Во весь голос • cтихотворение и анализ
краткая информация
Первое вступление в поэму
Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем г ….,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств
поэзии —
бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,
дачка,
водь
и гладь —
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
набравши в рот —
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки —
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина —
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н…»
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
по скверам,
где харкает туберкулез,
где б… с хулиганом
да сифилис.
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас —
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко́
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так, —
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.
Я
ухо
словом
не привык ласкать;
ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Рабочего
громады класса враг —
он враг и мой,
отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда
и дни недоеданий.
Мы открывали
Маркса
каждый том,
как в доме
собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения
мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаться стане.
Мы
диалектику
учили не по Гегелю.
Бряцанием боев
она врывалась в стих,
когда
под пулями
от нас буржуи бегали,
как мы
когда-то
бегали от них.
Пускай
за гениями
безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше —
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
на штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою —
ведь мы свои же люди, —
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,
«блокада».
Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на́ дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.
Краткое содержание
Данная поэма является последней в творчестве Маяковского. Следует понимать: всё произведение целиком, в том виде, в котором оно было задумано, поэт так и не написал. Поэтому, перед нами представлена лишь вступительная часть задуманной поэмы.
В произведении поэт даёт собственное определение таким понятиям, как «революция» и «искусство». От лица лирического героя он повествует о том, как принимал участие в революционных событиях, направленных на завоевание свободы внутри государства. Против существующего государственного аппарата выступает лирический герой. Он демонстрирует, как своевременно сказанные слова могут побудить людей к активным действиям. Вступительную часть задуманной поэмы Маяковский завершить так и не смог.
Лирический герой находится в эпицентре повествования: вокруг него разворачиваются все действия. В той части произведения, которую автор успел завершить, он всячески стремится побудить потомков к построению светлого будущего, достижению свободы.
Сюжет произведения представляет собой утопическую мечту лирического героя о всеобщем счастье, равноправии и свободе. К сожалению, ещё при жизни, Маяковский наблюдал полное крушение своих утопических надежд: столь желанный коммунизм, каким его видел поэт, не удалось построить ни в одной стране мира.
История создания
Поэма была напечатана за несколько месяцев до трагического самоубийства Маяковского. В тот сложный период жизни, тридцати шестилетний поэт вёл активную подготовку к важной для себя выставке, посвящённой двадцатилетию своего творческого пути. К сожалению, столь радостное событие приобрело мрачную окраску: большинство критиков и коллег по поэтическому цеху выступили с резкими, обидными обвинениями в адрес юбиляра.
Возможно, именно эти события, столь неприятные для Маяковского, побудили в нём потребность открыто поговорить со своими читателями. Он задумал грандиозный труд, решив создать поэму под названием «Во весь голос». Но успел написать лишь вступление к будущей монументальной поэме. Таким образом, стихотворение с подзаголовком «Первое вступление к поэме» было завершено в январе 1930 г. А, уже 14 апреля того же года поэт пустил себе пулю в сердце, совершив самоубийство. Безусловно, будет несправедливо назвать полноценной поэмой данное произведение: скорее всего, так его называют по традиции.
Жанр, направление, размер
Если и можно отнести данное произведение к жанру поэмы, то весьма условно. Вместе с тем, оно получилось достаточно эпичным. Главное, что есть в этом произведении – масштабность мыслей. Несмотря на то, что эта масштабность воплощена в небольшом в сравнении с поэмой стихотворении, от этого она нисколько не утрачивает свою грандиозность и силу.
Как и в большинстве произведений, поэт использует тоническую систему стихосложения, делая особый упор на ритмах и словесных ударениях. Маяковский выделяет именно те слова, которые, на его взгляд, способны лучше всего выразить основную мысль произведения.
Композиция
Поэма характеризуется одночастной композицией, при которой на протяжении всего повествования получает развитие одна и та же идея. Основной композиционный приём, использованный Маяковским – это антитеза. Поэт наглядно противопоставляет настоящую серую действительность счастливому будущему. Автор словно бы ведёт мысленный разговор с исследователями из будущего, желая продемонстрировать им реальную картину человеческого бытия в столь непростое время.
Образы и символы
В поэме поэт создал следующие смысловые образы, способствующие полноценному раскрытию главной идеи произведения:
- образ лирического героя – центральный. Поэт убеждён, что мог бы «строчить романсы», ведь это очень просто, спокойно и прибыльно. Но он не стремится достичь сытости и благополучия, так как знает, что его народ голоден и несчастен. Свою поэзию лирический герой называет «грозным оружием», способным пробиться сквозь время, поразив потомков своей мощью. Поэт уверен, что своим творчеством давно уже заслужил достойное место в истории. Но он не хочет быть возвеличенным в памятнике из мрамора или бронзы. Лирический герой мечтает о «памятнике» в виде «построенного социализма»;
- образ поэта и образ поэзии – в произведении данные образы символизируют следующее: поэзия выступает символом оружия, а поэт – символ водовоза. Лирический герой пытается посмотреть на себя глазами далёких потомков. Описывая им собственную персону, он сравнивает себя с «ассенизатором и водовозом», мобилизованным революцией. Данным сравнением герой создаёт образ поэзии в целом. Классическую поэзию автор едко высмеивает, называя её не иначе, как «капризная баба». Герой считает, что его стих должен умереть в строю, «как рядовой». Ради благополучия общества поэту надлежит трудиться круглосуточно, не рассчитывая на гонорар. Лирическому герою никаких особых благ в жизни не требуется, кроме «свежевымытой сорочки»;
- образ судьбы и родины – лирический герой повествует о будущем так, будто бы уже наступил коммунизм, в который он вложил максимум усилий. Герой признаётся в том, что каждый свой трудовой день он инвестировал в счёт будущего;
- образы «капризной бабы» и фронтовика – всё произведение построено на антитезе поэзии («капризной бабы») и фронтовика. Суть данного противопоставления выражает основную идею автора, заложенную в произведении. Лирический герой противопоставляет различные подходы к поэтическому искусству: эстетский и социальный. Эти подходы относятся к антагонистическим лагерям.
Темы и настроение
Основная тематика произведения – творческое кредо поэта, итоги его поэтического творчества на протяжении двадцати лет. В финале своей жизни (возможно, поэт вынашивал план самоубийства и в момент написания данного произведения), Маяковский вновь решил обратиться к самой волнующей его теме – теме творчества. Поэта интересует, какое место отведено именно его творчеству в общем потоке прочей гражданской поэзии, имеющей общественно-социальную значимость. Поэтому Маяковский выбирает единственно верный путь: поведать потомкам всю правду о себе и о своём времени. Сделать это он предпочитает предельно жёстко, без лишних реверансов.
Основная идея
Основная идея произведения заключена в том, чтобы максимально точно донести до читателей поэтическое кредо автора о том, что поэзия является огромным трудом, она обязана мотивировать людей на борьбу за светлое будущее (коммунизм). Поэт должен писать не о красивой любви мужчины и женщины, а о насущных проблемах общества. Поэт сродни воину: он не должен искать признания и наград, его «войско» может погибнуть. Для творца важна вовсе не победа, а единственная цель – построение здорового и справедливого общества свободных людей.
Средства выразительности
Помимо многочисленных неологизмов, Маяковский использует в поэме немало привычных средств художественной выразительности, таких как:
- эпитеты – «зияющие заглавия», «старое, но грозное оружие»;
- метафоры – «харкает туберкулёз», «строчечный фронт»;
- сравнения – «поэзия – баба капризная», «мы открывали Маркса каждый том, как … ставни».