Стихотворение и анализ «О дряни»

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,

им

довольно воздали дани.

Теперь

поговорим

о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мурло

мещанина.

(Меня не поймаете на слове,

я вовсе не против мещанского сословия.

Мещанам

без различия классов и сословий

мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,

с первого дня советского рождения

стеклись они,

наскоро оперенья переменив,

и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,

крепкие, как умывальники,

живут и поныне

тише воды.

Свили уютные кабинеты и спаленки.

И вечером

та или иная мразь,

на жену.

за пианином обучающуюся, глядя,

говорит,

от самовара разморясь:

“Товарищ Надя!

К празднику прибавка –

24 тыщи.

Тариф.

Эх, заведу я себе

тихоокеанские галифища,

чтоб из штанов

выглядывать

как коралловый риф!”

А Надя:

“И мне с эмблемами платья.

Без серпа и молота не покажешься в свете!

В чем

сегодня

буду фигурять я

на балу в Реввоенсовете?!”

На стенке Маркс.

Рамочка ала.

На “Известиях” лежа, котенок греется.

А из-под потолочка

верещала

оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел…

И вдруг

разинул рот,

да как заорет:

“Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните –

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!”

Краткое содержание

С. Адливанкин. Красные мещане. 1920

Стихотворный текст открывают  благодарственные слова в адрес революционеров: «Слава, Слава Героям!». Именно этой короткой фразе противопоставляется дальнейший стихотворный сюжет. По мнению автора, о героях войны уже успели сказать слишком многое, поэтому сейчас  пришло время порассуждать «о дряни».

В Гражданскую войну в первых рядах  шли сражаться и погибали самые достойные граждане страны, стремящиеся к жизни в условиях справедливого общества. Пока они сражались, отстаивая интересы Отчизны, всякая «мразь», подобно крысам, отсиживалась по норкам, с целью переждать в тепле и сытости общественные потрясения. Большевистская победа и последующий возврат к мирному течению жизни способствовали тому, что мещанское «мурло» снова ощутило свободу и реальный шанс вернуть старые «душные» порядки.

Здесь поэт делает чрезвычайно важный отступ в повествовании. Предвосхищая возможные упрёки в свой адрес, он замечает читателям, что абсолютно «не против мещанского сословия … без различия классов и сословий». Подобное заявление весьма противоречиво, поэтому его следует разъяснить. Дело заключается в следующем: определение «мещанин» относилось к любому гражданину, имеющему средний доход. Маяковский чётко осознаёт роль добропорядочных мещан для поддержания общественного благополучия. Ещё совсем юная «страна рабочих и крестьян» лишь только приступает к строительству справедливого общества свободных граждан. В связи с этим, позиция мещан всё ещё является весьма значимой: они имеют возможность организовать социальный класс, способный подорвать «фундамент» молодого советского общества.

Поэт наблюдает следующую картину: сторонники старого режима, «наскоро оперенье» сменив, всеми силами пытаются подстроиться к новой власти с целью извлечения собственной выгоды. Для этого они поступают работать на спокойные, лёгкие должности в различные советские учреждения, стараясь никак не проявить себя.

Живя в своём сытом, уютном мирке, такие люди жадно обзаводятся различной собственностью. При этом распознать  их не просто, так как собственничество всегда надёжно скрывается за ширмой внешней благонадёжности. Таких людей лирический герой называет коротко и хлёстко – «мразями». Подобные граждане выставляют напоказ советскую атрибутику в виде «серпа и молота», портрета К. Маркса и пр. Мечтают они всегда ободном: прибавке к окладу, приобретении новых платьев и штанов.

Поэт обращается к своему излюбленному приёму фантастического вмешательства в сюжет: взирая на убогий мещанский уклад жизни, вдруг начинает неистово кричать висящий на стене портрет главного коммунистического идеолога К. Маркса. Лирический герой говорит о том, что даже белогвардейцы и капиталисты не так опасны в сравнении с внутренними врагами, способными изнутри разъесть социалистическое общество, подобно термитам.

История создания

Произведение появилось на свет в период с 1920 – по 1921 гг. В то время ещё не завершилась кровопролитная Гражданская война, но уже в полный голос заявил о себе НЭП. Говоря об истории создания стихотворения, важно понимать, кому именно посвятил его Маяковский. Едва начав говорить о героях войны, автор тут же переключается на персонажей мирной жизни, предлагая читателям «… теперь поговорим о дряни».

Поэт пишет о «мещанах», но, при этом, оговаривается, что совершенно «не против мещанского сословия». Следует понимать: под понятием «мещане» Маяковский подразумевает не конкретный социальный класс городских жителей, а обрюзгших толстосумов, думающих лишь о собственной выгоде. Кажется совершенно невероятным тот факт, что Маяковский сумел так рано предвосхитить будущие события, увидев «врага революции» в лицо.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру сатирического фельетона. Как известно, Маяковский являлся признанным королём сатирической поэзии.

Поэтический размер – дактиль. Подобно большинству произведений Маяковского, перед нами тонический стих: его ритм основан на выравнивании ударений при произвольном количестве слогов.

Композиция

Произведение отличается своеобразным композиционным построением, включающим в себя четыре условных смысловых блока:

  1. Первый блок – стихотворение начинается с похвалы в адрес поэта, которая тут же сменяется словами горькой сатиры. Именно так выглядит своеобразный зачин произведения.
  2. Второй блок представляет собой экспозицию. В ней лирический герой делится с читателями личными размышлениями о причинах «живучести» мещан в советской стране. Герой красноречиво повествует об образе жизни типичной мещанской супружеской пары.
  3. Третий блок представляет собой кульминацию. В ней лирический герой повествует о происшествии с портретом коммунистического идеолога К. Маркса, не выдержавшим типичной обывательницы. От негодования портрет неожиданно «оживает» и громко кричит.
  4. Четвёртый блок представляет собой экспрессивную логическую развязку произведения.

Образы и символы

Маяковский представил на читательский суд следующие семантически значимые образы:

  • образ лирического героя – центральный. Романтический герой полностью идентичен автору. Можно утверждать, что Маяковский написал поэму от первого лица. Герой отражает черты личности, свойственные автору, представая перед читателями человеком активным, оптимистичным, идеологически сформированным, целенаправленным. Все свои произведения он посвящает борьбе за светлые идеалы социализма;
  • образ «канареицы» (образ мещан) – центральный. Образ «канареицы, верещащей из-под потолочка», появляется лишь в самом конце произведения. Скорее всего – это обычные настенные часы с кукушкой. Такие были популярны в старину: из них ежечасно «вылетала» звонкоголосая птичка. В произведении образ «канареицы» символизирует суть мещанства; ту самую «дрянь» и «обывательщину», нитями которой «опутана революция». Помимо «канареицы», лирический герой живописно рисует образы мещан: служащего, что решил организовать себе «уютный кабинет» в государственном учреждении и его жену по имени «товарищ Надя». Суть диалогов между супругами сводится лишь к одному: создать видимость советских людей, чтобы получить с этого максимальную выгоду. Такого рода мещане, по мнению лирического героя, наносят смертельный вред коммунистической идее;
  • образ мещанского быта – лирический герой своё особое внимание уделяет теме мещанского уклада жизни, поглощающего, подобно болоту, все мысли и поступки обывателей. Поэт повествует о неизменных атрибутах идеальной жизни мещан, таких как: самовар, кот, пианино, клетка с канарейкой. Вместе с тем, в добротном мещанском доме обязательно отыщется и свеженький выпуск газеты «Известия», и портрет с изображение вождя;
  • образ ожившего портрета К. Маркса – данный образ выступает ярким символом революции. Коммунистический идеолог К. Маркс противопоставляется образу «канареицы». От отвращения к быту мещанской семьи, висевший на стене портрет Маркса неожиданно «оживает», начиная громко кричать. Точно так же громогласно, по мнению автора, способен кричать «социализм».

Темы и настроение

Основная тема произведения – обличение мещан и обывателей, которым удалось приспособиться к условиям жизни новой социалистической страны, стремящейся к коммунизму. Маяковский высмеивает вовсе не мещан, как социальный городской класс: он высмеивает тех представителей мещанства, чья природа состоит из гремучей смеси двуличия, пошлости и наглости.  Такое резко негативное отношение к мещанству со стороны автора можно понять: во время Гражданского лихолетья подобные мещане попрятались по углам, желая отсидеться в стороне.

Маяковский был невероятным идеалистом, мечтавшим о безоговорочной победе социализма над буржуазией. Но, этого не случилось, о чём автор искренне сожалеет в своём произведении. Настроенческий пафос стихотворения передаёт читателям экспрессивные, эмоционально-революционные эмоции.

Основная идея

Основной смысл произведения заключается в следующем: для каждого человека существуют свои идеалы и представления о жизни. Есть большая категория людей, не разделяющих коммунистические убеждения. Таких граждан можно заставить «стать коммунистами», но при первом удобном случае они предадут навязанные им убеждения.

Таким образом, Маяковский, находясь на самом «старте» советской эпохи, сумел разглядеть одну из скрытых причин её будущего заката. Основную мысль произведения можно найти в шести заключительных строках: там автор делает эмоциональное предостережение людям. Согласно историческим реалиям, его опасения полностью подтвердились.

Средства выразительности

Произведение чрезвычайно богато на средства художественной выразительности. Чтобы максимально достоверно создать образ советских обывателей, Маяковский использует множество ярких троп:

  • метафоры – «утихомирились бури революционных бурь», «подёрнулась тиной … мешанина»;
  • обилие грубой лексики – «зады», «мразь», «дрянь», «мурло»;
  • уменьшительно-ласкательные суффиксы – «спаленка», «потолочек»;
  • гипербола – «намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…»;
  • неологизмы – «фигурять», «оголтелая канареица».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 513 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *