Скрипка и немножко нервно • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Маяковский В.В. | Дата публикации: 1914 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ скрипки, образ оркестра Темы: одиночество

Скрипка издергалась, упрашивая,

и вдруг разревелась

так по-детски,

что барабан не выдержал:

“Хорошо, хорошо, хорошо!”

А сам устал,

не дослушал скрипкиной речи,

шмыгнул на горящий Кузнецкий

и ушел.

Оркестр чужо смотрел, как

выплакивалась скрипка

без слов,

без такта,

и только где-то

глупая тарелка

вылязгивала:

“Что это?”

“Как это?”

А когда геликон –

меднорожий,

потный,

крикнул:

“Дура,

плакса,

вытри!” –

я встал,

шатаясь, полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

зачем-то крикнул:

“Боже!”,

бросился на деревянную шею:

“Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору –

а доказать ничего не умею!”

Музыканты смеются:

“Влип как!

Пришел к деревянной невесте!

Голова!”

А мне – наплевать!

Я – хороший.

“Знаете что, скрипка?

Давайте –

будем жить вместе!

А?”

Краткое содержание

А. Яковлев. Скрипач

Сюжет произведения прост: лирический герой слушает игру оркестра. К сожалению, бедной скрипке никак не удаётся играть в унисон с другими инструментами, она постоянно  выбивается из общего строя. Не выдержав происходящего, скрипка горько плачет. На слёзы рыдающей скрипки тут же реагирует барабан: он пытается утешить несчастную, уверяя её, что всё будет хорошо. Но в дальнейшем даже сердобольный барабан не выдерживает потока скрипичных слёз и покидает оркестр.

Весь оркестр с огромным недоумением взирает на рыдающую скрипку. Одна лишь тарелка никак не может понять, что же приключилось? Толстый и грубый «медный геликон» строго отчитывает несчастную, требуя немедленно успокоиться. В какой-то момент лирическому герою, ставшему невольным свидетелем происходящего, становится невмоготу спокойно  наблюдать за всем этим. Поэтому он «смело полез … и заставил пюпитры сгибаться в ужасе». Герой обращается к одинокой страдающей скрипке: он уверяет несчастную, что прекрасно понимает ее.  Герой считает, что ором и криком ничего невозможно доказать. В конце произведения музыканты смеются над поведением лирического героя, но их смех его абсолютно не смущает. Герой делает скрипке предложение жить вместе: ведь она одна способна его понять.

История создания

Произведение увидело свет в 1914 г. Следует заметить, что этот год был сложным для Маяковского. Поэт остро ощущал собственное одиночество, творчество не приносило ему удовлетворения. Маяковский, именно в это время, активно экспериментирует над формой стихов, создавая уникальные авторские неологизмы. В творчестве и в жизни у него всё неопределённо и туманно.

Только редкие происшествия тогда вдохновляли поэта на работу. К примеру, однажды он сидел в ресторане в ожидании, когда официант принесёт ему заказ. В том ресторане он ужинал впервые в жизни. В ожидании официанта Маяковский внимательно наблюдал за оркестром: его чуткий слух буквально «споткнулся» о диссонанс между прочими музыкальными инструментами и скрипкой. Испытав яркое акустическое впечатление, поэт тут же исторг из себя мысль: «скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась». Из одной этой мысли и родилось всё стихотворение.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец лирического стихотворения. В нём романтический герой (поэт) выражает собственные мысли и эмоции через вещи, которые он воодушевляет, наделяя человеческими характерами и темпераментами. Произведение написано посредством экспериментального тонического стиха. Поэт выстраивает собственную форму стихосложения – ритмичную, за счёт логических ударений. Но эта форма не схожа с классическим построением стиха. Благодаря новаторскому подходу, Маяковский существенно расширил возможности стихотворного произведения, заставив его зазвучать абсолютно по-новому.

Композиция

Высокая степень эмоциональности  произведения, его экспериментальная форма, не помешали автору выстроить последовательную композицию повествования. Сюжетная линия получила крайне динамичное и поступательное развитие. Намёк на основную тему присутствует уже в первых строчках произведения. Постепенно повествование развивается, а переживания накапливаются, и случается кульминация в виде эмоционального взрыва. В тексте можно выделить три семантических части:

  1. Знакомство лирического героя с музыкальными инструментами.
  2. Трагедия одинокой скрипки.
  3. Спасение несчастного инструмента.

Образы и символы

В произведении представлена широкая палитра смысловых образов, помогающих донести до читателей основную идею, заложенную автором. Внимания заслуживают следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Лирический герой полностью идентичен автору. Он является единственным человеком, способным понять несчастную скрипку (неслучайно речь идёт именно об инструменте одиночке). Прослеживается чёткая, практически родственная связь между героем и скрипкой: оба они понимают бесполезность ора и крика. Ни скрипка, ни герой не могут аргументированно доказать собственную правоту. В какой-то момент герою надоедает тратить зря свои нервы и рвать голосовые связки, поэтому он предлагает скрипке поселиться жить вместе;
  • образ скрипки – центральный. Скрипка во многом напоминает юную девушку, страдающую от постоянного непонимания взрослых людей. Старшие музыканты, что окружают несчастную скрипку, стремятся навязать ей собственные правила игры. Но все их потуги тщетны: скрипке чужды такие понятия, как логика и рационализм. Она живём исключительно в чувственном мире. Поэтому скрипка желает «плакать» вне общего такта, без слов. Мы невольно сочувствуем инструменту одиночке, всеми силами желая ему помочь. Для оркестра скрипка чужая, и даже миролюбивый барабан устаёт от неё. Образ скрипки символизирует самого поэта и его творчество;
  • образ «немножко нервно» – нервозность является отдельным, самостоятельным образом. Раньше Маяковский нередко обращался к теме непонимания со стороны общества, имея в виду непонимание обывателей. Лирический герой произведения ненавидит мещан, едко высмеивая  их жизнь и мораль. Музыкальные инструменты, непонимающие скрипку, сродни таким мещанам;
  • образ «медного геликона» – медный геликон является неприятным, упитанным, потным человеком, к тому же ещё неуравновешенным глупцом. Геликон чрезвычайно грубо обращается со скрипкой. Образ «медного геликона» символизирует яркого представителя мещанства, зацикленного лишь на материальных ценностях;
  • образ барабана – один лишь барабан участливо отнесся к слезам скрипки, в отличие от других своих коллег по оркестру. Барабан является грузным человеком с добрым сердцем. Он трижды произносит в адрес скрипки слово: «Хорошо!». Но, как известно, один в поле не воин: прочие инструменты не разделяют позитивных эмоций барабана. Постепенно, сочувствие барабана трансформируется в предательство: он утомляется, резко прерывает скрипку и уходит. Образ барабана выступает символом предательства, неуверенности, зависимости от внешних обстоятельств жизни;
  • образ оркестра – все музыкальные инструменты, кроме скрипки, выступают олицетворением таких негативных черт человеческой натуры, как: грубость, глупость, бесчувственность, агрессия и пр. Они символизируют бездуховное, плотское начало. Оркестру, состоящему из обывателей,  чужд  богатый внутренний мир, свойственный поэту.

Темы и настроение

Основная тема произведения – одиночество. Маяковский, посредством образа несчастной скрипки, говорит не только о себе, но и о каждом непонятом человеке вообще. Музыкальные инструменты, входящие в оркестр, олицетворяют собой обывателей, нацеленных лишь на отстаивание собственных интересов, а скрипка – это лирическая героиня, воплотившая в себе чувственную палитру самого Маяковского. Настроенческий пафос произведения – трагический. Вместе с тем, стихотворение оставляет читателям робкую надежду на то, что неожиданно, в судьбе каждого отчаявшегося человека, может появиться тот, кто примет его, не осудит и поймёт

Основная идея

Поэт доносит до читателей глубокую мысль о том, что творческие люди, как никто другой, нуждаются в поддержке и понимании общества. Творческие люди – особенные: если социум резко отвергает, или насмехается над ними, они не способны противостоять этому в одиночку. Им требуется помощь похожего человека, только более сильного и отважного.

Средства выразительности

С целью передачи всей глубины человеческого отчаяния по причине ненужности и одиночества, поэт использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «глупая тарелка», «скрипкина речь», «геликон меднорожий»;
  • метафоры – «оркестр чужо смотрел», «скрипка издёргалась, упрашивая»;
  • неологизмы – «меднорожий», «чужо», «вылязгивала»;
  • риторические вопросы — «Что это? Как это?»;
  • риторические восклицания – «Влип как! Пришёл к деревянной невесте!»

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 5.8k 👀