Сказки для самых маленьких | подборки сказок

Сказка в развитии маленького ребёнка играет особенную роль. Её воспитательное значение не зависит от того, литературные это произведения или народные. Такие истории действуют на малышей магическим образом. Построенные на живой мудрости и рассказанные простым языком, доступным даже детям ясельного возраста, они вызывают сильнейший эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка.

Все сказки для самых маленьких

Психологические особенностей детей ясельного возраста

Ясельный возраст – период от одного года до трёх лет. Согласно психологическим исследованиям, ведущей деятельностью таких детей является предметно-манипулятивная. Они учатся обращаться с вещами, в практическом взаимодействии с ними познавая мир.

У малышей ещё нет как такового жизненного опыта, и им не на что опираться ни в суждениях, ни в представлениях. Именно поэтому длинные, запутанные сюжеты с множеством героев их утомляют, не привлекая внимания и не вызывая никакого интереса. Малыши пока что ещё не умеют выстраивать игровые сюжеты, для них абсолютно всё ново. Следовательно, и сказки должны быть максимально просты, понятны и даже в некоторой степени наивны.

Особенности сказки в воспитании малышей

Сказка является эффективным инструментом органичного и естественного воспитания малыша ясельного возраста. Речь идёт о ребёнке от одного года до трёх лет.

Любая сказка фокусирует и притягивает внимание самых маленьких мальчиков и девочек, формируя здоровую, самостоятельную личность. Главное её преимущество – непосредственность и естественность.

Ребёнка не нужно заставлять слушать такие сюжеты. Он сам невольно втягивается в повествование, погружаясь в сказочный мир. В процессе прослушивания малыш успокаивается и в ненавязчивой, простой форме усваивает нормы правильного социального поведения. Это то самое воспитание, которое необходимо маленькому человеку: доступное, соответствующее возрасту и происходящее в игровой форме.

Естественность и непосредственность сказки

Сказки, придуманные специально для самых маленьких, выстроены по линейному сюжету, максимально просты, имеют ограниченное и совсем не большое количество персонажей. Если мы говорим о народных, то это: «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Рукавичка», «Три поросёнка», «У страха глаза велики», «Лиса и журавль», «Как лиса училась летать», «Лиса и Волк» и т.д. К авторским можно отнести произведения Маршака, Сутеева, Заходера, Успенского и многих других замечательных детских писателей.

В любом из перечисленных примеров хорошо заметны главные отличительные черты:

  • нарочитая простота повествования, сюжеты очень прямолинейны, нет множества деталей, часто действия повторяются (Колобок катится по дороге и встречает разных героев, Волк несколько раз приходят к козлятам и пытается обхитрить их, Глупый мышонок капризничает, постоянно прогоняя новых нянек);
  • доступный для понимания малыша язык, минимум или отсутствие художественных приемов и поэтических оборотов, бытовая и предметная лексика (в таких сказках нет отвлечённых понятий, все герои и вещи называются лаконично и конкретно):
  • использование животных персонажей, действующих, как люди (интерес к миру зверей свойственен практически каждому ребёнку, и именно через таких героев сюжет повествования становится максимально понятен даже малышу)

Абсолютно все авторы сказок, как и народ, если говорить о фольклоре, точно знают, как выстроить сюжет, чтобы он привлекал ребёнка естественным образом. В сказках для самых маленьких это видно особенно хорошо и отчётливо.

Реализация воспитательной функции

Любое взаимодействие взрослого человека с маленьким ребёнком так или иначе несёт в себе воспитательную функцию. В том числе, и чтение сказок. Сюжет увлекает малыша, но кроме того, учит его основным нормам поведения, умению различать добро и зло, понимаю, что за плохим поступком всегда последует наказание.

Однако есть и ещё одна существенная деталь. Животные в таких сказках выступают не просто героями, но и олицетворением определённого человеческого качества:

  • лиса – хитрость и иногда подлость;
  • волк – глупость и наивность;
  • медведь – неуклюжесть и глупость;
  • собака – преданность и верность;
  • сова – мудрость и спокойствие и т.д.

Встречаясь с тем или иным животным в сказке, ребёнок уже автоматически считывает подтекст, понимая, как именно будет вести себя данный персонаж повествования. Такие маркеры не только помогают малышу глубже вникнуть в сюжет, но и в иносказательной форме объясняют, какие качества могут быть в человеке, как они проявляются в реальной жизни, и какие относятся к хорошим, а какие – к плохим.

Успокаивающее воздействие сказки

Слушая сказку, даже самые непоседливые малыши невольно погружаются в сюжет и заворожённо следят за его развитием. Это их успокаивает, вводит в некое состояние транса. Психологи настоятельно рекомендуют читать на ночь детям раннего возраста именно простые и короткие сказки. Эти истории не утомят и не испугают малыша, а наоборот, подготовят его к хорошему, здоровому сну.

Сказка – уникальный инструмент воспитания, придуманный ещё нашими предками и перенятый детскими писателями. Несмотря на свою древность, он не теряет актуальности и работает так же эффективно в наше время, как и много веков тому назад.

Текст: Мария Никитина, 207 👀