Стихотворение и анализ «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь – в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает “трам-трам”,

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. “Допусти”,- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: “Гони!

Наш не любит оборванной черни!”

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: “Суди его бог!”,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

  А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят…

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…

  Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

  Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

      И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя,-

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны,- как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу?-

Безопасней… Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье…

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало… да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут… Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля,-

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Краткое содержание

Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872

Возле одного помпезного подъезда ежедневно кипит бурная жизнь. Но, право на вход в этот красивый подъезд имеют лишь люди, облачённые в дорогую, красивую одежду. В доме с роскошным подъездом проживает знатный вельможа, не желающий оскорблять свой взор визитёрами, одетыми бедно и скромно: таких людей его слуги безжалостно выдворяют из подъезда.

Слуги являются точно такими же подневольными рабами властного вельможи, как те крепостные крестьяне, которых они выгоняют. А бедные крестьяне вынуждены преодолевать сотни километров, чтобы добраться до парадного подъезда и высказать вельможе свои многочисленные чаяния и проблемы, робко надеясь на его помощь и участие.  Выдворенные крестьяне, перекрестившись на купола местного храма, покорно уходят прочь от богатого подъезда.

Некрасов открыто говорит о никчёмности существования большинства вельмож и мелких чиновников, так как все они являются паразитами на «крестьянском теле». Помещики, утратившие честь и совесть, задорно проживают свою бесполезную жизнь, умирая в глубокой старости на прекрасных берегах Средиземноморья.

История создания

Гражданская супруга Некрасова Авдотья Панаева поведала в своих воспоминаниях о том, как было создано это произведение. По словам женщины, однажды осенью 1858 г. её супруг долго смотрел в окно на противоположный парадный подъезд богатого дома, к которому постоянно стекалось множество просителей. При этом, городовой и дворник не пропускали людей в подъезд, грубо отгоняя палками.

Панаева заметила, что муж был крайне удручён увиденной картиной. Он тут же уселся за письменный стол и быстро набросал жанровую зарисовку, использовав только что увиденные крестьянские образы. При этом он талантливо дополнил их метким обобщением и едкой сатирой. Спустя пару часов произведение было написано.

Эта любопытная история, поведанная Авдотьей Панаевой, наглядно демонстрирует то, насколько Некрасов был неравнодушен к судьбе простого народа. Поэт видел, что крестьяне пребывают точно в таком же «летаргическом сне», как и угнетающие их помещики. Написав это произведение, Некрасов надеялся призвать народ к незамедлительному пробуждению и восстанию.

Позднее писатель публицист А.И. Герцен напечатал данное стихотворение на страницах революционного журнала «Колокол», но без подписи Некрасова под произведением. Спустя несколько лет, заключительная часть этого стихотворения стала популярной студенческой песней.

Жанр, направление, размер

Данное произведение невозможно однозначно отнести к определённому литературному жанру, так как оно успешно совмещает внутри себя:

  • черты элегии (размышления передают грустные раздумья лирического героя от всего увиденного);
  • черты сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»);
  • черты песни (песенные мотивы присутствуют в последней части стихотворения).

При всём многообразии жанровых маркеров можно уверенно определить литературное направление данного произведения – это гражданская лирика, так как в стихотворении лирический герой выражает своё личное отношение к происходящим общественным событиям.

Поэтический размер – разностопный анапест с чередованием трёх- и четырёхстопных отрезков. Рифма разнообразная, мужская/женская. Присутствует чередование различных рифмовок: кольцевой, перекрёстной и смежной.

Композиция

Данное стихотворение является образцовым примером композиционного совершенства: оно чётко разделяется на три самостоятельные части, каждая из которых содержит свою собственную проблематику. Но, вместе с тем, все три стихотворных сегмента объединяются единым смыслом.

  1. Первая часть – описание одного «торжественного» дня возле «парадного подъезда» могущественного вельможи, к которому стремится попасть множество простых людей. Все они рассчитывают на милость и помощь с его стороны. Но, далеко не все просители получают желанную помощь: большинство простолюдинов жестоко прогоняют лакеи, преданно служащие вельможе.
  2. Вторая часть повествует о вельможе, который крепко спит в то самое время, когда возле его роскошного подъезда стоят сотни просителей. Жизнь вельможи с точки зрения лирического героя обеспечена на много лет вперёд, но, при этом, абсолютно пуста и бессмысленна.
  3. Третья часть – в ней повествуется о том, что происходящее у подъезда могущественного вельможи не является исключением. К сожалению, это типичная ситуация для России. При этом на Руси крепко «спят» не только помещики, но и сами крестьяне, не способные к активному сопротивлению власть имущим.

Образы и символы

В данном произведении Некрасов создал четыре важных смыслообразующих образа:

  • образ «парадного подъезда» – центральный. Данный образ выступает символом бед и страданий простых людей, бедных крестьян. К помпезному подъезду постоянно приходят разные просители, чаще всего это «убогие лица». Вельможу не интересуют людские чаяния: он, владея «роскошными палатами», даже ни разу не соизволил выйти к людям, так как «сном был глубоким объят»;
  • образ деревенских мужиков (просителей) – данный образ является собирательным. Автор отразил посредством этого образа трагическое положение всех простых народных тружеников, вынужденных терпеть пренебрежительное отношение со стороны вельможи, трудиться до «седьмого пота» и пр. Именно на деревенских мужиках циничные помещики вымещают свою злобу, не считая их за полноправных граждан страны. Хотя, именно такие мужики и являются настоящей опорой России;
  • образ Волги – данный образ имеет огромное символическое значение. Поэт сравнивает скорбь простых крестьянских мужиков с разливающимися волнами свободолюбивой Волги. Тем самым автор передаёт эмоции глубочайшего уныния и, одновременно, масштабность общекрестьянского народного горя;
  • образ лирического героя – легко заметить, что эмоциональное состояние романтического героя изменчиво. Сначала герой с интонациями гневного пафоса обвиняет циничного вельможу в «глухоте к добру», в никчёмности существования. Вместе с тем, герой абсолютно по иному относится к несчастным просителям: он искренне сочувствует им, сожалеет об их нищенском одеянии, бедственном положении и пр.

Темы и настроение

Главная тема произведения – трагическая доля русских крестьян, вынужденных приходить с челобитными к различным вельможам и уходить ни с чем. Самое обидное для Некрасова заключается в том, что униженные крестьяне смиряются со своей горькой судьбиной, даже не пытаясь что-либо изменить. Сцена, описанная поэтом в произведении, призвана была «разбудить» униженных и оскорблённых людей на реальное восстание против подобных вельмож.

Основная идея

Основная идея произведения – неспособность простых тружеников свергнуть вельмож,  добиться восстановления социального равенства. Простолюдины в России находятся в сильнейшей зависимости от вышестоящих помещиков, но они не готовы ничего предпринять во имя собственного спасения. Автора чрезвычайно возмущает подобное положение вещей.

Средства выразительности

Данное стихотворение изобилует многообразием различных средств выразительности. В нём присутствуют следующие тропы:

  • эпитеты – «пышный подъезд», «заветные двери», «загорелые лица и руки»;
  • метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках»;
  • метонимия – «город, одержимый холопским недугом»;
  • ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)»;
  • антитеза – нищие крестьянские образы противопоставляются образу богатого вельможи, привыкшему вкусно кушать и сладко спать;
  • анафора (единоначалие) – «стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам»;
  • риторические вопросы – «Что тебе этот бедный народ?», «Не на них ли нам выместить злобу?»

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 173 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *