Родина • cтихотворение и анализ
краткая информация
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности – известных
Под громким именем роскошных и чудесных,-
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…
Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..
И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.
Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг,-
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..
Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым,-
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..
И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор –
В томящий летний зной защита и прохлада,-
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…
Краткое содержание
Повествование ведётся от первого лица. Лирический герой приезжает на свою малую родину, где прошли его детские годы. Но нахлынувшие воспоминания крайне безрадостны: герой не согласен с укладом жизни своих предков. Жизнь предков протекала в угаре пьянства и разврата. Несчастные крепостные были вынуждены терпеть тиранию и самоуправство своих помещиков. Существование крестьян было настолько ужасным, что они завидовали холёным барским собакам.
С детства лирический герой, выросший в богатом помещичьем доме отца, наблюдал вопиющую несправедливость, хотя и сам являлся частью этого «сытого» сообщества. От увиденного, сердце героя переполнялось гневом и злобой, но от осознания собственного бессилия он впадал в тяжёлую хандру.
Герой вспоминает, как однажды застал заплаканную маменьку в тёмном углу сада. Именно тогда он осознал: причина слёз и терзаний матери – это его отец. Дело в том, что образованную и утончённую женщину когда-то насильно выдали замуж за невежественного, грубого, угрюмого мужчину, целью жизни которого были пьянство и разврат с крепостными наложницами.
Видя всё это, кроткая супруга покорно несла свой крест, страшась одной лишь мысли радикально изменить свою судьбу. Даже лёжа на смертном одре, мать лирического героя находит в себе силы простить мужа, погубившего её здоровье и жизнь. Лирический герой рассказывает читателям о своей сестре. Девушка, страстно желая как можно скорее покинуть дом отца тирана, вышла замуж за нелюбимого мужчину. В результате она продублировала страшную судьбу матери страдалицы.
Герой обращает внимание читателей на отчий дом: теперь он абсолютно пуст, смолкли все звуки, но это лишь радует героя. Он до сих пор не забыл, как сильно давила на домочадцев царящая в доме тягостная атмосфера. Не вынося домашнего уклада, лирический герой нередко убегал за защитой к нянюшке. О своей няне он всегда вспоминает, когда становится трудно. Но в данный момент, по мнению героя, совсем не время для приятных воспоминаний: поэтому, он гонит их прочь.
Здесь, в родном краю, сердце лирического героя преисполнено враждебности, злости и негодования. Рассматривая окрестности, он замечает: лес вырублен, нивы сожжены, ручей высох, мрачный дом накренился и вот – вот рухнет. Но, при взгляде на всё это, сердце героя наполняется искренней радостью от мысли, что хорошо чувствовать себя здесь может лишь один человек на свете – это его жестокий отец.
История создания
Произведение появилось на свет в 1846 г. История «рождения» данного стихотворения связана с событиями, весьма далёкими от момента его написания – с детскими годами Некрасова. Собственные детские воспоминания и впечатления положены автором в основу произведения. С детством у Некрасова не связаны радостные чувства: будучи ребёнком, он сильно страдал, наблюдая за жестокостью отца и метаниями безропотной матери. Именно тогда, в раннем детстве, в будущем поэте сформировалась резкая неприязнь к крепостничеству.
Жанр, направление, размер
Большинство литературоведов относят данное стихотворение к жанру элегии. Но, вместе с тем, произведение содержит в себе явные черты гражданской лирики. Ведь поэт повествует о беззаконии и тирании помещика отца в отношении своих крепостных. Автор призывает восстать против всего этого, пресечь существующий порядок вещей.
Стихотворный размер – ямб. Именно ямбом написаны все шесть строф произведения. Все строфы включают в себя различное количество строк. Некрасов использует парную рифмовку, но абсолютно разные виды рифм: точную, неточную, мужскую и женскую.
Композиция
Композиция кольцевая. Композиционное «здание» произведения возведено следующим образом:
- Первая строфа – повествование, описывающее знакомые лирическому герою с детства места. Но места, связанные с детством, вызывают в герое лишь хандру и злобу. Он считает жизнь своего отца бесплодной и пустой, подчинённой лишь тирании и разврату. В родных местах герой научился лишь одному – «терпеть и ненавидеть».
- Две последующие строфы полностью посвящены матери, сестре лирического героя и его доброй няне. Эти три женщины стали для него самым светлым детским воспоминанием. Нежная, образованная мать вынуждена была терпеть мужа тирана, в молчании «неся свой жребий». Сестра лирического героя, желая покинуть ненавистный дом, рано вышла замуж за нелюбимого мужчину, была глубоко несчастна и рано умерла. Няня же являлась для героя опорой и защитой: к ней он убегал «в тяжёлый сердцу час».
- Заключительные строфы – лирический герой вновь возвращается к описанию отцовского поместья. Он с радостью говорит о том, что оно пришло в страшный упадок, и скоро совершенно разрушится.
Образы и символы
Данное произведения, невзирая на явную гражданскую направленность, представляет собой воспоминания самого Некрасова, поэтому все образы близки своим реальным прототипам:
- образ лирического героя полностью идентичен поэту. Герой вырос в имении своего отца, любившего издеваться над крепостными, гулять и пить. Герой не может найти в своём детстве ни единого светлого воспоминания, кроме памяти о матери, сестре и няне;
- образ матери – женщина предстаёт в памяти героя тихой, нежной, образованной и очень красивой. Терпя тиранию супруга, она даже не пытается противостоять ему. Более того, перед смертью женщина прощает своего тирана. Образ матери символизирует покорность и всепрощение;
- образ сестры – данный образ полностью созвучен образу матери. Сестра буквально копировала трагическую судьбу матери, связав свою жизнь с нелюбимым мужчиной;
- образ отца тирана – через всё повествование проходит мрачный образ отца лирического героя. Отец отравляет жизнь всем: и жене, и детям, и крепостным. Герой пишет о нём: «Тот один, кто всех собой давил». Образ отца символизирует крепостничество, самоуправство и безнаказанность.
Темы и настроение
В произведении заявлено несколько важных тем:
- Тема Родины – центральная. Данная тема вынесена в заголовок стихотворения. Родина чаще всего начинается с тёплых воспоминаний детства, с ярких впечатлений. К сожалению, для Некрасова память о детстве была окрашена исключительно в мрачные цвета. Образ Родины переплетается для автора с такими негативными эмоциями, как: боль, отчаяние, страх, ненависть и негодование.
- Тема тяжёлой народной судьбы – крепостные крестьяне, находящиеся под властью отца, были вынуждены терпеть беззаконие. Подневольные люди завидовали жизни барских собак, чистых и сытых. Проблема крепостных в том, что они слишком уж терпеливы и не способны к решительным действиям.
- Тема тирании и жестокости – данная тема напрямую связана с отцом Некрасова. Тиран помещик воспринимает себя абсолютным хозяином жизни, он творит свои беззакония без тени раскаяния.
Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями горечи и отчаяния. Такие чувства испытывает лирический герой, вспоминая собственное детство. Видя покосившийся отчий дом, где герой испытал столько боли, он испытывает радость. Герой усматривает в этом надежду на скорое разрушение основ крепостничества.
Основная идея
Главная мысль произведения заключена в резком осуждении царящих в обществе крепостнических устоев – тирании и жестокости. Некрасов говорит о том, что безнаказанность калечит не только судьбы крестьян, ног и близких тирану людей: в качестве примера автор приводит трагические судьбы матери и сестры.
Средства выразительности
Данное произведение не перегружено средствами художественной выразительности. Все выбранные автором тропы способствуют созданию ярких образов, они доносят до читателей основную идею стихотворения. Некрасов использует:
- эпитеты – «огонь томительный», «разврата грязного»;
- метафоры – «рой подавленных и трепетных рабов», «… тревог огонь томительный … сердце жёг».
Все произведения автора
- • В полном разгаре страда деревенская…
- • Внимая ужасам войны…
- • Вчерашний день, часу в шестом…
- • Железная дорога
- • Забытая деревня
- • Зелёный шум
- • Кому на Руси жить хорошо
- • Крестьянские дети
- • Несжатая полоса
- • Памяти Добролюбова
- • Поэт и гражданин
- • Размышления у парадного подъезда
- • Родина
- • Рыцарь на час
- • Тройка
- • Элегия
- • Я не люблю иронии твоей…