Казбич | второстепенный герой в произведении "Герой нашего времени"

неразделенная любовь нет детей никогда не был женат/замужем совершение преступления

Казбич. Актер Суламбек Мамилов. Фильм “Герой нашего времени”. 1966

Казбич – второстепенный персонаж романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”; горец-разбойник.

Описание героя

Казбич – “маленький, сухой, широкоплечий” мужчина с “разбойничьей рожей”. Он носит грязную и изорванную одежду. Для воинственного горца гораздо важнее состояние его оружия (отделано серебром).

Казбич хорошо известен на Кавказе и считается местными властями “мирным” (принявшим власть русских). В крепость, где служит Максим Максимыч, он часто пригоняет на продажу баранов. Многие подозревают, что на самом деле Казбич далеко не “мирный” горец, но никаких доказательств его разбойной жизни нет.

Больше всего на свете Казбич ценит своего прекрасного коня Карагеза, который неоднократно спасал ему жизнь. После коварного похищения скакуна невозмутимый обычно горец проявляет удивительную чувствительность: “зарыдал, как ребенок” и пролежал на земле неподвижно всю ночь. Казбич – очень хитрый и ловкий (“как бес”) человек, который всегда готов к схватке. Направляясь на свадьбу, он предусмотрительно надевает под верхнюю одежду кольчугу. Благодаря этому Казбич избегает удара кинжалом от Азамата, а затем прорывается через разгневанную толпу.

Роль героя в произведении

Казбич – довольно-таки противоречивый образ, совмещающий в себе как отрицательные, так и положительные черты. В ссоре Казбича с жителями аула виноват Азамат. Затем “безумный мальчишка” похитил родную сестру и обменял ее на Карегеза. Даже Максим Максимыч признает, что месть Казбича (убийство отца Азамата и Бэлы) полностью соответствует обычаям горцев: “по ихнему… он был совершенно прав”.

Кадр из фильма “Герой нашего времени”. 1966

Главная роль Казбича заключается в похищении и убийстве Бэлы. С точки зрения русских разбойник совершает страшное преступление, но его действия, по сути, мало чем отличаются от поступка “цивилизованного” Печорина. “Герой нашего времени” тоже крадет девушку из родного дома. Бэла, возможно, с течением времени смогла бы привыкнуть к чуждому ей образу жизни русских, но Печорин охладевает к ней, обрекая на гибель. Максим Максимыч совершенно прав, когда говорит о смерти Бэлы: “она хорошо сделала, что умерла”.

Казбич тоже любил Бэлу и не мог смириться с тем, что девушка досталась врагу. Он, вероятно, догадывался, что рано или поздно “дикарка” надоест русскому офицеру, поэтому попытался избавить гордую черкесскую княжну от дальнейших неизбежных страданий и унижений. Важно отметить, что Казбич убивает Бэлу только тогда, когда уже не может оторваться вместе с ней от погони.

Литература

  1. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
  2. Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Комментарий. – Москва-Ленинград, 1966.
  3. Маркович В. М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. Статьи разных лет. – СПб., 1997.
  4. М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Т. 1-2. – СПб., 2014.
  5. Энциклопедия литературных героев. – М., 1997.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *