Стихотворение и анализ «Внимая ужасам войны…»

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мир подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Краткое содержание

В. Горяев. Мать. 1968

С первых строк произведения  Некрасов описывает войну, характеризуя её, как абсолютно бессмысленное и жуткое событие, в результате которого любой бой приносит десятки тысяч жертв. Буквально тут же поэт оговаривается: он признаётся в том, что ему не жаль тех, кто умирает в сражениях, ему не жаль жён и друзей погибших бойцов. Некрасов объясняет причину этого: он уверен, даже самая любящая супруга, порыдав о смерти мужа, сможет найти утешение в объятиях другого. То же самое касается и друзей: любой товарищ, чьё горе будет искренним, спустя некоторое время забудет павшего в бою друга.

Некрасову жаль лишь одного человека, связанного с погибшим воином неразрывной связью – это мать. Только материнские слёзы представляются автору  самыми искренними. Поэт считает, что слёзы матери по погибшему сыну являются святыми, поэтому он искренне разделяет горе несчастных матерей. Автор пишет о том, что среди пошлости и лицемерия окружающего мира одна лишь мать всегда будет испытывать боль невосполнимой утраты. Она никогда не сможет позабыть своего ребёнка.

Для матери сын является наивысшей жизненной ценностью. Она мудра, поэтому понимает весь бессмысленный драматизм войны, в результате которой гибнут десятки тысяч чьих-то сыновей. Материнское горе Некрасов сравнивает с поникшими ветвями ивы, которые не могут подняться так же, как материнское сердце не может позабыть гибель сына.

История создания

История рождения произведения имеет непосредственное отношение к кровавой Крымской войне, хотя сам Некрасов не принимал в ней участия. Дело было так: Лев Толстой, в то время ещё молодой писатель, впечатлённый кровавыми сражениями, написал свои знаменитые «Севастопольские рассказы», опубликованные в 1855 г. Несколько глав своего произведения Толстой отдал почитать Некрасову непосредственно перед публикацией. Поэт и издатель Некрасов настолько проникся талантливыми рассказами, изображающими ужасы войны, что вскоре написал данное стихотворение.

Несправедливо утверждать, что только прочтение «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого вдохновило поэта на создание данного произведения. Не следует забывать, что отец Некрасова был помещиком и военным. Его крестьян регулярно забирали на службу, и мало кто из них возвращался живым. В то неспокойное время Российская Империя принимала участие во множестве военных конфликтов. В связи с этим можно смело утверждать, что поэт с детских лет знал не понаслышке, что такое настоящее материнское горе. Первая публикация случилась в 1856 г., на страницах второго номера «Современника».

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру элегии, так как автор в нём с разочарованием и горечью повествует о жене и друге погибшего бойца, искренне сожалея о матери павшего воина.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб.  Автор использует все виды рифмовок: перекрёстную, параллельную, кольцевую.

Композиция

Произведение включает в себя семнадцать строф (три четверостишия и одно пятистишие). При этом, в первых двух четверостишиях заключительная строфа представляет собой загадку. Композиционное «здание» произведения выглядит следующим образом:

  1. Первая строфа – в ней автор сообщает читателям о своём резко негативном отношении к войне. С позиции лирического героя чувство искренней жалости не способны вызвать: ни сам погибшей воин, ни его жена, ни его друзья. У читателей возникает закономерный вопрос: кто же тогда достоин сочувствия? Это первая загадка.
  2. Вторая строфа – лирический герой с горечью сообщает о том, что любому человеку (и супруге, и товарищу) свойственно забывать ушедших из жизни близких людей. Существует лишь единственная, неповторимая душа, способная хранить память о погибшем воине. Что это за душа такая? Это вторая загадка.
  3. Третья строфа – искренность и святость страданий этой «загадочной» души противопоставляется пошлости, лживости и прозе земного бытия.
  4. Заключительная строфа – в самом начале строфы автор даёт ответ на все обозначенные выше загадки. Он говорит о том, что только мать способна испытывать истинное горе от потери убитого на войне сына. Она оплакивает своего ребёнка, и лирический герой говорит: «То слёзы бедных матерей». Он проводит параллель между ветвями вечно поникшей ивы и материнской душой, поникшей из-за горя невосполнимой утраты. Здесь автор использует игру слов: «плачущая» – это непостоянный признак у причастия, а «плакучая» — это постоянный признак у прилагательного. Исходя из семантики данных слов, поэт делает выбор в пользу прилагательного, так как материнские слёзы неиссякаемы.

Образы и символы

В центре поэтического повествования находится несколько семантически значимых образов: герой – солдат, его супруга, его друг и его мать. Именно о них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю создания стихотворения, можно смело утверждать, что автор и лирический герой – это одно лицо. Рассмотрим другие образы:

  • образ матери – лирический герой делает сравнение матери, не способной не оплакивать своего погибшего сына, с плакучей ивой. Подобное фольклорное сравнение, которое сродни художественному параллелизму, позволяет автору достигнуть наивысшей степени обобщения, выводя проблематику материнского горя на общечеловеческий уровень. Мысль автора движется по «философским рельсам»: от судьбы матери – к судьбе Родины, от смерти конкретного воина – к общечеловеческим законам мироздания;
  • образы жены и друга – лирический герой, с самых первых строк, признаётся: ему не жаль ни самих убитых бойцов, ни их жён и друзей. Свою позицию герой объясняет тем, что жена и друзья не будут долго скорбеть по погибшему: они быстро найдут утешение. Образы жены и друга символизируют лицемерие, неискренность и пошлость. Лирический герой противопоставляет жену и друга той единственной «душе», которая будет хранить память о погибшем до конца своих дней. Это материнская душа;
  • образ героя – солдата – лирический герой не сочувствует павшему на поле боя солдату, ведь для него все несчастья и страдания остались в прошлом. Он не будет горевать, рыдать, не спать ночами. Жизнь погибшего на войне солдата овеяна ореолом героизма во имя Родины. Но, погибая, каждый солдат оставляет на земле одинокую, беззащитную душу – свою мать. Именно на мать обрушится весь водопад адских страданий по убитому ребёнку;
  • образ войны – кровавая, бесполезная война повинна в материнском горе. Любая война уничтожает естественный порядок вещей, гармонию мироздания. Таким образом, войны превращают людей, независимо от их возраста и пола, в жертвы всемирного вечного боя, несущего мучительную гибель;
  • образ «плакучей ивы» – материнские слёзы самые искренние. Ива, чьи тяжёлые ветви склоняются над водой, как нельзя лучше олицетворяет собою материнское горе. Душа матери, утратившая своего сына, подобна иве: она не в состоянии подняться и не плакать.

Темы и настроение

В произведении Некрасов поднимает две важных темы:

  1. Тема материнского горя – стихотворение посвящено горю матерей, которым пришлось потерять своих сыновей в результате многочисленных кровопролитных войн. Некрасов разделяет лишь чувства матери, и вовсе не сочувствует горю жён и друзей погибшего.
  2. Тема ценности человеческой жизни – война беспардонно вмешивается в течение человеческой жизни, полностью разрушая её естественный ход. Жизнь должна торжествовать над смертью, гуманизм – над жестокостью. Ни одна мать не должна потерять своего сына: война полностью обесценивает человеческую жизнь.

Основная идея

Главная мысль, которую стремится донести до читателей Некрасов, заключается в следующем: смерть на войне всегда является бессмысленной и бесчеловечной, она не стоит того горя, которое несёт матерям погибших воинов. Любая война – это чудовищное порождение человеческого разума, пренебрегшего ценностью человеческой жизни. Одна лишь мать, способная подарить жизнь, может искренне скорбеть, когда эту жизнь отнимают.

Средства выразительности

В произведении Некрасов использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «плакучая ива», «бедные матери», «лицемерные дела»;
  • метафоры – «кровавая нива», «она до гроба помнить будет» (о душе);
  • сравнение – «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве … ветвей»;
  • анафора – «мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя…»;
  • антитеза – «лёгким» переживаниям жены противопоставлено искреннее горе матери, потерявшей сына;
  • аллитерация – эмоциональность создаётся посредством аллитерации. К примеру, эмоции скорби подчёркиваются звуком «С» («святые, искренние слёзы»).
  • риторическое восклицание – «Увы!»

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 224 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *