Трёхлетний ребёнок – это юный исследователь мира, который пока ещё совсем не знает, как с ним взаимодействовать. Мудрый русский народ разработал и придумал своё собственное, аутентичное средство общения и воспитания таких малышей. Это сказки, передающиеся из уст в уста и помогающие в очень простой и понятной детям 3 лет форме усвоить нормы и правила окружающего мира, а также вообще познакомиться с жизнью. Точно такую же роль в воспитании ребёнка играют и авторские произведения.
Все сказки для 3 лет
Трёхлетний ребёнок – это юный исследователь мира, который пока ещё совсем не знает, как с ним взаимодействовать. Мудрый русский народ разработал и придумал своё собственное, аутентичное средство общения и воспитания таких малышей. Это сказки, передающиеся из уст в уста и помогающие в очень простой и понятной детям 3 лет форме усвоить нормы и правила окружающего мира, а также вообще познакомиться с жизнью. Точно такую же роль в воспитании ребёнка играют и авторские произведения.
Психологические особенности детей 3 лет
Дети в возрасте трёх лет пока ещё не имеют существенного жизненного опыта, но активно желают его получить. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится сюжетно-ролевая игра, однако пока ещё довольно примитивная. До этого малыш осваивал мира с помощью манипуляций с разными предметами. Трёхлетки тоже основываются на похожих приёмах, добавляя к ним примитивные сюжеты. Так появляются игры в «шофёров», «парикмахеров», «поваров», «врачей» и т.д. «Дочки-матери» тоже организуются, но пока ещё очень неуверенно.
Ребёнок хочет играть и общаться со сверстниками – это суть его существа. Однако знания об окружающем мире ещё настолько ничтожны, что полноценной сюжетно-ролевой игры не получается. И тут на помощь приходит сказка. Слушая её, дети в лёгкой и максимально доступной для их восприятия форме не просто усваивают, а понимают нормы и правила поведения, узнают об отношениях и характерах людей. Мальчикам и девочкам становится гораздо проще выстраивать игровые сюжеты.
Особенности сказки в воспитании детей среднего дошкольного возраста
Трёхлетним детям можно и даже нужно читать практически любые сказки. Главное, чтобы сюжеты в них были прямолинейными, короткими и не изобиловали героями. Психологи рекомендуют выбирать сказки, в которых второстепенных персонажей вообще нет: так малышу гораздо проще понять историю:
- сказки о животных – «Лиса и журавль», «Как лисица летать училась», «Зайцы и лягушки», «Волк и семеро козлят», «Кочеток и курочка», «Волк-дурень», «Курочка Ряба», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Бычок – смоляной бочок», «Журавль и цапля», «Лиса и козёл», «Храбрый баран», «Полкан и медведь» «Как лиса с овцой волка наказали», а из литературных произведений очень много интересных сюжетов у Сутеева («Мешок яблок», «Кот-рыболов»), Маршака («Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке»), Алексея Толстого («Кот-серый лоб, Козёл да Баран», «Лиса-плачея», «Лиса топит кувшин», «Лев, Щука и Человек», «Нет Козы с орехами»);
- кумулятивные – «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Петушок и бобовое зернышко», и бесконечные «Сказка про белого бычка», «У попа была собака», «Чучело-мяучело» (М. Д. Яснов), «Дом, который построил Джек», «Сказка о Глупом мышонке», «Багаж» (С. Я. Маршак), «Подари мне мечту» (Джеки Кремер), «Мамино сокровище» (Андреа Щульце);
- бытовые сказки – «Как мужик гусей делил», «Каша из топора», «Про бабушку-старушку», «Чего на свете не бывает», «Мужик и медведь», «Фома и Ерема», «Правда и кривда», «Волшебная водица», «Брито-стрижено», «Похороны козла», произведения Маршака («Про двух соседей»), Афанасьева («Старуха-говоруха»), Алексея Толстого («Как старуха лапоть нашла»), Пушкина («Сказка о попе и работнике его Балде»);
- волшебные сказки – «Снегурочка», «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Шабарша», «Про глупого змея и умного солдата», «Царевна-лягушка», «Чудесные лапоточки», «Жар-птица», «Царь-медведь», авторские произведения Алексей Толстого («Прожорливый башмак», сборник «Русалочьи сказки»), сказки Пушкина, Афанасьева и других писателей.
Для детей старшего ясельного возраста особое значение имеют сказки о животных и бытовые сказки. Их сюжеты построены на прямом противопоставлении добра и зла, а также имеют множество бытовых деталей. Слушая такие истории, дети учатся глубже понимать окружающую действительность, осваивают семейные и социальные взаимоотношения, расширяют словарный запас и кругозор.
В бытовых сказках очень много простых, понятных даже малышу деталей и предметов. Как правило, в них не происходит ничего волшебного, потому что весь сюжет строится вокруг обыденной народной жизни. Бытовые проявляют основные человеческие качества, учат добру и злу. Они показывают, что плохие поступки всегда будут наказаны, а на жадного найдётся тот, кто сможет его обхитрить. В таких сказках часто глупость и невежество выставляются как самые негативные человеческие качества.
Детям в возрасте трёх лет очень нравятся докучные, или бесконечные сказки. Например, про белого бычка. Они не имеют никакого сюжета. Действие ходит по кругу, не давая истории ни развиться, ни закончиться. Именно в трёхлетнем возрасте мальчики и девочки особенно восприимчивы к таким сказкам. Они искренне радуются, слушая их. Докучные сюжеты помогают развивать память и воображение ребёнка.
Волшебные сказки детям трёхлетнего возраста не всегда понятны, оттого не особо интересны. Их сюжеты обычно имеют множество деталей и поворотов, а круг действующих героев достаточно широк. Кроме того, многие волшебные предметы (гусли-самогуды, шапка-невидимка, скатерть-самобранка) малышам непонятны. Это не значит, что маленьких детей не стоит знакомить с такими сказками. Читать их можно и нужно, но строго ориентируясь на реакцию ребёнка.
Реализация воспитательной функции
Сказка всегда несёт воспитательную функцию, даже если речь идёт о совсем маленьких слушателях. Имея в основе дуальную картину мира, где полюса строго определены, и никаких градаций не существует, она создаёт цельную и упорядоченную картину мира у малыша. Он понимает, что такое хорошо, и что такое плохо, и как нужно себя вести в обществе.
Слушая сказки, дети расслабляются, успокаиваются, погружаются в особенное, почти медитативное состояние. Понимая это, народ и многие писатели специально складывали такие истории особенным образом, чтобы их можно было произносить нараспев, медленно. Главное условие: выбирать для чтения малышам незамысловатые, короткие и максимально понятные истории, в основе которых лежит простой сюжет. В таком случае интерес к сказке будет только расти.