Паронимы и их лексическая сочетаемость
Цель задания №5 – проверить знания учащихся в области употребления паронимов – однокоренных слов одной и той же части речи, имеющих схожее звучание, но различное значение. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл.
Теория к заданию №5 ЕГЭ по русскому языку
Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, в котором даются примеры их употребления; для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. Например, рассмотрим пару «невежа – невежда». Первое слово обозначает невоспитанного человека, а второе – малообразованного.
Составим предложения:
- Тот мужчина грубит и вообще ведет себя как невежа.
- Я считаю себя абсолютным невеждой в области геометрии.
Как видно, значения этих слов абсолютно разные. При возникновении сложностей в выполнении задания, которое заключается в нахождении неверно употребленного паронима, можно попробовать подобрать к нему синонимы.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем каждое предложение.
- Подбираем к выделенному слову синонимы, антонимы и делаем вывод, верно ли оно употреблено в предложении.
- Записываем слово, употребленное неверно.
словарь паронимов для ЕГЭ по Русскому языку
Разбор типовых вариантов задания №5 ЕГЭ по русскому языку
Пятое задание демонстрационного варианта 2018
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
- На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
- Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
- Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
- В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
Алгоритм выполнения:
- Читаем внимательно каждое предложение.
- Варианты употребления паронимов в предложениях 1, 3, 4 и 5 не вызывают сомнения. Претерпеть изменения – подвергнуться изменениям; информационный портал – портал, предоставляющий информацию; вечный огонь – негаснущий огонь; гарантийный талон – талон, предоставляющий гарантию. Пароним во втором предложении использован неверно: слово нетерпимый образовано от слова терпимость – толерантность. В предложении же идет речь о боли, которую невозможно терпеть. Следовательно, нужно использовать слово, образованное от слова терпение – нестерпимая боль.
Ответ: нестерпимая.
Первый вариант задания
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.
- Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.
- ВЫСОТНЫЕ здания, построенные в последние годы, навсегда изменили силуэт города.
- Человек он яркий, АРТИСТИЧНЫЙ.
- Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.
Алгоритм выполнения:
- Читаем внимательно каждое предложение.
- Удачный – подходящий, лучший – слово употреблено верно; представили к наградам – слово употреблено верно – можно подобрать и другие словосочетания с этим словом: представили к ордену, представили к званию и др.; высотные здания – можно подобрать синонимичные сочетания – высотные дома, высотные работы; артистичный человек – артистичный ребенок, артистичный характер. Ошибочным является пароним в предложении под номером 5. Здесь употреблено сочетание «наличность конфликтов», однако наличность – количество чего-то, имеющегося в наличии (часто так говорят о деньгах). Фразу можно переделать как «присутствие конфликтов»; синоним к слову присутствие – наличие.
Ответ: наличие
Второй вариант задания
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- В IV веке до нашей эры греки начали возводить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм Артемиды, превосходящий красотой все другие святилища.
- Некоторые формулировки в проекте закона допускают ДВОИЧНОЕ толкование.
- Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ борьбы за чистоту — регулярная уборка.
- На людях Горюнов был неизменно ДЕЛОВИТЫМ и собранным.
- Вы несправедливы: местность у нас вовсе не БОЛОТИСТАЯ.
Алгоритм выполнения:
- Читаем внимательно каждое предложение.
- При внимательном прочтении предложений становится очевидно, что ошибка допущена во втором предложении. Слово «двоичный» употребляется в отношении системы счисления, а толкование может быть «двойственным» или же «двояким», то есть неоднозначным. Часто учеников смущает слово «деловитый», однако оно употреблено абсолютно верно: деловитыми могут быть манеры, вид, человек. Его пароним «деловой» означает «связанный с делами»: деловое письмо, деловая встреча, деловой стиль одежды.
Ответ: двойственное или двоякое
Третий вариант задания
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- У нас очень ДРУЖНЫЙ класс.
- Мальчишка был ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ.
- Легкий и ИРОНИЧНЫЙ, он был всеобщим любимцем.
- Конструкции были специально разработаны для возведения жилых зданий в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.
- Выделите в словах КОРЕННЫЕ морфемы.
Алгоритм выполнения:
- Читаем внимательно каждое предложение.
- Многим может быть трудно найти здесь ошибку с первого раза. Предложения 1, 2 и 4 не должны вызывать сомнения – они составлены правильно. Верный пароним употреблен и в предложении 3: человек может быть только ироничным, а не ироническим. Ироническим бывает отношение, взгляд, усмешка, замечание. В словарях дается очень близкое определение этих слов, поэтому лучше просто запомнить их сочетания. Ошибочным же является предложение под номером 5. Слово «коренной» имеет значение «изначальный, важный, глубокий»: коренной вопрос, коренное население, коренной поворот. А вот «корневой» - «относящийся к корню» - корневая система, корневая морфема.
Ответ: корневые