Вчерашний день, часу в шестом… • cтихотворение и анализ
краткая информация
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Краткое содержание
В своих лирических стихотворениях Николай Алексеевич Некрасов всегда обращался к теме крепостного права и угнетенного положения русского крестьянства. Наряду с этим, в его произведениях прослеживается проблема поэзии и поэта, его гражданской роли в государстве и обществе. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» является наглядным примером симбиоза этих двух направлений в творчестве русского поэта.
Николай Некрасов вырос в атмосфере жестокости. Сначала это был тиран-отец, относившийся к крестьянам, как к вещам, затем жестокий мир петербургских трущоб, в который молодой человек окунулся, сбежав из дома. Бесчеловечность царила повсюду, она правила миром, и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» – яркое тому подтверждение.
В произведении описывается инцидент, свидетелем которого стал сам поэт. У него на глазах, на Сенной площади Петербурга происходит экзекуция, наказывают молодую крестьянку за некую совершенную провинность. В первом четверостишии автор акцентирует внимание на возрасте наказуемой – она совсем юна и, не успев еще познать этот мир, уже испытывает насилие над своим телом и душой. Истязание носит еще более бесчеловечный и унизительный характер от того, что девушка подвергается публичной порке при большом скоплении народа.
Во втором катрене обыгрывается звуковая составляющая стихотворения: на фоне полного молчания истязуемой слышен лишь свист опускающегося на ее спину кнута. На первый план здесь выступает чувство достоинства, с которым девушка переносит наказание. Ни одного звука не вырывается из ее груди, и автор призывает Музу быть такой же стойкой, как и ее родная сестра в образе юной крепостной крестьянки.
Стоит отметить, что некрасовское стихотворение не вполне соответствует действительности. Женщин вообще довольно редко подвергали телесным наказаниям, а в 1845 году порка при помощи кнута была полностью отменена. Кроме того, Сенная площадь не являлась тем местом, где проводились такие карательные меры. Возникает вопрос: с какой целью поэт изобразил столь жестокую сцену в своем стихотворении? Две последние строки текста дают этому полное пояснение – автор применил этот художественный образ с целью показать, что его Муза – не сошедшая на землю прекрасная богиня, а родная сестра юной крестьянки. Его поэзия – это не возвышенное восхваление прекрасных чувств, а отражение реального положения страдающего народа.
История создания
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» датировано самим Некрасовым 1848 годом. Вероятно, это не совсем точная дата, так как по его признанию, он сделал это наугад, отыскав среди своих карандашных заметок наброски к этому тексту. Однажды супруга известного переводчика, Ольга Козлова попросила поэта найти ей небольшое по объему стихотворение для своего поэтического альбома, так, из полусырого текста возникло стихотворение «Вчерашний день…». Поскольку его содержание представляло собой слабо замаскированное обличение крепостного права – к печати оно было запрещено и увидело свет лишь в 1883 году. Широкую популярность стихотворение приобрело после очередной публикации 1892 года. После установления Советской власти оно было включено в собрание сочинений Н.А. Некрасова, а немного позже – в школьную программу по русской литературе.
Персонажи и образы
Центральный персонаж стихотворения – девушка-крестьянка, подвергшаяся наказанию на площади Санкт-Петербурга. Главный герой-свидетель предстает перед читателем через ощущения автора, отождествляющего наказуемую со своей Музой. Акцент внимая сосредоточивается на стоическом поведении молодой женщины во время исполнения приговора. Несмотря на боль, она не издает ни звука, что подчеркивает ее гордость и независимость. Для толпы зевак – это вполне обыденное явление, классическая ситуация, имевшая повсеместное распространение в эпоху крепостного права. Слова Некрасова несут в себе косвенное осуждение жестокого общества, попытку разбудить народ от долготерпения и восстать против откровенной тирании властей.
Композиция
В композиционном плане стихотворение состоит из двух катренов (четверостиший). Первая строфа описательная, она знакомит читателя со временем и местом события. Вчера, в шестом часу после полудня, герой стал свидетелем позорного акта физического насилия над молодой женщиной на Сенной площади.
Вторая строфа наполнена эмоциональным содержимым. Это передается использованием таких приемов как восклицание при воззвании к Музе, аллитерацией со звуком «и», воспроизводящим звуковой образ бича. Построение текста на контрасте молчания героини и свиста бича многократно усиливает эмоциональное напряжение, вызывающее участие и сострадание.
Жанр
Литературный род стихотворения – лирическое произведение, по жанру оно представляет собой гражданскую лирику. Литературное направление произведения – реализм.
Размер и средства художественной выразительности
Используемый при построении текста разностопный ямб, обеспечивает ему краткость, присущую репортажу. Разновидность данного стихотворного размера состоит в использовании в нечетных строках четырехстопного, а в четных – трехстопного ямба. Перекрестная рифмовка (АВАВ) определяет четкий ритм стихотворения.
Поскольку стихотворение носит репортажный характер, автор сознательно не использует большое количество художественных средств. Если учесть малый объем стихотворения (всего две строфы), такой подход становится тем более оправданным.
Некрасов намеренно подчеркивает жестокость действия, применяя книжную лексику. Заменой слова «кнут» словом «бич» он представляет читателю необыкновенно живую и яркую картину наказания. Аллегорией можно назвать избиение девушки, подобное избиению Музы поэта, униженной, истерзанной жесткой цензурой, но остающейся не покоренной и гордой: «И Музе я сказал: Гляди! Сестра твоя родная!» Текст содержит два эпитета: «крестьянка молодая», «сестра твоя родная» и одно олицетворение – «бич свистал».
Проблематика и основная идея произведения
Главная проблема произведения – самодержавный строй Российского государства с его унизительным атрибутом – крепостным правом. Несмотря на запрет телесных наказаний, они, по свидетельствам многих очевидцев, продолжали применяться и успешно покрывались властями.
Любой конфликт всегда заканчивался оправданием помещика, поэтому крестьянское сопротивление не имело ни силы, ни смысла. Деспотизм довлел во всех сферах политической и общественной жизни и, если по отношению к образованному населению физические наказания не применялись, на замену им приходила жесточайшая цензура, которая в итоге приводила к такому же униженному положению.
Тем не менее, несмотря на запреты и преследования, русские литераторы создавали свои величайшие шедевры. Муза литературы и искусства оставалась непокоренной и достойно переживала тяжелые времена. Некрасов входил в число тех, кто считал себя обязанным вслух говорить о бедственном положении крестьянстьва. Под влиянием его стихотворений пробуждалось народное самосознание, все чаще звучал призыв к действиям, желание перемен одерживало верх над страхом и привычным смирением. Поэт был уверен, что народ – это огромная скрытая сила и всем своим творчеством способствовал ее высвобождению.
Все произведения автора
- • В полном разгаре страда деревенская…
- • Внимая ужасам войны…
- • Вчерашний день, часу в шестом…
- • Железная дорога
- • Забытая деревня
- • Зелёный шум
- • Кому на Руси жить хорошо
- • Крестьянские дети
- • Несжатая полоса
- • Памяти Добролюбова
- • Поэт и гражданин
- • Размышления у парадного подъезда
- • Родина
- • Рыцарь на час
- • Тройка
- • Элегия
- • Я не люблю иронии твоей…