А вы могли бы? • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Маяковский В.В. | Дата публикации: 1913 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ водосточных труб, образ читателя Темы: мечта, свобода, смысл жизни

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

Краткое содержание

«А вы могли бы?» Музыкальный дом в Дрездене.

Стихотворение написано от первого лица, что помогает читателям максимально тонко проникнуться эмоциями поэта. В эпицентре произведения располагается лирический герой, являющийся неисправимым оптимистом. С первых строк герой сообщает о том, что смог раскрасить серые будни «краской из стакана». Данное сообщение надо воспринимать не в прямом, а в переносном смысле: видимо, лирический герой скрасил свои будни чем-то таким, что было особенно приятно его душе.

Но на одном раскрашивании герой не остановился. Смотря на обыкновенный студень, он замечает целый океан, в котором жёсткая рыба манит губами. Взгляд лирического героя невероятно цепкий: он подмечает любую незначительную деталь окружающего мира. При этом в его голове возникают необычные ассоциации. Герой абсолютно не боится предстать перед читателями странным человеком. Всё с точностью наоборот: он гордится своей способностью видеть во всём лишь прекрасное.

Посредством заключительных строк лирический герой обращается к окружающим его людям, задавая им вопрос: «Способны ли они видеть красоту в серых житейских буднях?». На первый взгляд, этот вопрос выглядит риторическим. Но, герой надеется, что каждый читатель даст на него свой объективный ответ.

История создания

1912 год оказался для Маяковского особенно знаменательным: в этот год он уверенно вошёл в русскую литературу, опубликовав стихотворение «Ночь». Тогда же молодой поэт «отдал своё сердце» литературному направлению «футуризм». С этого момента началась история создания не только данного произведения, но и всех шедевров великого русского футуриста. Это стихотворение Маяковский написал спустя год после своего литературного дебюта, в 1913 г. Как известно, жизнь молодого поэта складывалась весьма непросто. Видимо поэтому, основываясь на собственном печальном опыте, он научился замечать черты прекрасного в самых простых и привычных вещах.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к самому излюбленному жанру Маяковского – гражданской лирике. Стихотворение считается образцом литературного направления «футуризм». Основными особенностями данного направления являются следующие маркеры: неприятие буржуазного мира, протест против косности и узости мещанского мировосприятия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В качестве поэтического орудия автор использует  перекрёстную рифмовку, которая, в сочетании с четырёхстопным ямбом, придаёт стихотворным строкам особую напевность.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение представляет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим людям. Этот монолог можно разделить на две семантические части. Поэт, словно бусины, нанизывает  множество ярких ассоциаций, вызванных у него обыденными вещами. Деление на четверостишия отсутствует, что придаёт стихотворному тексту особую целостность.

Образы и символы

Маяковский, работая в футуристической манере, с целью передачи основной идеи произведения, создал следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Романтический герой предстаёт перед читателями эгоистичным бунтарём, готовым смело пойти против устоявшейся системы и добиться её качественного изменения. Он открыт для всего нового, разум его пластичен. Делая сравнение грязных водосточных труб с чудесной флейтой, герой доносит до нас мысль о том, что даже в невзрачных вещах присутствует красота. Он активно протестует против безликости окружающей его людской толпы. Именно поэтому герой желает подстроить «карту будней» под себя;
  • образ водосточной трубы – внешне уродливая водосточная труба представляется лирическому герою не пустой железкой, а волшебным музыкальным инструментом. Аналогичные «метаморфозы» происходят в воображении героя при взгляде на банальную трапезу: в студне он замечает «косые скулы океана». Таким образом герой создаёт собственную реальность, отличную от реальности привычной;
  • образ читателей – пребывая в восторженном состоянии духа, лирический герой обращается к читателям, желая и их вовлечь в придуманную им игру ассоциаций. Поэтому он спрашивает нас о том, смогли бы мы отыграть «ноктюрн на флейте водосточных труб?». Герою любопытно, способны ли читатели разглядеть что-то принципиально новое в обыденных вещах, найти очарование в неприглядных предметах, понять тайны окружающего мира;
  • образ «скул океана» – данный фантасмагорический образ выступает символом отдельного, необъяснимого и необъятного мира. Океан представляет собой бурную воду, которая никогда не пребывает в состоянии абсолютного штиля, и не имеет горизонта точно так же, как и великий человеческий разум. По мнению автора, важно суметь выйти за границы серой обыденности, тогда жизнь изменится в лучшую сторону;

Темы и настроение

В произведении автор раскрывает тему красоты окружающего мира. Каждый человек, по мнению Маяковского, должен самостоятельно решить, как ему следует воспринимать собственную жизнь: как череду серых будней, либо как волшебную, вдохновляющую реальность. Настроенческий пафос произведения передаёт читателям палитру невероятно ярких эмоций, таких как: уверенность в собственных  силах, оптимизм, нацеленность на успех, радость жизни.

Основная идея

Основная идея произведения заключена в следующем утверждении: каждому человеку необходимо избавляться от утилитаризма и узкого практицизма. Подобный настрой помогает не только  человеку, но и обществу, развиваться, продуктивно двигаться вперёд. Данное стихотворение представляет собой образец страстного призыва к расширению фантазийных рамок, к высвобождению творческой энергии, к попытке заново переосмыслить ранее принятые нормы общежития.

Средства выразительности

С целью передачи душевных эмоций лирического героя поэт использует самые разнообразные средства выразительности:

  • эпитеты – их немного в тексте: «новые губы», «жестяная рыба»;
  • метафоры – «зовы новых губ», «косые скулы океана», «флейта водосточных труб»;
  • инверсия – «на чешуе жестяной рыбы прочёл я зоны новых губ»;
  • риторический вопрос – «А вы могли бы?»;
  • аллитерации – жёсткость звучания стихотворным строкам придают согласные «Ж», «Ч», «Ш», «Ц»: «На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4.6k 👀