Лиличка! • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Маяковский В.В. | Дата публикации: 1934 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ возлюбленной Темы: любовь и ненависть

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще —

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом умо́рят —

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

несуетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Краткое содержание

Лиля Брик. Фотография

Перед нами страстное обращение поэта к своей любимой женщине. Лирический герой (поэт) повествует о сильнейшем чувстве любви посредством грубого разговорного языка. Маяковский обращается к своей вечной музе по имени Лиля Брик. Их судьбоносное знакомство произошло в 1915 г. Любовная связь поэта с избранницей продлилась вплоть до рокового дня 14 апреля 1930 г., когда Маяковский решил уйти из жизни.

Произведение начинается с признания поэта в том, что ему табачный дым мешает дышать, а комната, в которой они с любимой  находятся, напоминает «главу в крученыховском аде». Лирический герой, чтобы угодить возлюбленной, готов буквально на всё. Боясь испытать невыносимую боль в случае отказа в ответном чувстве, герой просит любимую сделать судьбоносный выбор немедля, аргументируя это тем, что проще расстаться сейчас, чем мучиться. Он молит: «Ни надо этого … простимся сейчас».

Поэт пишет о своём чувстве, условно деля повествование на две части. Сначала он повествует о  собственных переживаниях и намерениях, прося любимую женщину остаться с ним. Герой выглядит почти что безумным от распирающего его чувства: кроме избранницы его ничто не интересует. Поэт говорит о том, что такие сильные любовные переживания, с самоубийством в конце из-за неразделённой любви  – совсем не редкость. Поэтому он восклицает в отчаянии: «Выбегу, тело в улицу брошу я».

Согласно сюжету, находясь с любимой в сильно накуренной комнате, где «дым табака воздух выел»,  герой намерен поведать ей о завладевших им чувствах. Но она категорически не желает его слушать, не реагирует на сказанное. В отчаянии поэт восклицает, обращаясь к избраннице: «… сидишь вот, сердце в железе». Беспрестанно жалуясь на отсутствие ответного чувства, лирический герой опасается, что любимая устанет слушать его и прогонит прочь: «День ещё – выгонишь … изругав».

Во второй части повествование идёт о том, что женщине стало сложно выносить постоянную любовную «агонию» поэта. А для поэта всё наоборот: он способен жить лишь в любовном экстазе. Погрузившись с головой в океан своих страстных чувств, он способен выжить. Лирическому герою обидно от того, что изливая свою любовь перед избранницей; рассказывая ей о боли, которую готов причинить себе в случае её ухода – он не получает никакого сочувствия и понимания в ответ. В отчаянии герой восклицает, что его слова о любви кажутся ей всего лишь «сухими листьями», по которым она легко уйдёт и не остановится.

История создания

Произведение появилось на свет в 1916 г., спустя год после первой встречи автора с Лилей Брик. Лиля, как известно, была сестрой невесты Маяковского, девушки по имени Эльза. Именно Эльза решила познакомить сестру Лилю со своим женихом. Буквально с первых минут судьбоносного знакомства Лиля смогла пленить поэта своей эрудицией, хотя она и не была откровенной красавицей. Исследователи творчества Маяковского  уверяют: Лиля Брик выгодно отличалась от всех прочих женщин своим ярким темпераментом, невероятной сексуальностью и неординарностью.

Любовные взаимоотношения Маяковского и Брик никогда не были безоблачными. Женщина оказалась глубоко замужней дамой, хотя узы брака не способны были удержать её рядом с мужем. Проживая с законным супругом в одной квартире, Лиля ещё и умудрялась крутить страстный роман с влюблённым поэтом. Подобные отношения сложно назвать здоровыми и полноценными, поэтому Маяковскому приходилось часто, много и сильно страдать. Отказаться от страсти к Брик он был не в силах. Внутреннюю палитру своих любовных терзаний поэт отразил на бумаге: так появилось данное произведение.

На протяжении многих лет стихотворение не имело никаких шансов быть изданным: его публикации противилась цензура. Причиной тому являлись многочисленные безумные и провокационные «выходки» Лили, которые были известны множеству людей. Поэтому при жизни Маяковского произведению не суждено было дойти до читателей. Первая публикация стала возможна спустя четыре года после самоубийства поэта, лишь в 1934 г.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру послания. Об этой жанровой принадлежности свидетельствует сам подзаголовок («Вместо письма»), а также форма обращения к любимой женщине. Вместе с тем, в стихотворении присутствуют черты элегии, а значит, переданы эмоции разочарования и тоски.

Стихотворение является ярким образцом литературного направления «футуризм». Являясь убеждённым поэтом футуристом, Маяковский смело экспериментирует с текстовой формой произведения.

Поэтический размер – разностопный хорей. Рифмовка перекрёстная, а в некоторых строчках она вообще отсутствует. Подобное сочетание стихотворного размера и рифмовки помогает автору максимально точно передать свои страстные, порывистые любовные эмоции.

Композиция

Композиционное «здание» произведения построено в строгом соответствии с футуристическими требованиями. Оно представляет собой монолог – обращение лирического героя (поэта) к своей избраннице. Поэтическое «полотно» не разделено ни на семантические части, ни на четверостишия. Перед нами целостный, единый мысленный поток, исторгаемый поэтом под прессом эмоционального напряжения.

Образы и символы

Маяковский, чтобы донести до читателей всю глубину своих чувственных переживаний, создал следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Романтический герой полностью идентичен автору. Герой признаётся, что находится под властью и чарами горячо любимой женщины. Он говорит, что над ним, помимо её взгляда, «не властно лезвие ни одного ножа». Лирический герой является человеком чрезвычайно эмоциональным, искренним, склонным к депрессиям и мучительным переживаниям;
  • образ любимой женщины – центральный. К горячо любимой женщине обращается лирический герой. Его возлюбленная при желании может быть любящей. Но чаще всего женщина проявляет себя в отношении поэта крайне жестокой, эмоционально чёрствой и легкомысленной. Герой никогда не знает, где и с кем в определённый момент времени находится его избранница, кому она «строит глазки». Вместе с тем, образ возлюбленной сродни божеству, о котором лирический герой не способен сказать ничего негативного. Как известно, божеству можно лишь поклоняться, невзирая ни на что;
  • образы быка и слона – лирический герой создаёт смысловые образы двух диких животных. Бык и слон, вконец измучившись жарой и тяжёлым трудом, отправляются отдохнуть в спокойное и тихое местечко. Подобно этим двум несчастным животным, страдает и поэт: он точно также мечтает о побеге и отдыхе от мучительных любовных переживаний. Но, к сожалению, ни побег, ни отдых для героя невозможны: любовные «сети» не отпускают его никуда.

Темы и настроение

Темой произведения является страдание, принесённое чувством огромной любви. Данная тема раскрывается путём обращения поэта к своей избраннице. Произведение имеет подзаголовок «Вместо письма», тем самым автор прозрачно намекает на то, что он (лирический герой) изливает в послании свои самые сокровенные чувства. При этом он не желает говорить о них публично: слова любви адресованы только избраннице, и больше никому. Произведение насквозь проникнуто эмоциями отчаяния безнадёжно влюблённого мужчины. Лирический герой предчувствует неизбежность скорого разрыва: он видит, что любимая цинично играет его чувствами.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: истинную любовь не способны умертвить никакие внешние обстоятельства, ни ссоры, ни частые расставания. Настоящая любовь приносит много страдания, но также и много счастья. Поэт помнит каждый миг любовных встреч со своей избранницей. Он сравнивает свою непростую  любовь с тяжёлой гирей, которую невозможно с лёгкостью скинуть и позабыть.

Средства выразительности

В произведении автором создано немало оригинальных средств художественной выразительности. Чтобы донести до избранницы искренность собственных любовных признаний, Маяковский использует:

  • эпитеты – «холодные воды», «суетные дни», «мутная передняя»;
  • метафоры – «тело в улицу брошу я», «сердце в железе»;
  • олицетворения – «у любви твоей и плачем не вымолишь отдых»;
  • авторские неологизмы – «обезумлюсь», «выреветь», «отчаяньем иссечась».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4.9k 👀