Стихотворение и анализ «Памяти Добролюбова»

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами…

Плачь, русская земля! но и гордись —

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно…

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Краткое содержание

Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов в редакции журнала «Современник». Фотография

Лирический герой (поэт) описывает читателям положительные качества молодого критика Добролюбова. Он отличался такими качествами, как: рассудительность, суровость и сдержанность. Талантливый публицист посвятил свою короткую жизнь тому, что учил своих современников быть свободными. Лирический герой пишет о том, что Добролюбов осознанно отказался от плотских утех, храня телесное достоинство и чистоту. Больше всего на свете ему  нравилось работать, писать статьи, служить любимому Отечеству. Свою короткую жизнь Добролюбов положил на алтарь Родины.

Вместе с тем, талантливый критик не мог не замечать негативных сторон российской жизни: он уверял, что только революционное восстание сможет изменить жизнь простых людей к лучшему. К сожалению, светлым надеждам одарённого публициста не суждено было сбыться: ранняя смерть в 25 лет навсегда лишила Добролюбова способности творить во имя социальной справедливости.

Лирический герой повествует о том, что с момента смерти талантливого критика прошли годы, но они не смогли стереть память о нём. В конце произведения поэт призывает читателей гордиться тем, что когда-то в России появился на свет такой незаурядный человек. Без подобных людей держава уже давно была бы разрушена.

История создания

Являясь одним из владельцев журнала «Современник», Некрасов познакомился с тогда ещё молодым литературным критиком и публицистом Николаем Добролюбовым в тот момент, когда он устраивался на службу в подведомственный поэту журнал. Добролюбов является одним из некрасовских «мучеников». Он жил в период с 1836 по 1861 гг. Добролюбов являлся одним из самых именитых литературных критиков своего времени. Из-под его острого пера выходили яркие статьи, посвящённые творчеству многих писателей и поэтов. Добролюбов анализировал творчество И.А. Гончарова, И.Н. Тургенева, А.Н. Островского и многих других талантливых авторов.

Между Добролюбовым и Некрасовым сложились тёплые, дружественные отношения. Талантливый критик в последние годы своей жизни занимал должность ведущего публициста  «Современника». Проживал он по соседству со своим работодателем Некрасовым и каждый день наведывался к нему на обед. Нередко Добролюбов работал над статьями, расположившись в кабинете Некрасова.

Добролюбов, будучи совсем молодым литератором, имел удивительную способность распознавать подлинные литературные шедевры среди множества посредственных сочинений. Но, к великому сожалению, многогранный талант гениального критика не успел раскрыться в полном объёме – Добролюбов ушёл из жизни, заболев чахоткой. Некрасов, тяжело переживший смерть талантливого литератора и близкого друга, в 1864 г. написал данное произведение в память о нём.

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру эпитафии: оно абсолютно лишено даже малейшего намёка  на романтизм. Эпитафия позволяет читателям получить максимально правдивый, абсолютно реалистичный портрет Добролюбова, к которому Некрасов обращается на «ты». Возникает стойкое ощущение, что критик ещё жив, он вовсе не умер.

Поэтический размер – пятистопный ямб с пиррихиями. Рифмовка женская и мужская. Особенное внимание Некрасов концентрирует на трёх заключительных строках: они звучат, подобно заклинанию. Такой эффект достигается отсутствием рифмы.

Композиция

Произведение включает в себя шесть четверостиший, различных по длине, одного пятистишия и одного заключительного семистишия, которое обрывается практически на взлёте. Такой  внезапный обрыв создаёт у читателей чувство недосказанности.

С композиционной точки зрения стихотворение построено по принципу противопоставления жизни и смерти. Согласно подобному противопоставлению, произведение можно разделить на две семантических части:

  1. Первая часть – лирический герой повествует о добродетелях и положительных качествах своего друга, талантливого критика Добролюбова.
  2. Вторая часть – лирический герой повествует о скорби по поводу ранней смерти талантливого литератора, не успевшего многое написать и сделать.

Образы и символы

Некрасов с целью донесения до читателей основной идеи произведения создал следующие образы:

  • образ Добролюбова – центральный. Талантливый критик преподносится, словно христианский святой, совершивший свой последний подвиг – праведную смерть. Если не знать о раннем возрасте Добролюбова, можно решить, что автор пишет вовсе не о молодом человеке, а о древнем старце, который с ранних лет вёл праведный образ жизни. Лирический герой повествует об основных добродетелях Добролюбова: суровости, рассудочности, ответственности, целомудрии, душевной чистоте. Герой делает следующий логический вывод: если христианские подвижники  соблюдали обет целомудрия во имя Бога, тогда и Добролюбова можно считать святым, ведь он осознанно отказался от любви к женщине ради любви к Родине. Для своей Отчизны талантливый публицист готовил светлый рай и «перлы для венца»;
  • образ лирического героя – автор и лирический герой являются одним лицом. Герой предстаёт перед читателями человеком эмоциональным, душевно щедрым, способным хранить память об ушедших безвременно друзьях. Искренне любя Добролюбова, поэт возводит его в ранг святых, подробно аргументируя своё решение. Читатели понимают, что герой не забудет своего талантливого друга до самой смерти;
  • образ Родины – лирический герой сравнивает преданную любовь Добролюбова к Отечеству с любовью к женщине, называя Родину «любовницей суровой». Также Родина представляется неким иконостасом, которому преклонялся Добролюбов на протяжении всей своей короткой жизни;
  • образ пророка – лирический герой делает прямой намёк на пророческий талант Добролюбова, сообщая читателям о том, что у него было «вещее перо». Ранее функциями пророка в русской поэзии наделялся исключительно поэт. Некрасов же этим качеством наделяет публициста и литературного критика.

Темы и настроение

Основная тема произведения – восхищение личностью незаурядного человека, талантливого литератора, каким являлся Николай Добролюбов. В стихотворении Некрасов демонстрирует яркий образ идейного революционера, осознанно положившего свою жизнь на служение Родине.

Основная идея

Главная идея произведения, которую Некрасов стремится донести до читателей, заключается в следующем: короткая жизнь талантливого человека, искренне преданного своей профессии и идее, может стоить нескольких длинных жизней ничем не примечательных людей. Главное для каждого человека, по мнению автора, не сколько прожить, а как прожить свою жизнь. Пусть Добролюбову и не удалось сделать всё, что он задумал, но плоды его короткой и яркой жизни сделали его имя бессмертным для потомков.

Средства выразительности

В арсенале поэта имелось немало различных средств художественной выразительности, посредством которых он сумел передать основную идею произведения. Такими выразительными средствами являются:

  • метафоры — «светильник разума», «вещее перо»;
  • эпитеты — «суровый», «светлый», «вещее»;
  • сравнения  — «как женщину, ты родину любил».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 482 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *