Элегия • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Некрасов Н.А. | Дата публикации: 1874 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, социальный | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, простой народ, крестьяне Темы: изъяны общества, свобода

А.Н.Е[рако]ву

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая “страдания народа”

И что поэзия забыть ее должна.

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!…

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира –

Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленье…

“Довольно ликовать в наивном увлеченье,-

Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,

Старик ли медленный шагает за сохою,

Бежит ли по лугу, играя и свистя,

С отцовским завтраком довольное дитя,

Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы –

Ответа я ищу на тайные вопросы,

Кипящие в уме: “В последние года

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода наконец внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?..”

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме,

Недавних, тайных дум живое воплощенье:

На сельские труды зову благословенье,

Народному врагу проклятия сулю,

А другу у небес могущества молю,

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся… Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта,

Увы! не внемлет он – и не дает ответа…

Краткое содержание

К. Маковский. Крестьянский обед во время жатвы. 1871

Произведение начинается с обращения лирического героя (автора) к неизвестным оппонентам, которых он пытается убедить в том, что тема народных страданий является старой, но весьма актуальной. Получив долгожданную свободу, крестьяне живут ничуть не лучше, чем при крепостном праве. Лирический герой считает своим долгом обратить внимание властей на проблемы крестьян. Именно в этом заключается истинное предназначение поэта, который «лиру посвятил народу своему».

Лирический герой смог узнать на собственном опыте, как невыносимо жить в нищете, зачастую без крыши над головой. Поэтому он нисколько не сожалеет, что героями его произведений являются не светские дамы, не чиновники, не аристократы, а самые обычные крестьяне.

Герой говорит о том, что ему посчастливилось стать свидетелем «красного дня», когда случилась долгожданная отмена крепостного права в России. Это событие вызвало у героя «сладкие слёзы». Но, к сожалению, его радость длилась совсем не долго, так как поэтическая Муза приказала ему двигаться вперёд. Лирический герой вопрошает: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?».

Автор пытается найти справедливый ответ на этот вопрос, наблюдая за реалиями повседневной крестьянской жизни. Он видит: крестьяне не живут, а существуют, перебиваясь с хлеба на воду. Люди, как и при крепостничестве, вынуждены работать от зари до зари, чтобы хоть как-то прокормить своих детей.

Автор наблюдает за картиной жатвы: работа кипит; крестьянки, работая серпами, голосисто  поют; детвора бежит в поле, чтобы передать своим отцам еду.  Лирический герой отмечает, что такая картина полна умиротворения и неги. Но, вместе с тем, он осознаёт: за иллюзорной картинкой внешнего благополучия скрывается масса неразрешённых проблем.

Лирический герой говорит о том, что только единицы молодых крестьянских тружеников могут рассчитывать на улучшение своей доли путём получения образования. Лишь знания позволяют зарабатывать не тяжёлым физическим трудом, а интеллектом. Завершая своё повествование, автор отмечает, что он не может объективно ответить на вопрос: «Лучше ли теперь, после отмены крепостничества, стали жить крестьяне?».

История создания

Поэт всегда стоял на стороне простого народа. Лишь немногие современники Некрасова готовы были понять и разделить с ним его народнические убеждения. Нередко звучала острая критика в адрес его гражданской поэзии. Но Некрасова это не останавливало и не пугало, а наоборот – ещё больше подогревало его бунтарский настрой.

Крепостное право было ликвидировано в 1861 г., но его отмена не сделала жизнь бывших крепостных легче и лучше. Народ всё так же чувствовал себя несвободным. В знак защиты низших слоёв общества поэт в 1874 г. написал это произведение. Таким образом, Некрасов ответил многочисленным критикам, оформив в художественную поэтическую форму свою общественную позицию

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики: в нём автор повествует о жизни простого народа, вчерашних крепостных.

Поэтический размер – классический и торжественный шестистопный ямб. Рифмовка парная.

Композиция

Произведение включает в себя четыре части, позволяющие читателям проследить за вектором развития поэтической мысли Некрасова:

  1. Первая часть – поэт заявляет тему народного страдания. Некрасов уверен, данная тема невероятно значима. Он желает честно и открыто поговорить о проблемах простого народа, хотя прекрасно осознаёт, что тема народного страдания не поощряется представителями высшего сословия.
  2. Вторая часть – автор признаётся читателям, что осознанно избрал для себя путь служения своему народу, а значит, совесть его чиста. Отмена крепостного права, позволяющая надеяться на улучшение жизни народных тружеников, ничего не дала. Крестьяне всё так же бесправны, зависимы и бедны.
  3. Третья часть – описание идиллической картины жатвы: женщины поют за работой; радостный крестьянский ребёнок бежит к отцу, чтобы отнести ему в поле еду. Но за этой идеальной картинкой внимательный читатель заметит бесправие и отсутствие выбора для простого народа.
  4. Четвёртая часть – лирический герой за раздумьями и наблюдениями проводит весь день. В заключительной части он благословляет нелёгкий крестьянский труд. Герой считает своим первоочередным долгом объективно поведать миру о проблемах простых тружеников, чтобы заставить народных мучителей опомниться и облегчить судьбу вчерашних крепостных.

Образы и символы

Образная палитра способствует максимально полному раскрытию внутреннего мира лирического героя:

  1. образ лирического героя – данный образ динамичен и интересен. Лирический герой полностью идентичен автору. Сначала герой вспоминает о своей бурной, но безрадостной поре юности. В своём будущем он также не видит ничего хорошего. Герой представляется нам меланхоликом, подверженным приступам мучительной хандры. Он желает «мыслить и страдать», понимая, что одно состояние связано с другим;
  2. образ «смутного похмелья» – в этом состоянии пребывает лирический герой. «Смутное похмелье» выражает состояние тупика не только для героя, но и для всего простого русского народа. Это некое переходное состояние, этап переосмысления жизненного смысла;
  3. образ вина – данный образ символизирует печаль лирического героя. Вино способно опьянять, делая сознание туманным и путанным. Вино, по мнению лирического героя, не способно избавить человека от страдания, оно может лишь на время притупить чувство боли от нищеты, несправедливости и беззакония;
  4. образ простого народа – лирический герой стоит на стороне простых тружеников, которые совсем ещё недавно были крепостными. Народ символизирует могучую силу, пока что мирно дремлющую, но способную пробудиться в любую минуту. Если обиженный народ восстанет, то представителям высшего сословия не позавидуешь.

Темы и настроение

Некрасов поднимает две важные темы:

  1. Тема бедственного положения простого народа – центральная. Поэт сравнивает русский народ с «тощими стадами», которые «влачатся в нищете, покорствуя бичам». Адский труд, голод, полное бесправие – всё это превратило жизнь народных тружеников в тяжелейшее испытание.
  2. Тема гражданского служения – путь гражданского служения осознанно выбирает для себя поэт. Некрасов до конца не уверен, что его Муза поможет простым людям и заставит власть задуматься об улучшении их жизни, но совесть и сердце не позволяют ему молча стоять в стороне. Поэт считает своим долгом быть крестьянским глашатаем.

Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями безнадёжности, горечи и обиды за несправедливость властей в отношении бывших крепостных.

Основная идея

Некрасов доносит до читателей мысль о том, что поэтическое слово является не менее действенным оружием, чем пистолет. Поэт обязан замечать страдания простого народа и заявлять о них как можно громче. Некрасов сожалеет о том, что простой народ, не имеющий образования, не способен в полной мере оценить уровень своего бедственного положения. В противном случае народ давно бы восстал против аристократов и вельмож.

Средства выразительности

С целью полного раскрытия темы и донесения основной идеи произведения Некрасов активно использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «старик медленный», «крестьянская страда», «тайные вопросы»;
  • метафоры – «жатва золотая», «прохладная полутьма», «шепнула Муза мне»;
  • сравнения – «влачатся в нищете…, как тощие стада»;
  • олицетворения – «откликнулся лес», «песне вторят нивы…»;
  • оксюморон – передаёт смешанные чувства лирического героя: «слёзы сладкие»;
  • торжественная лексика – «влачат», «рок», «внемлет».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.5k 👀