: Мария Никитина, 233 👀