Стихотворение и анализ «Письмо Татьяне Яковлевой»

В поцелуе рук ли,

                 губ ли,

в дрожи тела

            близких мне

красный

       цвет

           моих республик

тоже

    должен

          пламенеть.

Я не люблю

          парижскую любовь:

любую самочку

             шелками разукрасьте,

потягиваясь, задремлю,

                     сказав –

                            тубо –

собакам

       озверевшей страсти.

Ты одна мне

           ростом вровень,

стань же рядом

              с бровью брови,

дай

   про этот

           важный вечер

рассказать

          по-человечьи.

Пять часов,

          и с этих пор

стих

    людей

         дремучий бор,

вымер

     город заселенный,

слышу лишь

          свисточный спор

поездов до Барселоны.

В черном небе

             молний поступь,

гром

    ругней

          в небесной драме,-

не гроза,

         а это

              просто

ревность двигает горами.

Глупых слов

           не верь сырью,

не пугайся

          этой тряски,-

я взнуздаю,

           я смирю

чувства

       отпрысков дворянских.

Страсти корь

            сойдет коростой,

но радость

          неиссыхаемая,

буду долго,

           буду просто

разговаривать стихами я.

Ревность,

         жены,

              слезы…

                      ну их!-

вспухнут вехи,

              впору Вию.

Я не сам,

         а я

            ревную

за Советскую Россию.

Видел

     на плечах заплаты,

их

  чахотка

         лижет вздохом.

Что же,

       мы не виноваты –

ста мильонам

            было плохо.

Мы

   теперь

         к таким нежны –

спортом

       выпрямишь не многих,-

вы и нам

        в Москве нужны,

не хватает

          длинноногих.

Не тебе,

        в снега

               и в тиф

шедшей

       этими ногами,

здесь

     на ласки

            выдать их

в ужины

       с нефтяниками.

Ты не думай,

            щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

         иди на перекресток

моих больших

            и неуклюжих рук.

Не хочешь?

          Оставайся и зимуй,

и это

     оскорбление

               на общий счет нанижем.

Я все разно

           тебя

               когда-нибудь возьму –

одну

    или вдвоем с Парижем.

Краткое содержание

Татьяна Яковлева. Фотография

Данное произведение является результатом любовных и весьма драматичных переживаний автора. По сути, перед нами монолог романтического героя, адресованный горячо любимой женщине. В начале произведения смешаны чувственные переживания и патриотические переживания поэта. Автор пишет: «В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне…», «… красный цвет республик должен пламенеть». Для лирического героя важно любовное счастье, но лишь преломлённое сквозь призму счастья других людей. Говоря о чувстве ревности, герой поднимает его на гораздо более высокую ступень восприятия: «Я не сам, а я ревную за Советскую Россию».

В основу произведения автор, тщательно смешав,  заложил  два плана восприятия чувств – общественный и личный. Когда герою напоминают о его «парижской любви», это вызывает в нём довольно сильное презрение к французским «самочкам». Герой считает, что его презрение является весомым аргументом, чтобы та женщина, к которой он обращается в письме (Татьяна Яковлева), наконец вернулась в столицу. Герой помнит всё, что происходило в Париже:  предательский «ужин с нефтяниками» он воспринимает не иначе, как предательство Москвы, которая в тот период голодала. Одна лишь Татьяна Яковлева, которая не боится идти ни в снег, ни в эпидемию тифа, достойна находиться с лирическим героем «бровью к брови». Ведь оба они «ростом вровень».

Стихотворное «полотно» наполнено предельной откровенностью героя. Всё это придаёт посланию колорит интимности. В произведении происходит постоянный перевод сугубо личных чувств героя в область общественной значимости. В связи с этим, достигнув высшего эмоционального накала, уже завершая письмо, герой восклицает: «Иди сюда … на перекрёсток моих больших и  неуклюжих рук».

История создания

Находясь в Париже в 1928 г., Маяковский познакомился с Татьяной Яковлевой, работавшей художником-дизайнером. Между ними мгновенно завязался страстный роман. Под впечатлением новых чувств поэт написал и посвятил Татьяне два стихотворения. Этот его поступок был воспринят крайне негативно Лилей Брик, по праву считавшей себя «вечной» любовью Маяковского. Ведь именно Брик до появления Яковлевой поэт посвящал своё творчество.

Впервые произведение было издано лишь в 1956 г. в Америке. Публикация случилась на страницах журнала, в то время недоступного для советских читателей. Но, как известно, после возвращения из Парижа, Маяковский часто читал его в компаниях друзей. Поэт вернулся на Родину, так как не решился поменять любовь к отчизне на страсть к женщине.

Татьяна Яковлева не имела возможности последовать в Россию за поэтом, так как сильно опасалась негативной реакции советской власти на её высокое социальное происхождение. К тому же, в Европе женщина вела беззаботную и обеспеченную жизнь, считалась именитым дизайнером. Поэтому она не желала возвращаться в нищую Россию, чтобы жить в окружении убогого быта и пролетарского пафоса.

Маяковский, испытывая сильные чувства к Яковлевой, настойчиво звал её к себе в Россию, имея намерение жениться. Но богатая эмигрантка возвращаться категорически не желала: она надеялась, что любимый мужчина переедет жить к ней во Францию. Маяковский неоднократно пытался оформить визу, но получал категорические отказы. Поэт очень страдал из-за вынужденной разлуки, так как был душевно и физически привязан к Яковлевой. Исследователи жизни и творчества Маяковского полагают, что столь сильные любовные переживания стали тем самым фатальным ударом, повлиявшем на решение поэта о самоубийстве в апреле 1930 г.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет собой жанр послания: оно имеет конкретный адресат, указанный в заглавии. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Именно ямб придаёт произведению ритмичность и напряжённую отрывистость. Рифмовка перекрёстная. Стихотворная форма – любимая поэтом «лесенка», помогающая выделить и закрепить важное автору интонационное и ритмическое членение строк.

Композиция

С точки зрения семантического наполнения произведение можно разделить на три части:

  1. Обращение к любимой женщине, которой адресовано письмо, описание её образа.
  2. Повествование об отчизне.
  3. Обещание лирического героя завоевать любимую женщину.

Деление на строфы в произведении отсутствует. Можно утверждать, что с точки зрения формальной организации поэтического «полотна», очевидны черты футуризма. Если судить о стихотворении внешне, то легко заметить: оно представляет собой «лестницу», сооружённую из слов.

Образы и символы

В произведении тесно переплетены личные чувства с общегражданскими переживаниями. Выражению этого глубинного переплетения подчинена вся образная палитра стиха:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. В письме горячо любимой женщине он высказывает свои переживания. Но, будучи человеком чёткой гражданской позиции, всё свои душевные эмоции он пропускает сквозь призму общественной значимости. Герой является человеком принципиальным, умеющим любить и сопереживать, убеждённым патриотом. Он готов пожертвовать своим личным счастьем, если оно не делает счастливыми граждан его страны;
  • образ Татьяны Яковлевой – с первых строк произведения перед читателями возникает чёткий образ адресата письма. Лирический герой сравнивает свою избранницу с иными француженками и делает вывод: «Ты одна мне ростом вровень». Он молит любимую женщину перебраться к нему в Россию, но при этом понимает: зная о происходящем в Стране Советов, она никогда не переедет. Поэтому герой, ничего не скрывая, подробно описывает советскую страну. Внутри этих описаний, ещё чётче проступает портрет Яковлевой. Герой осведомлён о том, что ей пришлось пережить во время вынужденной иммиграции: «Не тебе в снега и тиф шедши этими ногами…». Татьяна Яковлева становится для лирического героя символом недостижимой мечты и вечной любви;
  • образ Родины – данный образ имеет двоякое воплощение в произведении. С одной стороны – у граждан чахотка и «на плечах закаты». С другой стороны – «мы теперь к таким нежны». Лирический герой повествует, в резко отрицательном ключе, лишь о прошлом своей многострадальной Родины, а настоящее он описывает исключительно в положительном свете. Именно поэтому герой победный красный цвет сравнивает со страстью к женщине;
  • образ Парижа – данный образ воплощает в себе сплошь негативные черты. Париж символизирует для лирического героя капиталистическое общество в чистом виде. Герой с огромным пренебрежением повествует об «ужинах с нефтяниками», «разукрашенных самках», продажной любви француженок.

Темы и настроение

В произведении поднимаются несколько важных для Маяковского тем:

  1. Тема любви к женщине и Родине – в стихотворении эти темы переплетены довольно тесно. Лирический герой буквально разрывается между страстным чувством к Татьяне Яковлевой и преданностью родной отчизне. Мы видим, что любовь к Родине оказывается сильнее.
  2. Тема патриотизма – искренняя любовь к Родине и чувство осознанного патриотизма нашли своё яркое отражение в жизнеутверждающем финале стихотворения.
  3. Тема последствий Гражданской войны – любимая женщина поэта не готова вернуться на Родину из сытого и благополучного Парижа, так как она прошла через многое, прежде чем смогла эмигрировать. Татьяна Яковлева «полной ложкой» хлебнула тяготы и волнения жизни в период Гражданской войны и революции. Ей не понаслышке знакомы такие беды, как чахотка, тиф, голод и холод тех лет.

Произведение отличается высокой степенью эмоциональности. Оно насквозь пропитано сильными любовными чувствами. Лирический герой заранее осведомлён, что его просьба к Татьяне вернуться в Россию обречена на провал, поэтому нисколько не скупится на употребление весьма резких фраз.

Основная идея

Основная мысль стихотворения заключена в неготовности поэта отдать любимую женщину, живущую в Париже, миру капитализма, цинично покупающего её красоту. Поэт мечтает вернуть свою обожаемую Татьяну не только в собственное «пользование», но и любимой Родине. Дело в том, что для Маяковского такие понятия, как «Родина» и «Я» абсолютно тождественны.

Средства выразительности

С целью полного раскрытия образа Татьяны Яковлевой, а также воспроизведения чувственных переживаний лирического героя, Маяковский использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «парижская любовь», «важный вечер», «чёрное небо»;
  • метафоры – «стих людей дремучий бор», «собаки озверевшей страсти»;
  • олицетворение – «ревность двигает горами».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 461 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *