Стихотворение и анализ «Послушайте!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

                                           жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

“Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!”

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Краткое содержание

В. Драчинский. Звездная ночь. 2019

Первая часть элегии представляет собой раздумья лирического героя о  Боге. Поэт интересуется у Господа о необходимости существования мироздания в целом. Герой ставит актуальные вопросы перед собой и за ответами отправляется к Всевышнему («врывается к Богу»). Употребляя яркую метафору в отношении Господа «жилистая рука», лирический герой подчёркивает особую связь небесных сил и человека, ведь чаще всего обладателями  жилистых рук являются рабочие.

Во второй части элегии герой отправляется к Господу не только для получения ответов на интересующие вопросы, но и для того, чтобы попросить Господа создать звезду. Но, не обычную звезду, а такую, без которой жизнь человека теряет всякий смысл. Под звездой следует понимать искусство, без которого жизнь становится однообразной и пресной.

Затем лирический герой обращается к незнакомому лицу, представляющему собой образец того уникального единомышленника, который задаётся теми же вопросами. При обращении к нему, поэт использует множество вопросительно-восклицательных предложений: они служат наивной попыткой успокоить самого себя, своё сердце, встревоженное переживаниями о жизненном пути всего человечества.

Герой формулирует для себя важнейший принцип: важнее всего в этой жизни быть для кого-то чрезвычайно полезным и необходимым. Таким образом поэт выразил внутренние сомнения относительно полезности и нужности читателям своего собственного творчества.

В конце третьей части лирический герой вновь возвращается к исходной  точке – к заданному в начале произведения вопросу. Но только теперь этот вопрос звучит гораздо более оптимистично, нежели в экспозиции. Герой спрашивает: «Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер … загоралась хоть одна звезда?!».

История создания

Эта яркая элегия увидела свет в 1914 г. К тому времени, молодой Маяковский уже успел опубликовать свой поэтический сборник «Нате!», и получить широкую известность в литературных кругах. В сборник «Нате!» были включены всего лишь четыре произведения, но в них уже заявила о себе особая манера, в которой автор продолжил писать в дальнейшем. Это произведение наглядно продемонстрировало, что Маяковский способен не только бунтовать, но и предаваться раздумьям лирического плана.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это элегия с некоторыми чертами послания. Дело в том, что Маяковский предаётся размышлениям о вечной проблеме и одновременно с этим обращается к читателям.

Поэтические строки написаны тоническим стихосложением. Также присутствует «белый стих», но, при этом, некоторые строки зарифмованы.

Композиция

При внимательном взгляде на структурное оформление произведения, складывается впечатление, что его желательно не читать, а именно слушать. Элегия построена чрезвычайно чётко: она включает в себя основной тезис и пояснение к нему.

Композиция кольцевая: во вступительной части лирический герой задаёт вопрос, а в заключительной части сам же на него и отвечает. Элегия делится на три  семантические части:

  1. Первая часть включает в себя риторические вопросы о том, для чего в небе зажигаются звёзды.
  2. Вторая часть повествует о чувстве благодарности Господу за то, что он зажигает звёзды, тем самым освещая дорогу тем, кому это необходимо.
  3. Третья часть – в ней закольцовывается вся композиция: читатели вновь слышат размышления о важной миссии небесных звёзд. Но существует принципиальное различие: если в рамках первой части эти размышления звучат подобно гипотезе, то в третьей части они звучат твёрдым убеждением.

В произведении отсутствует разделение на четверостишия. Подобное необычное композиционное построение весьма характерно для футуристов, к которым принадлежал Маяковский. Всю элегию можно воспринимать, как одну развёрнутую метафору, сквозь которую проходит тема человеческого одиночества.

Образы и символы

В данном произведении автор создал три ключевых образа, позволяющих максимально полно донести до читателей основную идею элегии. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • образ звезды – центральный. Далёкая звезда становится главной героиней произведения. Но она выступает не в роли привычного небесного светила: далёкая звезда символизирует человеческую жизнь. Также она выступает символом цели, к которой стремится лирический герой. Всем людям требуется в жизни ясная цель, подобная далёкой звезде: тогда им не придётся тратить свои силы на что-то проходящее;
  • образ лирического героя – центральный. Герой выступает одновременно в двух ипостасях: как герой произведения и как рассказчик. Лирический герой, обладая собственным взглядом на жизнь, стремится донести до читателей свои сокровенные мысли. Герой, не зависимо от своих ипостасей, полностью созвучен автору. Он обладает яркой палитрой чувств, способностью к анализу и здоровым оптимизмом;
  • образ человеческой жизни – миллионы маленьких далёких звёзд представляются лирическим героем человеческими жизнями. Соответственно для огромной вселенной одна человеческая жизнь кажется абсолютно никчёмной, а для самого человека его жизнь представляется бесценным даром небес. Поэтому любой человек желает не только продлить свою жизнь, но и понять собственное предназначение. Если звёзды зажигаются в небе каждую ночь, значит «это кому-то нужно»: бесценна жизнь любого человека, как бы отвратительно он не поступил. Его жизнь – это не только его дело: она находит прямое и косвенное отражение в миллионах других жизней;
  • образ Бога – лирический герой уверен, именно Господь «зажигает звёзды» на ночном небосводе, но задача человека попросить его об этом. Бог обладает антропоморфными чертами внешности, сходными с человеческими чертами: к примеру, наличие «жилистой руки» у божества. Герой уверен, что любой человек способен «ворваться» к Господу, коснуться его «жилистой руки» и попросить о насущном.

Темы и настроение

Тематика элегии не определяется однозначно и точно: всё зависит от того, как истолковать образы, созданные поэтом. К примеру, некоторые литературоведы уверены, что под образом звёзд Маяковский подразумевает поэтическое творчество, а другие полагают, что звёзды символизируют человеческие жизни. Обе позиции весьма достойны.

Следует выделить тему, лежащую на поверхности произведения – это тема смысла жизни и смысла красоты. Звёзды, как нечто прекрасное, способны наполнить человеческое существование теплом, светом, вдохновением и гармонией. Но при этом истинная природа звёзд не известна. Поэтому человек будущего должен поставить перед собой задачу понять эту природу, проникнув в суть мироздания.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в познании двух основных смыслов – человеческой жизни и поэтического творчества. Получив ответ на вопрос, что звёзды зажигаются Богом ради людей, Маяковский доносит до нас мысль о том, что внимательное наблюдение за ночным звёздным небом может помочь людям отыскать смысл своего существования, найти свою дорогу судьбы.

Средства выразительности

Элегия наполнена множеством различных выразительных средств. Прежде всего, это связано с той формой изложения, которую Маяковский для себя выбрал. Внимания заслуживают следующие тропы:

  • эпитеты – «жилистая рука», «полуденная пыль»;
  • метафоры – «врывается к Богу», «звёзды зажигают»;
  • экспрессивная лексика – «врывается», «плачет», «клянётся»;
  • авторская лексика – звёзды – это «плевочки»;
  • однородные глагольные сказуемые – «врывается» к богу, боится, плачет, просит, клянётся и пр.;
  • включение элемента фантастики – «врывается к богу»;
  • приём единоначатия (анафора) – многократное употребление вводного слова «значит».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 650 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *