Стихотворение и анализ «Крестьянские дети»

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши — живется легко,

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи,

Летит и другая какая-то птица —

По тени узнал я ворону как раз;

Чу! шепот какой-то… а вот вереница

 Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда.

Я замер: коснулось души умиленье…

Чу! шепот опять!

Первый голос

Борода!

Второй

А барин, сказали!..

Третий

Потише вы, черти!

Второй

У бар бороды не бывает — усы.

Первый

А ноги-то длинные, словно как жерди.

Четвертый

А вона на шапке, гляди-тко — часы!

Пятый

Ай, важная штука!

Шестой

И цепь золотая…

Седьмой

Чай, дорого стоит?

Восьмой

Как солнце горит!

Девятый

А вона собака — большая, большая!

Вода с языка-то бежит.

Пятый

Ружье! погляди-тко: стволина двойная,

Замочки резные…

Третий (с испугом)

Глядит!

Четвертый

Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!

Третий

Прибьет…

 Испугались шпионы мои

И кинулись прочь: человека заслыша,

Так стаей с мякины летят воробьи.

Затих я, прищурился — снова явились,

Глазенки мелькают в щели.

Что было со мною — всему подивились

И мой приговор изрекли:

«Такому-то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи!

И, видно, не барин: как ехал с болота,

ак рядом с Гаврилой…» — Услышит, молчи! —

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как «низкого рода людей», —

Я всё-таки должен сознаться открыто,

 Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

 Не ведают в детстве они.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»

Мы оба нагнулись, да разом и хвать

Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!

Савося хохочет: «Попался спроста!»

Зато мы потом их губили довольно

И клали рядком на перилы моста.

Должно быть, за подвиги славы мы ждали,

У нас же дорога большая была:

Рабочего звания люди сновали

 По ней без числа.

 Копатель канав — вологжанин,

Лудильщик, портной, шерстобит,

А то в монастырь горожанин

Под праздник молиться катит.

Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турку, про чудных зверей.

Иной подгуляет, так только держися —

Начнет с Волочка, до Казани дойдет!

Чухну передразнит, мордву, черемиса,

И сказкой потешит, и притчу ввернет:

«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче

На господа бога во всем потрафлять.

У нас был Вавило, жил всех побогаче,

Да вздумал однажды на бога роптать, —

С тех пор захудал, разорился Вавило,

Нет меду со пчел, урожаю с земли,

И только в одном ему счастие было,

Что волосы из носу шибко росли…»

Рабочий расставит, разложит снаряды —

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

«Гляди, чертенята!» А дети и рады,

Как пилишь, как лудишь — им всё покажи.

Прохожий заснет под свои прибаутки,

Ребята за дело — пилить и строгать!

Иступят пилу — не наточишь и в сутки!

Сломают бурав — и с испугу бежать.

Случалось, тут целые дни пролетали —

Что новый прохожий, то новый рассказ…

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.

Вот из лесу вышли — навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Река огласилась и смехом, и воем:

Тут драка — не драка, игра — не игра…

А солнце палит их полуденным зноем.

Домой, ребятишки! обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко

И видели волка… у, страшный какой!

Ежу предлагают и мух, и козявок,

Корней молочко ему отдал свое —

Не пьет! отступились…

Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок, —

Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку:

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рожденной

И в фартуке с поля домой принесенной,

Бояться смиренной лошадки своей?..

Грибная пора отойти не успела,

Гляди — уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

Испугана пеньем, ауканьем, смехом,

Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,

Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!

Вот старый глухарь с облинялым крылом

В кусту завозился… ну, бедному плохо!

Живого в деревню тащат с торжеством…

«Довольно, Ванюша! гулял ты немало,

Пора за работу, родной!»

Но даже и труд обернется сначала

К Ванюше нарядной своей стороной:

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»

Ванюша в деревню въезжает царем…

Однако же зависть в дворянском дитяти

Посеять нам было бы жаль.

Итак, обернуть мы обязаны кстати

Другой стороною медаль.

Положим, крестьянский ребенок свободно

Растет, не учась ничему,

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды…

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека.) —

«А что, у отца-то большая семья?»

— Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я… —

 «Так вон оно что! А как звать тебя?»

 — Власом. —

«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…

Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

 В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой —

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

Теперь нам пора возвратиться к началу.

Заметив, что стали ребята смелей,

«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу. —

Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»

Фингалушка скорчил серьезную мину,

Под сено пожитки мои закопал,

С особым стараньем припрятал дичину,

У ног моих лег — и сердито рычал.

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

Командуют сами! «Фингалка, умри!» —

«Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!»

«Смотри — умирает — смотри!»

Я сам наслаждался, валяясь на сене,

Их шумным весельем. Вдруг стало темно

В сарае: так быстро темнеет на сцене,

Когда разразиться грозе суждено.

И точно: удар прогремел над сараем,

В сарай полилась дождевая река,

Актер залился оглушительным лаем,

 А зрители дали стречка!

Широкая дверь отперлась, заскрипела,

Ударилась в стену, опять заперлась.

Я выглянул: темная туча висела

Над нашим театром как раз.

Под крупным дождем ребятишки бежали

Босые к деревне своей…

Мы с верным Фингалом грозу переждали

И вышли искать дупелей.

Краткое содержание

В. Маковский. Игра в бабки. 1870

Поэма начинается с повествования об истории, случившейся с лирическим героем. Он отправился поохотиться, утомился бродить по лесам и болотам, в результате чего забрёл в сарайчик и забылся крепким сном.

Проснувшись поутру, лирический герой стал внимательно прислушиваться к звукам окружающей природы и заметил, что его внимательно разглядывает местная крестьянская детвора. Разновозрастные ребятишки пристально смотрели на героя сквозь щели сарая.

Герой не стал пугать мальчишек, а решил прислушаться к их диалогу: крестьянские дети активно обсуждали его внешность и решали: перед ними находится барин или простолюдин? Затем, мальчишки, внезапно  чего-то испугавшись,  бросились врассыпную, а наш герой предался приятным воспоминаниям о годах своего детства.

Мы узнаём: в младенчестве он любил играть с крестьянскими детьми. Они вместе много проказничали, беззаботно проводя время. Одновременно с приятными мыслями о детских забавах с крестьянской ребятнёй, герой задумывается и об обратной стороне медали – он рассуждает о том, что эти дети с самого рождения обречены на нищую, беспросветную жизнь, адский труд и зависимое положение.

В памяти лирического героя всплывает случай из детских лет. Он, будучи ещё ребёнком, видел, как маленький крестьянский мальчишка, вместе со своим  отцом, пилили дрова. Малыш был вынужден заниматься таким тяжёлым физическим трудом, так как в семье не было иных помощников мужского пола.

В результате раздумий и воспоминаний, герой приходит к однозначному выводу о том, что никто не имеет права омрачать крестьянским детям их детство. Он подзывает к себе свою охотничью собаку и крестьянских мальчишек, желая их развеселить, продемонстрировав, какие команды умеет исполнять его четвероногий друг. Это представление вызывает у ребят массу восторженных эмоций.

История создания

История написания поэмы непосредственно связана с детскими годами автора. Некрасов имел несчастье родиться и вырасти в семье отца – помещика, отличающегося крайней жестокостью и бессердечием не только к крестьянам, но и к членам собственной семьи – жене и многочисленным детям.

Будучи ещё ребёнком, Некрасов видел издевательства отца над крепостными крестьянами и жалел их. Юный Коля часто играл с крестьянской детворой: ему нравилось их весёлое общество. Именно поэтому, Николай Алексеевич смог так живописно и ярко описать в поэме забавы крестьянских ребят.

Повзрослев, Некрасов любил совершать загородные поездки на природу с целью охоты или рыбалки. Автор написал это произведение в 1861 г., находясь в фамильном имении в деревне Грешнёво. Над поэмой поэт работал на протяжении двух недель. Первые читатели смогли познакомиться с произведением в год его написания. Примечательно следующее: лирический герой поэмы полностью  автобиографический. Известно, что сам Некрасов, как и его лирический герой, носил бороду.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру поэмы, так как в нём имеются такие жанровые маркеры, как сюжет и лирические отступы. Поэтический размер – амфибрахий четырёхстопный. Рифмовка использована перекрёстная, при этом некоторые строки вообще не рифмуются. Рифма женская/мужская.

Композиция

Композиционное «здание» поэмы отличается оригинальностью. Композиция является кольцевой: автор, начав повествование со сцены охоты, вновь отсылает читателей к охоте, но уже  в конце произведения.

Поэма построена в формате монолога – рассуждения романтического героя о незавидной судьбе крестьянской детворы. В начале произведения Некрасов представляет вниманию читателей вступительный эпизод, объясняющий, что именно подтолкнуло романтического героя к подобным размышлениям.

Вступительная часть написана автором в форме разговора нескольких участников – полилога. Произведение, с семантической точки зрения, делится на несколько частей:

  1. Первая часть – повествование о наблюдении за барином (лирическим героем), отдыхающим в сарае после охоты.
  2. Вторая часть – рассуждения о позитивной стороне крестьянского существования.
  3. Третья часть – размышления об отрицательной стороне жизни крестьян.
  4. Четвёртая часть – заключение.

Образы и символы

С целью донесения до читателей основной мысли поэмы, Некрасов создал следующую палитру ярких образов:

  • образ лирического героя полностью идентичен автору. Заметно чувство лёгкой зависти лирического героя, как представителя высшего сословия, к крестьянской детворе, не обременённой с юных лет никакими чинами, науками, условностями и пр. Безусловно, крестьяне вынуждены приучать своих детей к тяжелому физическому труду с младых ногтей, но герою это кажется не самым тяжёлым бременем. Став взрослым, герой возвращается в те края, где его встречают уже новые крестьянские дети: он делится с ними историями собственной жизни. Ребята внимают герою с огромным интересом;
  • образ «мужичонки с ноготок» является особенно ярким и запоминающимся. Этим «мужичком», росточком «с ноготок» является шестилетний мальчуган, помогающий своему отцу возить хворост из зимнего леса. Ведёт себя паренёк, как взрослый человек, крайне разумно и обстоятельно. Герой подробно описывает мальчика: его огромные рукавицы, гигантские сапоги, низкий басовитый голос и пр.;
  • образ крестьянских детей – автор сумел создать типичный образ крестьянской детворы. Посредством нескольких метких реплик, брошенных детьми, мы понимаем их характеры. Таким образом, основную роль в поэме играют романтический герой и собирательный образ детей. Герой, несмотря на то, что является барином, прекрасно осведомлён обо всех детских играх юных крестьян. Дети, с подачи лирического героя, предстают перед нами весёлыми, смелыми, уверенными, активными и любознательными. Они воспитаны самой природой: «свободно растут», отлично знают лес, прекрасно плавают, умеют ловить рыбу и пр. Вместе с тем, автор демонстрирует нам и неприглядную сторону жизни крестьянской детворы: с юных лет они вынуждены много работать, безграмотны, бесправны и пр.;
  • образ природы – фоном диалога лирического героя и крестьянской детворы выступает прекрасная природа, которая является символом земной гармонии. Природа в поэме живёт собственной независимой жизнью, не нуждаясь в единении с человеком. Природа очеловечивается: вместе с улучшающимся настроением героя, оживает и природа. Постепенно, к природным визуальным красотам добавляются звуки: крик грачей, воркование голубей и пр. Звуки позволяют нам не только «увидеть», но и «услышать» окружающий лирического героя мир.

Темы и настроение

Основная тема произведения – жизнь крестьянских детей и их родителей. Данная тема имела широкую популярность в литературе конца 19 века, когда жил и творил Некрасов.

После прочтения  поэма оставляет настроение светлой грусти. Автор ощущает свою личную вину перед бесправными крестьянскими детьми за то, что, когда они вырастут, он уже не будет так беззаботно резвиться с ними, а будет ими управлять, решая их судьбу. Такое чудовищное право автору даёт его социальное происхождение. Поэт желает многое изменить, но не способен сделать этого в силу множества объективных причин.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: детские годы крестьянских детей наполнены беззаботностью и весельем, множеством ярких впечатлений от общения с первозданной природой, но без обучения грамотности и наукам в будущем их ожидают невесёлая участь и трагическая судьба.

Средства выразительности

С целью реализации идеи произведения и полноценного раскрытия темы, Некрасов использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «сонная хандра», «крик дикий», «звуки чудные»;
  • метафоры – «коснулось души умиленье», «обаяние поэзии детства»;
  • сравнения – «оглушительный лай», «серые, карие, синие глазки», «святая душа»;
  • гипербола – «иступят пилу – не наточишь и в сутки».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 423 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *