Скрипка и немножко нервно • cтихотворение и анализ
краткая информация
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
“Хорошо, хорошо, хорошо!”
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
“Что это?”
“Как это?”
А когда геликон –
меднорожий,
потный,
крикнул:
“Дура,
плакса,
вытри!” –
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
“Боже!”,
бросился на деревянную шею:
“Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору –
а доказать ничего не умею!”
Музыканты смеются:
“Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!”
А мне – наплевать!
Я – хороший.
“Знаете что, скрипка?
Давайте –
будем жить вместе!
А?”
Краткое содержание
Сюжет произведения прост: лирический герой слушает игру оркестра. К сожалению, бедной скрипке никак не удаётся играть в унисон с другими инструментами, она постоянно выбивается из общего строя. Не выдержав происходящего, скрипка горько плачет. На слёзы рыдающей скрипки тут же реагирует барабан: он пытается утешить несчастную, уверяя её, что всё будет хорошо. Но в дальнейшем даже сердобольный барабан не выдерживает потока скрипичных слёз и покидает оркестр.
Весь оркестр с огромным недоумением взирает на рыдающую скрипку. Одна лишь тарелка никак не может понять, что же приключилось? Толстый и грубый «медный геликон» строго отчитывает несчастную, требуя немедленно успокоиться. В какой-то момент лирическому герою, ставшему невольным свидетелем происходящего, становится невмоготу спокойно наблюдать за всем этим. Поэтому он «смело полез … и заставил пюпитры сгибаться в ужасе». Герой обращается к одинокой страдающей скрипке: он уверяет несчастную, что прекрасно понимает ее. Герой считает, что ором и криком ничего невозможно доказать. В конце произведения музыканты смеются над поведением лирического героя, но их смех его абсолютно не смущает. Герой делает скрипке предложение жить вместе: ведь она одна способна его понять.
История создания
Произведение увидело свет в 1914 г. Следует заметить, что этот год был сложным для Маяковского. Поэт остро ощущал собственное одиночество, творчество не приносило ему удовлетворения. Маяковский, именно в это время, активно экспериментирует над формой стихов, создавая уникальные авторские неологизмы. В творчестве и в жизни у него всё неопределённо и туманно.
Только редкие происшествия тогда вдохновляли поэта на работу. К примеру, однажды он сидел в ресторане в ожидании, когда официант принесёт ему заказ. В том ресторане он ужинал впервые в жизни. В ожидании официанта Маяковский внимательно наблюдал за оркестром: его чуткий слух буквально «споткнулся» о диссонанс между прочими музыкальными инструментами и скрипкой. Испытав яркое акустическое впечатление, поэт тут же исторг из себя мысль: «скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась». Из одной этой мысли и родилось всё стихотворение.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец лирического стихотворения. В нём романтический герой (поэт) выражает собственные мысли и эмоции через вещи, которые он воодушевляет, наделяя человеческими характерами и темпераментами. Произведение написано посредством экспериментального тонического стиха. Поэт выстраивает собственную форму стихосложения – ритмичную, за счёт логических ударений. Но эта форма не схожа с классическим построением стиха. Благодаря новаторскому подходу, Маяковский существенно расширил возможности стихотворного произведения, заставив его зазвучать абсолютно по-новому.
Композиция
Высокая степень эмоциональности произведения, его экспериментальная форма, не помешали автору выстроить последовательную композицию повествования. Сюжетная линия получила крайне динамичное и поступательное развитие. Намёк на основную тему присутствует уже в первых строчках произведения. Постепенно повествование развивается, а переживания накапливаются, и случается кульминация в виде эмоционального взрыва. В тексте можно выделить три семантических части:
- Знакомство лирического героя с музыкальными инструментами.
- Трагедия одинокой скрипки.
- Спасение несчастного инструмента.
Образы и символы
В произведении представлена широкая палитра смысловых образов, помогающих донести до читателей основную идею, заложенную автором. Внимания заслуживают следующие образы:
- образ лирического героя – центральный. Лирический герой полностью идентичен автору. Он является единственным человеком, способным понять несчастную скрипку (неслучайно речь идёт именно об инструменте одиночке). Прослеживается чёткая, практически родственная связь между героем и скрипкой: оба они понимают бесполезность ора и крика. Ни скрипка, ни герой не могут аргументированно доказать собственную правоту. В какой-то момент герою надоедает тратить зря свои нервы и рвать голосовые связки, поэтому он предлагает скрипке поселиться жить вместе;
- образ скрипки – центральный. Скрипка во многом напоминает юную девушку, страдающую от постоянного непонимания взрослых людей. Старшие музыканты, что окружают несчастную скрипку, стремятся навязать ей собственные правила игры. Но все их потуги тщетны: скрипке чужды такие понятия, как логика и рационализм. Она живём исключительно в чувственном мире. Поэтому скрипка желает «плакать» вне общего такта, без слов. Мы невольно сочувствуем инструменту одиночке, всеми силами желая ему помочь. Для оркестра скрипка чужая, и даже миролюбивый барабан устаёт от неё. Образ скрипки символизирует самого поэта и его творчество;
- образ «немножко нервно» – нервозность является отдельным, самостоятельным образом. Раньше Маяковский нередко обращался к теме непонимания со стороны общества, имея в виду непонимание обывателей. Лирический герой произведения ненавидит мещан, едко высмеивая их жизнь и мораль. Музыкальные инструменты, непонимающие скрипку, сродни таким мещанам;
- образ «медного геликона» – медный геликон является неприятным, упитанным, потным человеком, к тому же ещё неуравновешенным глупцом. Геликон чрезвычайно грубо обращается со скрипкой. Образ «медного геликона» символизирует яркого представителя мещанства, зацикленного лишь на материальных ценностях;
- образ барабана – один лишь барабан участливо отнесся к слезам скрипки, в отличие от других своих коллег по оркестру. Барабан является грузным человеком с добрым сердцем. Он трижды произносит в адрес скрипки слово: «Хорошо!». Но, как известно, один в поле не воин: прочие инструменты не разделяют позитивных эмоций барабана. Постепенно, сочувствие барабана трансформируется в предательство: он утомляется, резко прерывает скрипку и уходит. Образ барабана выступает символом предательства, неуверенности, зависимости от внешних обстоятельств жизни;
- образ оркестра – все музыкальные инструменты, кроме скрипки, выступают олицетворением таких негативных черт человеческой натуры, как: грубость, глупость, бесчувственность, агрессия и пр. Они символизируют бездуховное, плотское начало. Оркестру, состоящему из обывателей, чужд богатый внутренний мир, свойственный поэту.
Темы и настроение
Основная тема произведения – одиночество. Маяковский, посредством образа несчастной скрипки, говорит не только о себе, но и о каждом непонятом человеке вообще. Музыкальные инструменты, входящие в оркестр, олицетворяют собой обывателей, нацеленных лишь на отстаивание собственных интересов, а скрипка – это лирическая героиня, воплотившая в себе чувственную палитру самого Маяковского. Настроенческий пафос произведения – трагический. Вместе с тем, стихотворение оставляет читателям робкую надежду на то, что неожиданно, в судьбе каждого отчаявшегося человека, может появиться тот, кто примет его, не осудит и поймёт
Основная идея
Поэт доносит до читателей глубокую мысль о том, что творческие люди, как никто другой, нуждаются в поддержке и понимании общества. Творческие люди – особенные: если социум резко отвергает, или насмехается над ними, они не способны противостоять этому в одиночку. Им требуется помощь похожего человека, только более сильного и отважного.
Средства выразительности
С целью передачи всей глубины человеческого отчаяния по причине ненужности и одиночества, поэт использует следующие средства выразительности:
- эпитеты – «глупая тарелка», «скрипкина речь», «геликон меднорожий»;
- метафоры – «оркестр чужо смотрел», «скрипка издёргалась, упрашивая»;
- неологизмы – «меднорожий», «чужо», «вылязгивала»;
- риторические вопросы — «Что это? Как это?»;
- риторические восклицания – «Влип как! Пришёл к деревянной невесте!»