Стихотворение и анализ «Родина»

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но, ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я;

Где от души моей, довременно растленной,

Так рано отлетел покой благословленный,

И неребяческих желаний и тревог

Огонь томительный до срока сердце жег…

Воспоминания дней юности – известных

Под громким именем роскошных и чудесных,-

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,

Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной

Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И всё, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной

И горе и позор судьбы ее ужасной,

Тебя уж также нет, сестра души моей!

Из дома крепостных любовниц и царей

Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила

Тому, которого не знала, не любила…

Но, матери своей печальную судьбу

На свете повторив, лежала ты в гробу

С такой холодною и строгою улыбкой,

Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:

Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг,-

А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,

Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.

Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз

Я слезы лил о ней в тяжелый  сердцу час;

При имени ее впадая в умиленье,

Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты

На память мне пришли немногие черты,

И грудь моя полна враждой и злостью новой…

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет;

Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым,-

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор –

В томящий летний зной защита и прохлада,-

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем,

И набок валится пустой и мрачный дом,

Где вторил звону чаш и гласу ликованья

Глухой и вечный гул подавленных страданий,

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Краткое содержание

И. Бродский. Опавшие листья. 1915

Повествование ведётся от первого лица. Лирический герой приезжает на свою малую родину, где прошли его детские годы. Но нахлынувшие воспоминания крайне безрадостны: герой не согласен с укладом жизни своих предков. Жизнь предков протекала в угаре пьянства и разврата. Несчастные крепостные были вынуждены терпеть тиранию и самоуправство своих помещиков. Существование крестьян было настолько ужасным, что они завидовали холёным барским собакам.

С детства лирический герой, выросший в богатом помещичьем доме отца, наблюдал вопиющую несправедливость, хотя и сам являлся частью этого «сытого» сообщества. От увиденного, сердце героя переполнялось гневом и злобой, но от осознания собственного бессилия он впадал в тяжёлую хандру.

Герой вспоминает, как однажды застал заплаканную маменьку в тёмном углу сада. Именно тогда он осознал: причина слёз и терзаний матери – это его отец. Дело в том, что образованную и утончённую женщину когда-то насильно выдали замуж за невежественного, грубого, угрюмого мужчину, целью жизни которого были пьянство и разврат с крепостными наложницами.

Видя всё это, кроткая супруга покорно несла свой крест, страшась одной лишь мысли радикально изменить свою судьбу. Даже лёжа на смертном одре, мать лирического героя находит в себе силы простить мужа, погубившего её здоровье и жизнь. Лирический герой рассказывает читателям о своей сестре. Девушка, страстно желая как можно скорее покинуть дом отца тирана, вышла замуж за нелюбимого мужчину. В результате она продублировала страшную судьбу матери страдалицы.

Герой обращает внимание читателей на отчий дом: теперь он абсолютно пуст, смолкли все звуки, но это лишь  радует героя. Он до сих пор  не забыл, как сильно давила на домочадцев царящая в доме тягостная атмосфера. Не вынося домашнего уклада, лирический герой нередко убегал за защитой к нянюшке. О своей няне он всегда вспоминает, когда становится трудно. Но в данный момент, по мнению героя, совсем не время для приятных воспоминаний: поэтому, он гонит их прочь.

Здесь, в родном краю, сердце лирического героя преисполнено враждебности, злости и негодования. Рассматривая окрестности, он замечает: лес вырублен, нивы сожжены, ручей высох, мрачный дом накренился и вот – вот рухнет. Но, при взгляде на всё это, сердце героя наполняется искренней радостью от мысли, что хорошо чувствовать себя здесь может лишь один человек на свете – это его жестокий отец.

История создания

Произведение появилось на свет в 1846 г. История «рождения» данного стихотворения связана с событиями, весьма далёкими от момента его написания – с детскими годами Некрасова. Собственные детские воспоминания и впечатления положены автором в основу произведения. С детством у Некрасова не связаны радостные чувства: будучи ребёнком, он сильно страдал, наблюдая за жестокостью отца и метаниями безропотной матери. Именно тогда, в раннем детстве, в будущем поэте сформировалась резкая неприязнь к крепостничеству.

Жанр, направление, размер

Большинство литературоведов относят данное стихотворение к жанру элегии. Но, вместе с тем, произведение содержит в себе явные черты гражданской лирики. Ведь поэт повествует о беззаконии и тирании помещика отца в отношении своих крепостных. Автор призывает восстать против всего этого, пресечь существующий порядок вещей.

Стихотворный размер – ямб. Именно ямбом написаны все шесть строф произведения. Все строфы включают в себя различное количество строк. Некрасов использует парную рифмовку, но абсолютно разные виды рифм: точную, неточную, мужскую и женскую.

Композиция

Композиция кольцевая. Композиционное «здание» произведения возведено следующим образом:

  1. Первая строфа – повествование, описывающее знакомые лирическому герою с детства места. Но места, связанные с детством, вызывают в герое лишь хандру и злобу. Он считает жизнь своего отца бесплодной и пустой, подчинённой лишь тирании и разврату. В родных местах герой научился лишь одному – «терпеть и ненавидеть».
  2. Две последующие строфы полностью посвящены матери, сестре лирического героя и его доброй няне. Эти три женщины стали для него самым светлым детским воспоминанием. Нежная, образованная мать вынуждена была терпеть мужа тирана, в молчании «неся свой жребий». Сестра лирического героя, желая покинуть ненавистный дом, рано вышла замуж за нелюбимого мужчину, была глубоко несчастна и рано умерла. Няня же являлась для героя опорой и защитой: к ней он убегал «в тяжёлый сердцу час».
  3. Заключительные строфы – лирический герой вновь возвращается к описанию отцовского поместья. Он с радостью говорит о том, что оно пришло в страшный упадок, и скоро совершенно разрушится.

Образы и символы

Данное произведения, невзирая на явную гражданскую направленность, представляет собой воспоминания самого Некрасова, поэтому все образы близки своим реальным прототипам:

  • образ лирического героя полностью идентичен поэту. Герой вырос в имении своего отца, любившего издеваться над крепостными, гулять и пить. Герой не может найти в своём детстве ни единого светлого воспоминания, кроме памяти о матери, сестре и няне;
  • образ матери – женщина предстаёт в памяти героя тихой, нежной, образованной и очень красивой. Терпя тиранию супруга, она даже не пытается противостоять ему. Более того, перед смертью женщина прощает своего тирана. Образ матери символизирует покорность и всепрощение;
  • образ сестры – данный образ полностью созвучен образу матери. Сестра буквально копировала трагическую судьбу матери, связав свою жизнь с нелюбимым мужчиной;
  • образ отца тирана – через всё повествование проходит мрачный образ отца лирического героя. Отец отравляет жизнь всем: и жене, и детям, и крепостным. Герой пишет о нём: «Тот один, кто всех собой давил». Образ отца символизирует крепостничество, самоуправство и безнаказанность.

Темы и настроение

В произведении заявлено  несколько важных тем:

  1. Тема Родины – центральная. Данная тема вынесена в заголовок стихотворения. Родина чаще всего начинается с тёплых воспоминаний детства, с ярких впечатлений. К сожалению, для Некрасова память о детстве была окрашена исключительно в мрачные цвета. Образ Родины переплетается для автора с такими негативными эмоциями, как: боль, отчаяние, страх, ненависть и негодование.
  2. Тема тяжёлой народной судьбы – крепостные крестьяне, находящиеся под властью отца, были вынуждены терпеть беззаконие. Подневольные люди завидовали жизни барских собак, чистых и сытых. Проблема крепостных в том, что они слишком уж терпеливы и не способны к решительным действиям.
  3. Тема тирании и жестокости – данная тема напрямую связана с отцом Некрасова. Тиран помещик воспринимает себя абсолютным хозяином жизни, он творит свои беззакония без тени раскаяния.

Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями горечи и отчаяния. Такие чувства испытывает лирический герой, вспоминая собственное детство. Видя покосившийся отчий дом, где герой испытал столько боли, он испытывает радость. Герой усматривает в этом надежду на скорое разрушение основ  крепостничества.

Основная идея

Главная мысль произведения заключена в резком осуждении царящих в обществе крепостнических устоев – тирании и жестокости. Некрасов говорит о том, что безнаказанность калечит не только судьбы крестьян, ног и близких тирану людей: в качестве примера автор приводит трагические судьбы матери и сестры.

Средства выразительности

Данное произведение не перегружено средствами художественной выразительности. Все выбранные автором тропы способствуют созданию ярких образов, они доносят до читателей основную идею стихотворения. Некрасов использует:

  • эпитеты – «огонь томительный», «разврата грязного»;
  • метафоры – «рой подавленных и трепетных рабов», «… тревог огонь томительный … сердце жёг».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 71 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *