Поэт и гражданин • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Некрасов Н.А. | Дата публикации: 1856 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: поэт, гражданин Темы: ответственность, смысл жизни, человек и общество

Гражданин (входит)

Опять один, опять суров,

Лежит — и ничего не пишет.

Поэт

Прибавь: хандрит и еле дышит —

И будет мой портрет готов.

Гражданин

Хорош портрет! Ни благородства,

Ни красоты в нем нет, поверь,

А просто пошлое юродство.

Лежать умеет дикий зверь…

Поэт

Так что же?

Гражданин

 Да глядеть обидно.

Поэт

Ну, так уйди.

Гражданин

 Послушай: стыдно!

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Поэт

Положим, я такая редкость,

Но нужно прежде дело дать.

Гражданин

Вот новость! Ты имеешь дело,

Ты только временно уснул,

Проснись: громи пороки смело…

Поэт

А! знаю: «Вишь, куда метнул!»

Но я обстрелянная птица.

Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин! — Вот страница:

Прочти — и перестань корить!

Гражданин (читает)

«Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв».

Поэт (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..

Когда бы с Музою моей

Я был немного поумней,

Клянусь, пера бы не взял в руки!

Гражданин

Да, звуки чудные… ура!

Так поразительна их сила,

Что даже сонная хандра

С души поэта соскочила.

Душевно радуюсь — пора!

И я восторг твой разделяю,

Но, признаюсь, твои стихи

Живее к сердцу принимаю.

Поэт

Не говори же чепухи!

Ты рьяный чтец, но критик дикий.

Так я, по-твоему, — великий,

Повыше Пушкина поэт?

Скажи пожалуйста?!.

Гражданин

 Ну, нет!

Твои поэмы бестолковы,

Твои элегии не новы,

Сатиры чужды красоты,

Неблагородны и обидны,

Твой стих тягуч. Заметен ты,

Но так без солнца звезды видны.

В ночи, которую теперь

Мы доживаем боязливо,

Когда свободно рыщет зверь,

А человек бредет пугливо, —

Ты твердо светоч свой держал,

Но небу было неугодно,

Чтоб он под бурей запылал,

Путь освещая всенародно;

Дрожащей искрою впотьмах

Он чуть горел, мигал, метался.

Моли, чтоб солнца он дождался

И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер ласковый и сонный

Едва колеблет паруса, —

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвет, и мачту клонит, —

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пес — и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет…

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Одни — стяжатели и воры,

Другие — сладкие певцы,

А третьи… третьи — мудрецы:

Их назначенье — разговоры.

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждем: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!»

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты,

Но… брат мой! кто бы ни был ты,

Не верь сей логике презренной!

Страшись их участь разделить,

Богатых словом, делом бедных,

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей,

И вопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей!

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви;

И если ты богат дарами,

Их выставлять не хлопочи:

В твоем труде заблещут сами

Их животворные лучи.

Взгляни: в осколки твердый камень

Убогий труженик дробит,

А из-под молота летит

И брызжет сам собою пламень!

Поэт

Ты кончил?.. чуть я не уснул.

Куда нам до таких воззрений!

Ты слишком далеко шагнул.

Учить других — потребен гений,

Потребна сильная душа,

А мы с своей душой ленивой,

Самолюбивой и пугливой,

Не стоим медного гроша.

Спеша известности добиться,

Боимся мы с дороги сбиться

И тропкой торною идем,

А если в сторону свернем —

Пропали, хоть беги со света!

Куда жалка ты, роль поэта!

Блажен безмолвный гражданин:

Он, Музам чуждый с колыбели,

Своих поступков господин,

Ведет их к благодарной цели,

И труд его успешен, спор…

Гражданин

Не очень лестный приговор.

Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель, не плантатор,

Кто гражданин страны родной?

Где ты? откликнись! Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!!.

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

 ……………………………………………..

Гроза шумит и к бездне гонит

Свободы шаткую ладью,

Поэт клянет или хоть стонет,

А гражданин молчит и клонит

Под иго голову свою.

Когда же… Но молчу. Хоть мало,

И среди нас судьба являла

Достойных граждан… Знаешь ты

Их участь?.. Преклони колени!..

Лентяй! смешны твои мечты

И легкомысленные пени!

В твоем сравненье смыслу нет.

Вот слово правды беспристрастной:

Блажен болтающий поэт,

И жалок гражданин безгласный!

Поэт

Не мудрено того добить,

Кого уж добивать не надо.

Ты прав: поэту легче жить —

В свободном слове есть отрада.

Но был ли я причастен ей?

Ах, в годы юности моей,

Печальной, бескорыстной, трудной,

Короче — очень безрассудной, —

Куда ретив был мой Пегас!

Не розы — я вплетал крапиву

В его размашистую гриву

И гордо покидал Парнас.

Без отвращенья, без боязни

Я шел в тюрьму и к месту казни,

В суды, в больницы я входил.

Не повторю, что там я видел…

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренно любил!

И что ж?.. мои послышав звуки,

Сочли их черной клеветой;

Пришлось сложить смиренно руки

Иль поплатиться головой…

Что было делать? Безрассудно

Винить людей, винить судьбу.

Когда б я видел хоть борьбу,

Бороться стал бы, как ни трудно,

Но… гибнуть, гибнуть… и когда?

Мне было двадцать лет тогда!

Лукаво жизнь вперед манила,

Как моря вольные струи,

И ласково любовь сулила

Мне блага лучшие свои —

Душа пугливо отступила…

Но сколько б ни было причин,

Я горькой правды не скрываю

И робко голову склоняю

При слове «честный гражданин».

Тот роковой, напрасный пламень

Доныне сожигает грудь,

И рад я, если кто-нибудь

В меня с презреньем бросит камень.

Бедняк! и из чего попрал

Ты долг священный человека?

Какую подать с жизни взял

Ты — сын больной больного века?..

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Ах, песнею моей прощальной

Та песня первая была!

Склонила Муза лик печальный

И, тихо зарыдав, ушла.

С тех пор не часты были встречи:

Украдкой, бледная, придет

И шепчет пламенные речи,

И песни гордые поет.

Зовет то в города, то в степи,

Заветным умыслом полна,

Но загремят внезапно цепи —

И мигом скроется она.

Не вовсе я ее чуждался,

Но как боялся! как боялся!

Когда мой ближний утопал

В волнах существенного горя —

То гром небес, то ярость моря

Я добродушно воспевал.

Бичуя маленьких воришек

Для удовольствия больших,

Дивил я дерзостью мальчишек

И похвалой гордился их.

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Теперь напрасно к ней взываю —

Увы! сокрылась навсегда.

Как свет, я сам ее не знаю

И не узнаю никогда.

О Муза, гостьею случайной

Являлась ты душе моей?

Иль песен дар необычайный

Судьба предназначала ей?

Увы! кто знает? рок суровый

Всё скрыл в глубокой темноте.

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте…

Краткое содержание

Н. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895

Сюжет стихотворения прост: гражданин обращается к поэту, как к основному оппоненту, стремясь изменить его сознание. Гражданин хочет, чтобы романтически настроенный поэт занял активную общественную позицию. Но творец не готов отказаться от своей, романтически настроенной Музы, поэтому он обращается к гражданину с просьбой вспомнить известные строчки, принадлежащие гениальному пушкинскому перу: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв…».

Гражданин же категорически отрицает приведённые поэтом мотивы. Он пытается убедить творца, что с его ярким дарованием, в нынешнее проблемное для страны время, стыдно писать стихи о дамских прелестях и красотах окружающего мира. Затем гражданин произносит фразу, в которой зашифрована основа творческой позиции самого Некрасова: «Будь гражданин! Служа искусству. Для блага ближнего живи…».

За кульминацию данного произведения можно считать фразу, заключающую ещё и ключевую идею о том, что можно не быть поэтом, но гражданином быть необходимо. В этой семантически глубокой фразе заключена суть всей дискуссии между поэтом и гражданином.

История создания

Практически всё творчество автора подчинено острым социальным темам. В границах этой тематики Некрасов исследует проблему «Поэт и поэзия».  Наглядным образцом этого служит произведение «Поэт и гражданин», написанное с 1855 – по 1856 гг. К 1856 г. сборник некрасовских стихов благополучно прошёл строгую ревизию со стороны цензоров. Поэтому автор решил пойти на большой риск, поместив данное произведение в сборник  в качестве вступления.

Пилотное издание произведения в журнале «Современник» наделало много общественного шума, вызвав у властей, усмотревших в стихах завуалированный призыв к революционному восстанию,  резко отрицательную реакцию. В результате этого над «Современником» нависла «плаха» в виде реальной угрозы закрытия: номер был запрещён к публикации, а Некрасов оказался под угрозой неминуемого ареста.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет собой жанр гражданской лирики. Подобная жанровая принадлежность позволила автору максимально объёмно передать суть гражданского конфликта между сторонами. Спор  оппонентов служит прямой  отсылкой читателей к стихотворному шедевру великого А.С. Пушкина «Поэт и толпа», с которым Некрасов вступает в открытую полемику. Для автора данное произведение явилось личным манифестом, внутри которого он смог выразить собственное жизненное кредо.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Способ рифмы подвижный, постоянно перескакивающий с женской рифмовки на мужскую.

Композиция

С композиционной точки зрения стихотворение представляет собой диалог между гражданином и поэтом. Благодаря диалогу, заложенному в основе композиционного «здания» произведения, Некрасову удалось продемонстрировать одновременно две противоположные друг другу точки зрения.

Ещё одной особенностью композиции данного произведения является отсутствие строф в их классическом понимании: вместо них Некрасов использует реплики главных героев – гражданина и поэта.

Образы и символы

В произведении имеются два основных лирических образа, в которых заключён весь смысл:

  • образ гражданина символизирует идеологию, исповедуемую революционными демократами. Гражданин борется за соблюдение прав простого народа, ненавидя самодержавие всей душой. Он выступает той силой, что толкает поэта к началу активных действий. Гражданин выступает носителем активной гражданской позиции, взывающей к разуму поэта. Он сравнивает мать творца с Родиной, желая продемонстрировать ему всю важность осознанного использования данного Богом поэтического таланта на благо Отчизны. Гражданин символизирует мудрого  просветителя, щедро делящегося своими знаниями;
  • образ поэта – творец показан человеком чрезвычайно неинициативным, мягкотелым и слабым. Он постоянно оправдывается перед гражданином за свою аморфность. Поэт – это собирательный образ, символизирующий всех мастеров слова, воспевающих лишь собственные переживания, любовные терзания, красоты природы. Таких поэтов, с точки зрения гражданина, ослепляют страх и эгоизм. В заключительной части стихотворения мы наблюдаем раскаяние поэта, называющего себя заболевшим ребёнком нездорового века.

Темы и настроение

Основная тема произведения – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение поэтического  творчества. Согласно убеждению Некрасова, если в стране наступают непростые времена, именно поэт обязан стать слугой народа, его голосом. Автор призывает всех эстетствующих творцов, работающих со словом, снять шоры с глаз и обратить своё внимание на народное горе.

Настроенческий пафос, заложенный в произведении, служит прямой мотивацией к активному действию. Ведь, до тех пор, пока творцы лежат и предаются лени, их дел никто не сделает. Читая стихотворение, мы испытывает эмоции сожаления, грусти, гнева и надежды.

Основная идея

Основная идея произведения заложена во фразе гражданина о том, что «в годину горя красу долин, небес и моря, и ласку милой…» воспевать нельзя. Некрасов доносит до читателей мысль о том, что «проснуться» должны не только поэты, но и весь порабощённый народ. Только тогда удастся навсегда избавиться от ложных мечтаний, одержать победу над самодержавием.

Средства выразительности

С целью раскрытия основной темы и донесения идеи произведения, Некрасов использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «сонная хандра», «рьяный чтец», «звуки чудные»;
  • метафоры – «сердце неподкупно», «чувство долга не остыло»;
  • сравнения – «как моря вольные струи…», сокрылась навсегда, как свет»;
  • олицетворение – «сонная хандра соскочила»;
  • анафора – «клянусь, я честно ненавидел!»;
  • риторические восклицания – «Не говори же чепухи!», «Ну, нет!», «Ах!», «Увы!»;
  • аллитерация – использование звуков «С», «Ж», «З»: «Блажен болтающий поэт, и жалок гражданин безгласный!».

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 5k 👀