Сказки Бажова | подборки сказок читать и слушать

Павел Петрович Бажов – это не автор русских сказок, а их собиратель. Раз и навсегда влюбившись в предания, бытующие только на Урале, он литературно обработал их, сохранив уникальный местный колорит и язык, и рассказал не только детям, но и взрослым.

Все сказки Бажова

Основные источники сказок Бажова

Произведения Бажова, представляющие собой огромный пласт самобытного уральского фольклора, имеют особенное название: сказы. Они родились в среде горнорабочих – добытчиков различных самоцветов, которыми так богаты местные горы. Долгое время сказы бытовали только на Урале, устно передаваясь из поколения в поколение. Но лишь до тех пор, пока их не услышал и не записал Павел Петрович Бажов.

Именно уральские легенды, имеющие выраженное своеобразие и колоритность, стали источником литературного творчества Бажова. Они на самом деле не похожи ни на какие другие, и в этом заключается основная изюминка произведений. Таких героев читатель не встретит больше нигде: волшебная змейка – хозяйка Медной горы, таинственная Огневушка-поскакушка, великолепный царственный олень Серебряное Копытце, Бабка Синюшка, являющаяся то ли родственницей, а то ли самой Бабой Ягой в уральской интерпретации, и многие другие персонажи: «Медной горы хозяйка», «Голубая змейка», «Горный мастер», «Две змейки», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец» и т.д.

В этом плане творчество Бажова отдалённо напоминает мистические произведения Гоголя, особенно, из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Там тоже встречается множество самобытной, но уже украинской нечисти. Однако такого уникального сонма, как в «Уральских сказах» мы не найдём нигде. Почему же так? Урал – край, который развивался по собственным законам. Край, где издавна добывалась львиная доля самоцветов, и процветало горное камнерезное мастерство. Народ жил в непростых условиях, но при этом обладал уникальным талантом: создавать из руды неповторимые украшения. Отсюда буйство фантазии, сила воображения и умение персонифицировать разные природные явления.

Сюжетные особенности сказов Бажова

Сказы Бажова – это устное народное местечковое творчество, сохранившееся практически в первозданном виде. Стараясь сберечь их особенности, автор записывал уральские легенды, практически никак не изменяя. Именно поэтому его тексты изобилуют специальными терминами, подробностями камнерезного мастерства и колоритной лексикой. Но особенности сказов заключаются не только в этом.

  1. Уникальный мифологический подтекст. Так как Урал – это главный регион России по добыче самоцветов, он не может не обладать особенностями, не встречающимися больше нигде. В народной культуре это привело к созданию совершенно обособленной мифологии, не похожей ни на какую другую. Сказочные существа здесь все так или иначе связаны с драгоценными камнями: Серебряное копытце разбрасывает их повсюду, топая своей ножкой с серебряным копытом; Хозяйка медной горы, являющаяся то прекрасной девушкой, то золотисто-зеленой ящеркой, обучает горных мастеров ремеслу и открывает перед достойными несметные богатства своих владений; Великий Полоз хозяйствует над золотом, подобно мифическим драконам и, предположительно, является их сородичем, и т.д.
  2. Богатство и образность языка. Создавая свои произведения, Бажов стремился максимально точно передать не только их содержание, но и форму. В то время, когда он творил (1920-1930 года), интерес к фольклору, а тем более, местечковому, возрос многократно. Партия поставила цель перед писателями: изучать рабочее и колхозно-пролетарское устное народное творчестве. А изучать – это одновременно и сохранять. Следуя не только велению партии, но и зову собственного сердца, Бажов очень трепетно собирал уральские сказы, записывая их максимально приближенно к тому, что слышал. Именно по этой причине тексты так насыщены камнерезными и горнодобывающими терминами, пестрят яркими народными образами и буквально западают в душу. Сказы Бажова невозможно перепутать с чем-то другим!
  3. Персонификация природных явлений. Так уж сложилось, что фольклорные произведения – это всегда попытка народа осмыслить и понять действительность, в которой он живёт. В их основе лежит такое религиозное направление, как анимизм – наделение всех явлений и объектов природы душой. В культурных образах оно становится основой для персонификации. Так обычный болотный газ предстаёт перед читателем в виде бабки Синюшки, всполохи огня оборачиваются озорной девчонкой Огневушкой-поскакушкой, самородная золотая жила – волшебной синей змейкой, сернистый газ, сверкающий огоньками на месте своего выхода из земли, – земляной кошкой.

Сказы Бажова завораживают, полностью захватывая внимание слушателя или читателя. Они очаровывают и уводят в совершенно фантастический мир, где из обычной. пусть и самоцветной, каменной руды появляются настоящие шедевры.

Для какого возраста подходят сказы Бажова?

Практически все произведения Бажова, несмотря на свою аутентичность, относятся к поджанру волшебных сказок. Есть в них соответствующая атрибутика: необычные помощники, магические явления и предметы, фантастическая обстановка. Сами по себе они могли быть интересны детям любого возраста, если бы не одна характерная особенность.

Сказы написаны специфичным языком, изобилуют профессиональной терминологией и уральскими диалектизмами. Малышам будет тяжело воспринимать подобные тексты. Даже детям дошкольного возраста многое приходится объяснять. Следовательно, читать уральские сказы лучше школьникам. Малышам тоже можно, но с подробным разбором и объяснением непонятных слов и сюжетных поворотов.

Текст: Мария Никитина, 139 👀