Разбор задания №1 ЕГЭ по русскому языку


Главная информация, содержащаяся в тексте


Разбор задания №1 ЕГЭ по русскому языкуПервое задание ЕГЭ по русскому языку связано с приведенным в нем небольшим текстом и направлено на проверку умения учащихся выявлять ключевую информацию, содержащуюся в нем, путем выбора двух правильных ответов из пяти вариантов. За успешное выполнение этого задания можно получить 2 первичных балла.

В общем, это упражнение не кажется сложным, однако выпускники все же допускают в нем ошибки. Для того чтобы их избежать, нужно использовать следующие советы:

  • внимательно и вдумчиво прочесть предлагаемый текст;
  • выделить в нем ключевые слова и фразы;
  • проанализировать смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы;
  • пересказать текст, сделав упор на его главный смысл, и сравнить то, что получилось, с вариантами ответов.

Те варианты ответов, в которых предложена информация, вообще не встречающаяся в тексте, необходимо сразу исключать. Два правильных ответа обычно имеют аналогичное содержание, различаясь лишь речевым оформлением.  Но бывает, что смысл верных вариантов не полностью совпадает, а дополняет друг друга. Также очень часто нужные номера ответов являются самыми длинными из предложенных в тесте.

Теории как таковой для этого задания быть и не может, поэтому перейдем к разбору типовых вариантов.


Разбор типовых вариантов задания №1 ЕГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.

Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.

(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.
  2. Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.
  3. Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.
  4. Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.
  5. Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.

При прочтении текста сразу выделяются ключевые слова, вокруг которых он построен: оценка уровня цифровой компетентности и мотивация к самосовершенствованию в цифровом мире. Из этого следует, что верные варианты ответа должны содержать оба этих понятия. Важны словосочетания: позитивное представление, завышенное мнение, лишь 20% от максимально возможной. Также нужно помнить, что в тексте речь идет и о взрослых, и о подростках.

После произведения подобного анализа выбор верных ответов становится очевидным. Вариант 1 не подходит, потому что в нем говорится лишь о взрослых и не упоминается мотивация; о мотивации также не упоминается в вариантах 2 и 4. А вот варианты 3 и 5 содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.

Ответ: 3,5.


Второй вариант задания

Удивительное приспособление — перо!

Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.

Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья.

(Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо — уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.
  2. Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.
  3. Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.
  4. Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.
  5. Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.

Первое предложение сразу указывает на ключевые слова данного текста, главным из которых является перо. В последующих предложениях автор уточняет его свойства: теплоизолятор, аэродинамические свойства, сложное строение, состоит из обыкновенного кератина. Далее написано, что именно наличие перьевого покрова выделяет птиц среди других живых существ.

Вариант 4 сразу может быть исключен из числа верных ответов, так как в нем ничего не сообщается о свойствах пера; также о них не говорится в варианте 3. Стоит обратить внимание на предложения 1 и 5: при прочтении очевидно, что в них передается одна и та же мысль, изложенная несколько по-разному. В них упоминается и о перьевом покрове птиц (это словосочетание не встречается в варианте 2, и поэтому он также отвергается), и о строении пера, и о его уникальных свойствах. Таким образом, верны ответы 1,5.

Ответ: 1,5.


Третий вариант задания

Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.

Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы — единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.

(Игорь Сокольский, кандидат фармацевтических наук, «Беседы о питании», «Наука и жизнь» №8, 2010)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.
  2. Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы — единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.
  3. Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.
  4. Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.
  5. Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.

Выделяем ключевые фразы: глюкоза – источник энергии в организме, ее свойства помогают организму во время мышечных, умственных нагрузок; также благодаря содержащимся в ней углеводам она покрывает энергетические расходы мозга, поддерживая его способность к функционированию. Вариант 3 передает верную информацию, однако не в полном объеме. В варианте 2 написано, что нельзя исключать сахар из рациона, чего не было сказано в тексте. Информация, предложенная в варианте 1, абсолютно не соответствует тексту, в чем можно легко убедиться, внимательно его прочитав. Остаются варианты 4 и 5, в которых приведены верные факты, отображенные в ключевых фразах. Они и являются верными.

Ответ: 4,5.