Стихотворение и анализ «Нате!»

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Краткое содержание

С. Лемехов. Банкет на Авроре. 2014

В произведении лирический герой противопоставляет себя буржуазной толпе. Истинным героем стихотворения выступает «его величество» Поэт. Он решает объявить всему миру о том, что посвящает свою Музу искусству, а не людям, готовым бездарно тратить бесценное время жизни на всякую чепуху. Являясь творческой натурой, поэт с трудом воспринимает окружающую его враждебную среду, ведь он чувствует мир совершенно иначе. В стихотворении лирический герой обращается к извечной теме «Поэт и толпа». Монолог его наполнен яркими эмоциями, которые будоражат публику.

Лирический герой осознаёт: нынешнее время, и живущие в нём люди, абсолютно не нуждаются в поэзии. Им искусство чуждо и не интересно. Герой повествует о мещанах, населяющих его страну, выражая к ним крайнюю степень отвращения: «недоеденных щей на усах; устрица из раковин вещей». Поэт хочет быть услышанным, но, понимая, что этого никогда не произойдёт, он прибегает к прямым оскорблениям  ненавистных ему людей, желая таким образом пробудить их от духовного сна. Поэт пытается продемонстрировать читателям весь мир, показав, насколько тот  далёк от совершенства. Он желает посредством своих стихов побудить людей к активной борьбе за самосовершенствование.

История создания

Произведение появилось на свет в 1913 г. Впервые Маяковский прочёл его в Москве, на открытии литературного кабаре «Розовый фонарь». На торжественное мероприятие он был приглашён в качестве почётного гостя.  Известно, что прочитанное стихотворение вызвало настолько резкое недовольство публики, что пришлось даже вмешиваться полиции.

Любопытен следующий факт: скандальное чтение стихотворения происходило девятнадцатого октября – в годовщину Пушкинского Лицея. Это выглядит особенно знаменательно, учитывая, что Маяковский обратился к теме «Поэта и поэзии», столь знаковой для А.С. Пушкина и традиционной для всей русской поэзии.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец сатирического стихотворения. Маяковский делает объектом своего обличения самодовольную публику, которая страдает вещизмом и нацелена на получение личной  выгоды. Поэт открыто оскорбляет и насмехается над представителями такой публики.

Стихотворение относится к литературному направлению «футуризм». Лирический герой осознанно противопоставляет себя бесчувственной толпе мещан, обрушивая на неё «водопад» едких насмешек и сатирических описаний.

Маяковский талантливо экспериментирует с формой своего произведения, которое он создаёт посредством акцентного стиха. Это означает, что автор использует примерно равное количество ударных слогов в каждой строфе. На лицо чередование точных/неточных, мужских/женских рифм. Рифмовка применена перекрёстная.

Композиция

Стихотворное «полотно» включает в себя четыре строфы. Композиция произведения кольцевая: лирический герой, говоря о себе,  в начале и в конце стихотворения повторяет одинаковые слова: «Я – бесценных слов мот и транжир». В произведении можно выделить три семантических части:

  1. Первая часть – лирический герой сожалеет, что «открыл столько стихов шкатулок» перед теми людьми, кому не дано их оценить по достоинству. Мы узнаём, что собирательный образ толпы для поэта – это мужчина, у которого «в усах капуста … недоеденных щей» и женщина, у которой «белила густо».
  2. Вторая часть – лирический герой понимает, насколько эти люди становятся опаснее, если собираются вместе в единую толпу. Герой ощущает себя на фоне мещанской толпы чрезвычайно беззащитным и слабым. Он остерегается, что эта грубая и грязная толпа убьёт «бабочку поэтического сердца».
  3. Третья часть – вновь перед читателями появляется тот самый отважный лирический герой, который заявил о себе в самом начале произведения. Теперь, если он этого пожелает, сможет захохотать и плюнуть в ненавистную толпу.

Образы и символы

В произведении автор представляет на суд читателей три ключевых образа:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен поэту. Он является человеком смелым, отважным, независимым, идейно наполненным. Герой не пытается отсидеться в стороне, или убежать от враждебной толпы: вместо этого, он бросает ей вызов! Герой едко смеётся над обществом мещан, погрязшим в пошлых развлечениях. Он громко провозглашает свободу творческого самовыражения;
  • образ бабочки – центральный. Бабочка является существом крайне хрупким и прекрасным. Она может погибнуть от любого неосторожного прикосновения. Образ бабочки символизирует поэта и всё его творчество. Для поэта, как и для бабочки, губительны «грязные калоши», в которых оголтелая толпа топчется по его искренним эмоциям и чувствам;
  • образ толпы – центральный. Лирический герой воспринимает толпу, как «стоглавую вошь». Он сравнивает её с насекомыми, успешно паразитирующими на теле других существ. Саркастически описывая типичных представителей этой толпы, поэт многократно усиливает её отрицательную характеристику. Невзирая ни на что, лирический герой настолько отважен и уверен в себе, что готов и дальше «жонглировать» бесценными словами перед толпой, раскрывая ей свою душу. Ведь, он всё ещё надеется достучаться до публики.

Темы и настроение

В произведении Маяковский поднимает две важных для себя темы:

  1. Тема противопоставления поэта и толпы – данная тема является традиционной для русской поэзии. В отличие от А.С. Пушкина, которого непонимание толпы заставляло страдать, убегать и искать пристанище, лирический герой Маяковского не сбегает – он смело обвиняет неугодную ему толпу, смеётся ей в глаза, обзывает её.
  2. Тема разложения общества – автор озадачен тем, что среди его современников стремительно снижается общий культурный уровень. Для поэта вещи, представляющие для членов толпы особую ценность, представляются бессмысленными и пустыми. Он страдает от того, что «раковина вещей» оказалась гораздо значимее самой устрицы.

Настроенческий пафос произведения – ярко обличительный. Автор употребляет множество просторечных слов, делает отталкивающие описания с единственной целью – передать собственное презрение к мещанской публике, думающей лишь  о материальной составляющей жизни. Он видит, что эта публика погрязла в пороках и лицемерии.

Основная идея

Поэт доносит до читателей мысль о том, что любой творец имеет право открыто выражать свою гражданскую позицию, даже если она противоречит ожиданиям общественного большинства. Основная мысль произведения построена на приёме антитезы: «бабочка поэтического сердца» противопоставляется чванливой толпе, которую символизирует вошь.

Средства выразительности

Маяковский осознанно выбирает для своего произведения необычные, яркие и неожиданные средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «стоглавая вошь», «грубый гунн»;
  • метафоры – «стоглавая вошь», «открыл столько стихов шкатулок»;
  • метонимия – «взгромоздитесь на бабочку поэтического сердца»;
  • авторские неологизмы – «стоглавая вошь», «поэтиного»;
  • просторечия – «обрюзгший», «кривляться», «недокушаннных».

Также в произведении присутствуют инверсии, эллипсы и семантические повторы.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 248 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *