Сказки Пушкина | подборки сказок читать и слушать

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель, который творил не только для взрослых, но и для детей. Его чудесные сказки знакомы каждому. Они отзываются в сердцах и навсегда остаются в памяти. Какая же магия таится в этих волшебных текстах?

Все сказки Пушкина

Источники сказок Пушкина

Для того чтобы понять, почему сказки Пушкина так впечатляют не только детей, но и взрослых, следует обратиться к его биографии. Великий русский поэт воспитывался няней Ариной Родионовной. Женщина из крепостных крестьян, выросшая в среде простого народа, она отлично знала отечественный фольклор. И с самого раннего детства воспитывала маленького Сашу, рассказывая ему волшебные сказки. Удивительные сюжеты так глубоко запали в душу будущего поэта, что, став уже взрослым, он изложил их. Но не дословно, а творчески переосмыслив и добавив своего в каждую историю. Такая судьба была практически у всех литературных сказок Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о попе и о работнике его Балде». Именно эти сюжеты были взяты из детства. Но не только русский фольклор стал основой для сказочного творчества Пушкина. Вдохновение поэт черпал и из других источников. В свои произведения он добавлял мотивы зарубежных волшебных историй, почерпнутые из творчества братьев Гримм, которые, в свою очередь, основывались на немецком фольклорном наследии.

Ещё одним немаловажным источником была дружба Пушкина с Владимиром Ивановичем Далем. Он ведь тоже активно собирал и исследовал произведения устного народного творчества. Современные литераторы приписывают идею «Золотой рыбки» именно Далю, как, впрочем, и некоторые сюжетные повороты «Руслана и Людмилы». Пушкинские сказки – это удивительное слияние фольклора и авторской фантазии, написанное очень живо, ярко и талантливо.

Сюжетные особенности сказок Пушкина

Сказки Пушкина – произведения, в которых всегда есть место магии. Абсолютно все они относятся к поджанру волшебных сказок, и вот почему:

  1. Построение сюжета. В каждой сказке сюжетная линия так или иначе задевает волшебные моменты. Например, в «Золотой рыбке» незадачливый рыбак вылавливает необычную говорящую рыбку, готовую исполнить желания. Примерно то же самое происходит и с Балдой, когда он отправляется за оброком и ловит чертёнка. Сказочная поэма «Руслан и Людмила» полностью пронизана чудесными событиями. Она начинается с того, что неожиданно сгущается тьма, и молодая супруга просто исчезает со своего брачного ложа.
  2. Волшебные помощники. Во многих сказках героям на выручку приходят удивительные создания, которых не встретишь в обычном мире. Например, Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане», Золотой петушок из одноимённой истории, а также Ветер, Месяц и Солнце, к которым обращался Елисей, спрашивая, где ему искать любимую.
  3. Волшебные предметы. Помимо удивительных существ, в сказках Пушкина нередко встречаются предметы, наделённые особенными свойствами. В «Руслане и Людмиле» читателю представляется шапка-невидимка и меч-кладенец. В «Сказке о мёртвой царевне» мы видим волшебное зеркало, показывающее красоту своей хозяйки. В «Сказке о царе Салтане» перед нами предстаёт белка, которая разгрызает золотые орешки с изумрудными ядрышками.

Всё перечисленное относится к основным сюжетным особенностям волшебных сказок. А какая же история, наполненная чудесами, не понравится ребёнку? Добавим сюда ещё необычный сюжет, приправленный красочным авторским языком и искромётным юмором, и получим ответ на вопрос, какая же магия скрыта в пушкинских произведениях.

Для какого возраста подходят сказки Пушкина?

Сказки Пушкина написаны очень простым, иногда даже практически бытовым языком. В них очень мало сложных речевых оборотов, а сюжеты понятны, прямы и линейны. Каждая история таит особенную мораль и воспитывает в человеке лучшие качества личности.

Читать сказки Пушкина можно и нужно детям любого возраста. Малыши с интересом послушают сюжет, погружаясь в волшебный мир, созданный автором. Дети постарше вынесут определённые уроки и заметят сюжетные детали, которые формируют и создают сказку. Школьники уже смогут провести анализ истории и ответить на различные вопросы, связанные не только с повествованием, но и со значением этого произведения для развития и воспитания. Читая сказки ребёнку, не забывайте обсуждать с ним сюжет, чтобы он не только остался в памяти, но и стал более понятен и глубок для юного слушателя.

Текст: Мария Никитина, 242 👀