Рыцарь на час • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Некрасов Н.А. | Дата публикации: 1863 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы церкви, природы Темы: смысл жизни

Если пасмурен день, если ночь не светла,

Если ветер осенний бушует,

Над душой воцаряется мгла,

Ум, бездействуя, вяло тоскует.

Только сном и возможно помочь,

Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь –

Я сегодня не буду томиться.

По широкому полю иду,

Раздаются шаги мои звонко,

Разбудил я гусей на пруду,

Я со стога спугнул ястребенка.

Как он вздрогнул! как крылья развил!

Как взмахнул ими сильно и плавно!

Долго, долго за ним я следил,

Я невольно сказал ему: славно!

Чу! стучит проезжающий воз,

Деготьком потянуло с дороги…

Обоняние тонко в мороз,

Мысли свежи, выносливы ноги.

Отдаешься невольно во власть

Окружающей бодрой природы;

Сила юности, мужество, страсть

И великое чувство свободы

Наполняют ожившую грудь;

Жаждой тела душа закипает,

Вспоминается пройденный путь,

Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь –

Будет время еще сосчитаться!

В эту тихую, лунную ночь

Созерцанию должно предаться.

Даль глубоко прозрачна, чиста,

Месяц полный плывет над дубровой,

И господствуют в небе цвета

Голубой, беловатый, лиловый.

Воды ярко блестят средь полей,

А земля прихотливо одета

В волны белого лунного света

И узорчатых, странных теней.

От больших очертаний картины

До тончайших сетей паутины

Что как иней к земле прилегли,-

Всё отчетливо видно: далече

Протянулися полосы гречи,

Красной лентой по скату прошли;

Замыкающий сонные нивы,

Лес сквозит, весь усыпан листвой;

Чудны красок его переливы

Под играющей, ясной луной;

Дуб ли пасмурный, клен ли веселый –

В нем легко отличишь издали;

Грудью к северу; ворон тяжелый –

Видишь – дремлет на старой ели!

Всё, чем может порадовать сына

Поздней осенью родина-мать:

Зеленеющей озими гладь,

Подо льном – золотая долина,

Посреди освещенных лугов

Величавое войско стогов –

Всё доступно довольному взору…

Не сожмется мучительно грудь,

Если б даже пришлось в эту пору

На родную деревню взглянуть:

Не видна ее бедность нагая!

Запаслася скирдами, родная,

Окружилася ими она

И стоит, словно полная чаша.

Пожелай ей покойного сна –

Утомилась, кормилица наша!..

Спи, кто может,- я спать не могу,

Я стою потихоньку, без шуму

На покрытом стогами лугу

И невольную думаю думу.

Не умел я с тобой совладать,

Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать

     На могиле далекой,

Где лежит моя бедная мать…

В стороне от больших городов,

Посреди бесконечных лугов,

За селом, на горе невысокой,

Вся бела, вся видна при луне,

Церковь старая чудится мне,

И на белой церковной стене

Отражается крест одинокий.

Да! я вижу тебя, божий дом!

Вижу надписи вдоль по карнизу

И апостола Павла с мечом,

Облаченного в светлую ризу.

Поднимается сторож-старик

На свою колокольню-руину,

На тени он громадно велик:

Пополам пересек всю равнину.

Поднимись!- и медлительно бей,

Чтобы слышалось долго гуденье!

В тишине деревенских ночей

Этих звуков властительно пенье:

Если есть в околотке больной,

Он при них встрепенется душой

И, считая внимательно звуки,

Позабудет на миг свои муки;

Одинокий ли путник ночной

Их заслышит – бодрее шагает;

Их заботливый пахарь считает

И, крестом осенясь в полусне,

Просит бога о ведреном дне.

Звук за звуком гудя прокатился,

Насчитал я двенадцать часов.

С колокольни старик возвратился,

Слышу шум его звонких шагов,

Вижу тень его; сел на ступени,

Дремлет, голову свесив в колени.

Он в мохнатую шапку одет,

В балахоне убогом и темном…

Всё, чего не видал столько лет,

От чего я пространством огромным

Отделен,- всё живет предо мной,

Всё так ярко рисуется взору,

Что не верится мне в эту пору,

Чтоб не мог увидать я и той,

Чья душа здесь незримо витает,

Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла,- грудью своей

Защищая любимых детей.

И гроза над тобой разразилася!

Ты, не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,

На детей милость бога звала.

Неужели за годы страдания

Тот, кто столько тобою был чтим,

Не пошлет тебе радость свидания

С погибающим сыном твоим?..

Я кручину мою многолетнюю

На родимую грудь изолью,

Я тебе мою песню последнюю,

Мою горькую песню спою.

О прости! то не песнь утешения,

Я заставлю страдать тебя вновь,

Но я гибну – и ради спасения

Я твою призываю любовь!

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои!

Чтоб ту силу свободную, гордую,

Что в мою заложила ты грудь,

Укрепила ты волею твердою

И на правый поставила путь…

Треволненья мирского далекая,

С неземным выраженьем в очах,

Русокудрая, голубоокая,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой величаво-безгласная,-

Молода умерла ты, прекрасная,

И такой же явилась ты мне

При волшебно светящей луне.

Да! я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой-царицею

Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения,

Ты, чистейшей любви божество!

Что враги? пусть клевещут язвительней.

Я пощады у них не прошу,

Не придумать им казни мучительней

Той, которую в сердце ношу!

Что друзья? Наши силы неровные,

Я ни в чем середины не знал,

Что обходят они, хладнокровные,

Я на всё безрассудно дерзал,

Я не думал, что молодость шумная,

Что надменная сила пройдет –

И влекла меня жажда безумная,

Жажда жизни – вперед и вперед!

Увлекаем бесславною битвою,

Сколько раз я над бездной стоял,

Поднимался твоею молитвою,

Снова падал – и вовсе упал!..

Выводи на дорогу тернистую!

Разучился ходить я по ней,

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,

Может смертью еще доказать,

Что в нем сердце неробкое билося,

Что умел он любить…

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

  (Утром, в постели)

О мечты! о волшебная власть

Возвышающей душу природы!

Пламя юности, мужество, страсть

И великое чувство свободы –

Всё в душе угнетенной моей

Пробудилось… но где же ты, сила?

Я проснулся ребенка слабей.

Знаю: день проваляюсь уныло,

Ночью буду микстуру глотать,

И пугать меня будет могила,

Где лежит моя бедная мать.

Всё, что в сердце кипело, боролось,

Всё луч бледного утра спугнул,

И насмешливый внутренний голос

Злую песню свою затянул:

“Покорись, о ничтожное племя!

Неизбежной и горькой судьбе,

Захватило нас трудное время

Неготовыми к трудной борьбе.

Вы еще не в могиле, вы живы,

Но для дела вы мертвы давно,

Суждены вам благие порывы,

Но свершить ничего не дано…”

Краткое содержание

Н. Ру. Луна и храм. 2007

В название произведения заложена метафорическая характеристика человека, не желающего работать над достижением благородных целей под влиянием житейских проблем. К сожалению, таково большинство современников автора. Лирический герой (автор) называет себя «рыцарем на час»: он лишь на словах готов к благородным поступкам. В реальности же герой предпочитает крепко поспать, вкусно поесть и подолгу рассуждать о своих планах и «устремлениях». Для него патриотизм заканчивается на уровне  громких слов.

Сюжет произведения предельно прост: на улице ненастье, и на душе лирического героя тоска. Ум его бездействует. Герой желает забыться крепким сном, но в такую хмурую ночь ему не спится … Но наступили морозы: они смогли взбодрить не только тело, но и мысли. Лирический герой, испытывая чувство свободы, широко шагает по полю, освещённый лунным  светом. Он успевает замечать красоту окружающей природы, и даже следить за улетающим вдаль ястребёнком. Герой восхищается увиденным: землёй, освещённой переливами лунного света; лесом, щедро усыпанным листвой; стогами сена в поле. Поздняя осень представляется поэту невероятно прекрасной! И даже родная деревенька уже не кажется ему убогой: он восхищается скирдами сена, напоминающими «чашу изобилия».

Неожиданно поэтом завладевает поток воспоминаний. Ему видится церквушка и звук колокола. Герой «видит» душу матери, витающую рядом. Он страстно желает, чтобы умершая мать явилась ему, хотя бы легкой тенью. Жизнь матери была полна страданий и обид: она умерла, будучи совсем молодой, но в памяти сына осталась идеалом доброты и жертвенности.

Поэт признаётся в том, что ощущает себя гибнущим человеком, он мечтает получить материнское наставление. Он не страшится безразличия друзей, его не пугает клевета врагов: герой устал от бесполезной битвы, от постоянного хождения по обрыву. Ради свидания с обожаемой матерью он готов умереть. Ведь только смерть способна соединить мать и сына. Своей кончиной герой докажет умение любить…

Проснувшись поутру, поэт осознаёт, что всё увиденное им было всего лишь ночным видением. Он ощущает готовность к дальнейшей борьбе, но, к сожалению, не имеет для этого достаточных физических  сил. Внутренний голос вкрадчиво и настойчиво шепчет поэту: «Покорись своей судьбе!». Он понимает, что благими душевными порывами не совершить великих дел…

История создания

Судьба не была благосклонна к Некрасову. Известно, что отец его был откровенным тираном, терзавшим не только крепостных крестьян, но и собственную семью. Более всего отец поэта любил издеваться над своей кроткой женой – матерью поэта. Елена Андреевна была замечательной женщиной, отдающей всю любовь и заботу обожаемым детям. Страдающий за мать, будучи более не в силах сносить домашнее насилие, Некрасов чрезвычайно рано уехал из отцовского дома. В ответ на это разгневанный отец лишил его наследства.

Покинув богатый отчий дом, поэт оказался в полной нищете: ему даже доводилось спать на вокзале. К счастью, тяжёлые испытания не сломили, а лишь закалили характер Некрасова. Благодаря тирании отца, у поэта сформировалась чёткая гражданская позиция. Но, время от времени, он разочаровывался в собственных идеях, так как осознавал, что они не находят общественного отклика и поддержки.

В данном произведении, написанном в 1862 г., Некрасов стремится проанализировать и понять: зачем он изменил идеалам, которым был предан в юности? Изначально стихотворение называлось иначе – «Бессонница».

Согласно замыслу автора, данное произведение должно было стать частью автобиографической поэмы, но этого не случилось: оно стало отдельным, самостоятельным произведением. Первые читатели смогли познакомиться с ним в 1863 г., на страницах «Современника». Ф.М. Достоевский высоко оценил стихотворение, посчитав его истинным шедевром некрасовского творчества. Известно, что сам автор читал это произведение взволнованно, со слезами на глазах.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру элегии. Но внимательный читатель легко заметит в стихотворении элементы портрета, пейзажного лирического отступления и даже эпического сюжета.

Поэтический размер – трёхстопный анапест, за исключением первой строчки, написанной четырёхстопным анапестом. В стихотворении происходит чередование смежной и мужской рифм. При этом некоторые строки вообще не зарифмованы.

Композиция

Произведение имеет простую композицию. Стихотворение легко разделить на три крупных семантических части:

  1. Первая часть – вступительная. Она включает в себя рассуждения лирического героя. Он восхищается красотой осенней природы, очаровывается таинственностью лунной ночи. Пейзаж, наполненный романтическим пафосом, как нельзя лучше передаёт душевное состояние героя: при лунном свете он ощущает себя сильным, мужественным и вдохновлённым на борьбу.
  2. Вторая часть противоположна части первой. Она преисполнена эмоциями грусти. Лирический герой вспоминает о своей обожаемой маме, умершей молодой. Мать остаётся для него самым близким и родным человеком. Вторую часть произведения можно воспринимать, как исповедь лирического героя, просящего мать о поддержке и прощении.
  3. Третья часть – заключительная. В ней лирический герой пробуждается от сна, возвращаясь в суровую реальность. Он вынужден признать, что не способен ни на какие подвиги. Тем самым, герой обращается к теме безвольного и слабого духом молодого поколения своих современников.

Образы и символы

Некрасов с целью донесения до читателей основной идеи произведения создал богатую образную палитру:

  • образ лирического героя – всё произведение посвящено покаянию лирического героя в собственной бездеятельности. Лирический герой полностью идентичен автору. Преодолев нелёгкий отрезок жизни, достигнув зрелого возраста, герой полностью переоценил собственные идеалы и ценности, в которые свято верил молодым. Он абсолютно честен с собой, поэтому в его словах звучит явное презрение к себе. Герой называет себя «рыцарем на час», готовым к решительным поступкам лишь на словах. В действительности же герой характеризует себя трусом;
  • образ спящей природы – ночной пейзаж спящей природы автор живописует посредством ярких эпитетов и метафор. В описании природы особая роль отводится цвету. Несмотря на то, что события происходят глубокой ночью, мы «видим» сплошь яркие цвета: вся земля облачена «в волны белого лунного цвета». Образ «спящей природы» символизирует потерянность и душевную несостоятельность лирического героя;
  • образ церкви – описывая образ церкви, лирический герой обращается к контрастам. Мы «видим» на фоне белой стены – чёрную тень звонаря, дряхлого старика – и его великую тень на полравнины. Мы «слышим» ночную тишину – и одновременно звук колокола, бьющий двенадцать раз. Церковь символизирует возвращение к истокам, истинный смысл душевных устремлений лирического героя;
  • образ матери – к размышлениям о родной матери лирического героя приводит ассоциация с родиной – матерью и родной деревушкой, о которой он вспоминает. Герой мысленно переносится к церкви, в которой похоронена мать. Лирический герой, вызвав в памяти материнский образ – «чистейшей любви божество» – исповедуется ему. Мать символизирует самое светлое и прекрасное, что было в жизни поэта.

Темы и настроение

Главная тема произведения – искреннее покаяние лирического героя (поэта) в собственной несостоятельности и бездеятельности. Преодолев множество житейских виражей, достигнув зрелости, лирический герой осуществляет полную переоценку собственных идеалов, в которые когда-то искренне верил. Настроенческий пафос произведения передаёт читателям эмоции грусти, отчаяния и разочарования. Герой разочарован в самом себе и в своих молодых современниках, он не способен к активным действиям и реальным поступкам.

Основная идея

Основная идея произведения, которую доносит до нас Некрасов, заключается в следующем: недостаточно просто принять какую-либо жизненную философию, необходимо настойчиво добиваться поставленной цели, не обращая внимания на возникающие сложности и преграды. Данное стихотворение можно расценивать, как поэтическое обращение к будущим поколениям. Это призыв не совершать тех же фатальных ошибок, что совершали их предки.

Средства выразительности

Полноту душевных терзаний лирического героя передают в произведении следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «поздняя» осень, «пасмурный» день;
  • метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»;
  • олицетворения – «мгла воцаряется», «ветер бушует», «ум бездействует».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 1.9k 👀