Я не люблю иронии твоей… • cтихотворение и анализ

краткая информация
Автор: Некрасов Н.А. | Дата публикации: 1855 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, возлюбленная, образ осени Темы: любовь и ненависть

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,-

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты –

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Краткое содержание

В. Поленов. Золотая осень. 1893

Лирический герой просит возлюбленную прекратить иронизировать. Ему не нравятся её колкости и насмешки, поэтому он просит оставить подобную манеру общения для стариков и безусых юнцов. Герой уверен: людям, сумевшим сохранить даже небольшую толику нежных чувств, не следует иронизировать друг над другом. Ни к чему хорошему это не приведёт.

Нынешнее свидание желанно для обоих. Возлюбленная полна нежности: она ищет повод задержаться подольше в объятиях любимого мужчины. Герой также преисполнен искренними страстями и сладостными эмоциями. Невзирая на длительность отношений с избранницей, в его душе кипит ревность.

На первый взгляд, всё отлично, но влюблённые чувствуют предстоящий разрыв отношений. Лирический герой не желает торопить неизбежное расставание. Но, судя по накалу любовных страстей, разрыв уже близок. Душа мужчины всё ещё устремлена навстречу избраннице, но в сердце его уже поселились тоска и холод. Лирический герой с трудом переживает неизбежность расставания, сравнивая свои чувства с водами осенней реки, несущей бушующие, но ледяные волны.

История создания

Работа над произведением пришлась на 1850 г. В это время у Некрасова стремительно развивались любовные отношения с замужней Авдотьей Панаевой. Именно ей поэт и посвятил эти стихотворные строки. В гражданском браке с Авдотьей поэт прожил шестнадцать лет. Любопытно следующее: Некрасов сожительствовал с женщиной, проживая на одной территории не только с ней, но и с её официальным мужем. В момент написания произведения, влюблённых постигло чудовищное горе: умер их новорожденный сын.

После смерти сына между Панаевой и Некрасовым участились громкие скандалы: поэт начал сильно ревновать обожаемую Авдотью, даже к её законному мужу, с которым проживал в одном доме. И это не странно: Панаева была невероятно красива от природы. К примеру, даже Ф.М. Достоевский  был страстно в неё влюблён, но так и не смог добиться взаимности.

Произведение было впервые напечатано в журнале «Современник» в 1855 г. Спустя год, стихотворение вошло в поэтический сборник Некрасова.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру интимной лирики. Оно входит, в так называемый, «панаевский цикл», в котором Некрасов исследует чувственную область человеческой жизни. Поэтические размеры – ямб и пиррихий. Сочетание двух стихотворных размеров придаёт произведению особый ритм, неравномерный и рваный, схожий с дыханием сильно взволнованного человека.

Ритмический эффект многократно усиливается, благодаря рифмовке: кольцевая рифма сменяется перекрёстной. А в заключительной строфе перекрёстная рифмовка смешивается с рифмовкой смежной. Подобная неупорядоченность отражает душевный мятеж лирического героя.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение включает в себя три строфы. В каждой строфе лирический герой высказывает свою конкретную мысль. Взятые вместе, эти мысли являются частью последовательно раскрывающейся идеи:

  1. Первая строфа – лирический герой осознаёт, что во взаимном чувстве угасает прежняя страсть. Но при этом он считает невозможным шутить над чувствами: ведь любовь до сих пор жива, и её всё ещё можно попытаться сохранить.
  2. Вторая строфа развивает заявленную выше мысль. По мнению лирического героя, нередко любовники, желая быть вместе, чувствуют неизбежность скорого расставания и окончания отношений.
  3. Третья строфа – в ней демонстрируется следующая мысль: лирический герой уже и сам перестал считать, что его любовная связь может быть продлена и сохранена. Он осознаёт: многочисленные скандалы неизбежно приведут к болезненному разрыву двух любящих сердец.

Образы и символы

Некрасов представил на суд читателей следующую палитру образов:

  • образ лирического героя идентичен автору. Герой является эмоциональной натурой, он подвержен приступам ревности и склонен к повышенной тревожности. Вместе с тем, это честный и весьма темпераментный мужчина, способный предвидеть разлуку с любимой женщиной. Его любовь освещена последними угасающими лучами чувственного влечения к избраннице, поэтому герой не желает торопить мрачную развязку;
  • образ любимой женщины – избранница лирического героя также как и он сам, чувствует горечь будущего расставания. Поэтому герой переживает не только за себя, но ещё и за состояние возлюбленной. Чтобы скрыть сильную душевную боль, женщина вкладывает всё своё разочарование в иронию, откровенно насмехаясь над возлюбленным. Таким образом, она скрывает собственное отчаяние от предстоящей потери. Женщина не понимает, что насмешки в любви неуместны: необходимо сполна насладиться уходящей любовью;
  • образ осени – чаще всего в поэзии осень служит символом увядания и прощания. В данном произведении образ осени символизирует окончание любви. Любовь, подобно осенней воде, всё больше холодеет, и лишь только последние брызги хранят иллюзию некогда большого чувства.

Темы и настроение

Некрасов поднимает в стихотворении три важных для себя темы:

  1. Тема любви – центральная. Кульминация любовного романа осталась далеко позади, чувства лирического героя и его избранницы постепенно остывают. Перед мужчиной и женщиной маячит неизбежное расставание. Но у них ещё есть последние проблески счастья, ведь их история ещё не завершилась. Поэт демонстрирует читателям, как между двумя людьми возникает любовная искра, и как бывает больно, когда эта искра стремится погаснуть.
  2. Тема ревности – лирический герой полагает, что наглядным проявлением мужской любви является чувство ревности. Известно, что сам Некрасов проявлял чудовищную ревность к своей гражданской жене Авдотье Панаевой, даже тогда, когда являлся любовником замужней женщины. В связи с этим вовсе не удивительно, что в стихотворении он воспел собственное проявление любовного чувства.
  3. Тема тоски – сердца мужчины и женщины, которые пресытились длительными любовными отношениями, наполняются скукой и холодом. Когда чувства уходят, любовники утрачивают иллюзию новизны, и на смену любви приходит «тоска».

Произведение передаёт осеннее настроение грусти и уныния, ведь лирический герой и его избранница стоят на пороге расставания. Они совсем скоро потеряют влечение друг к другу и любовь. Мы вместе с лирическим героем  ощущаем лёгкую усталость и ностальгию.

Основная идея

Автор доносит до читателей идею о том, что только чувство искренней любви способно сделать человека по-настоящему счастливым. Поэтому любовь следует оберегать, как величайшую драгоценность.

Средства выразительности

С целью передачи чувств лирического героя, автор использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты — «тайный холод», «ревнивые тревоги», «последняя жажда»;
  • метафоры – «кипим сильней», «горячо любившие», «кипят ревнивые тревоги»;
  • сравнение – чувства накануне разлуки, как осенняя река: самые бурные воды текут перед тем, как река окончательно замёрзнет.

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 4.1k 👀