Юбилейное • cтихотворение и анализ
краткая информация
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
Дайте руку
Вот грудная клетка.
Слушайте,
уже не стук, а стон;
тревожусь я о нем,
в щенка смиренном львенке.
Я никогда не знал,
что столько
тысяч тонн
в моей
позорно легкомыслой головенке.
Я тащу вас.
Удивляетесь, конечно?
Стиснул?
Больно?
Извините, дорогой.
У меня,
да и у вас,
в запасе вечность.
Что нам
потерять
часок-другой?!
Будто бы вода –
давайте
мчать, болтая,
будто бы весна –
свободно
и раскованно!
В небе вон
луна
такая молодая,
что ее
без спутников
и выпускать рискованно.
Я
теперь
свободен
от любви
и от плакатов.
Шкурой
ревности медведь
лежит когтист.
Можно
убедиться,
что земля поката,-
сядь
на собственные ягодицы
и катись!
Нет,
не навяжусь в меланхолишке черной,
да и разговаривать не хочется
ни с кем.
Только
жабры рифм
топырит учащенно
у таких, как мы,
на поэтическом песке.
Вред – мечта,
и бесполезно грезить,
надо
весть
служебную нуду.
Но бывает –
жизнь
встает в другом разрезе,
и большое
понимаешь
через ерунду.
Нами
лирика
в штыки
неоднократно атакована,
ищем речи
точной
и нагой.
Но поэзия –
пресволочнейшая штуковина:
существует –
и ни в зуб ногой.
Например,
вот это –
говорится или блеется?
Синемордое,
в оранжевых усах,
Навуходоносором
библейцем –
“Коопсах”.
Дайте нам стаканы!
знаю
способ старый
в горе
дуть винище,
но смотрите –
из
выплывают
Red и White Star’ы
с ворохом
разнообразных виз.
Мне приятно с вами,-
рад,
что вы у столика.
Муза это
ловко
за язык вас тянет.
Как это
у вас
говаривала Ольга?..
Да не Ольга!
из письма
Онегина к Татьяне.
– Дескать,
муж у вас
дурак
и старый мерин,
я люблю вас,
будьте обязательно моя,
я сейчас же
утром должен быть уверен,
что с вами днем увижусь я.-
Было всякое:
и под окном стояние,
письма,
тряски нервное желе.
Вот
когда
и горевать не в состоянии –
это,
Александр Сергеич,
много тяжелей.
Айда, Маяковский!
Маячь на юг!
Сердце
рифмами вымучь –
вот
и любви пришел каюк,
дорогой Владим Владимыч.
Нет,
не старость этому имя!
Тушу
вперед стремя,
я
с удовольствием
справлюсь с двоими,
а разозлить –
и с тремя.
Говорят –
я темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н!
Entre nous…
чтоб цензор не нацыкал.
Передам вам –
говорят –
видали
даже
двух
влюбленных членов ВЦИКа.
Вот –
пустили сплетню,
тешат душу ею.
Александр Сергеич,
да не слушайте ж вы их!
Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
Мне
при жизни
с вами
сговориться б надо.
Скоро вот
и я
умру
и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ.
Кто меж нами?
с кем велите знаться?!
Чересчур
страна моя
поэтами нища.
Между нами
– вот беда –
позатесался Надсон
Мы попросим,
чтоб его
куда-нибудь
на Ща!
А Некрасов
Коля,
сын покойного Алеши,-
он и в карты,
он и в стих,
и так
неплох на вид.
Знаете его?
вот он
мужик хороший.
Этот
нам компания –
пускай стоит.
Что ж о современниках?!
Не просчитались бы,
за вас
полсотни отдав.
От зевоты
скулы
разворачивает аж!
Дорогойченко,
Герасимов,
Кириллов,
Родов –
какой
однаробразный пейзаж!
Ну Есенин,
мужиковствующих свора.
Смех!
Коровою
в перчатках лаечных.
Раз послушаешь…
но это ведь из хора!
Балалаечник!
Надо,
чтоб поэт
и в жизни был мастак.
Мы крепки,
как спирт в полтавском штофе.
Ну, а что вот Безыменский?!
Так…
ничего…
морковный кофе.
Правда,
есть
у нас
Асеев
Колька.
Этот может.
Хватка у него
моя.
Но ведь надо
заработать сколько!
Маленькая,
но семья.
Были б живы –
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы
и агитки
вам доверить мог.
Раз бы показал:
– вот так-то мол,
и так-то…
Вы б смогли –
у вас
хороший слог.
Я дал бы вам
жиркость
и сукна,
в рекламу б
выдал
гумских дам.
(Я даже
ямбом подсюсюкнул,
чтоб только
быть
приятней вам.)
Вам теперь
пришлось бы
бросить ямб картавый.
Нынче
наши перья –
штык
да зубья вил,-
битвы революций
посерьезнее “Полтавы”,
и любовь
пограндиознее
онегинской любви.
Бойтесь пушкинистов.
Старомозгий Плюшкин,
перышко держа,
полезет
с перержавленным.
– Тоже, мол,
у лефов
появился
Пушкин.
Вот арап!
а состязается –
с Державиным…
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы
по-моему
при жизни
– думаю –
тоже бушевали.
Африканец!
Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Мы б его спросили:
– А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года? –
Только этого Дантеса бы и видели.
Впрочем,
что ж болтанье!
Спиритизма вроде.
Так сказать,
невольник чести…
пулею сражен…
Их
и по сегодня
много ходит –
всяческих
охотников
до наших жен.
Хорошо у нас
в Стране Советов.
Можно жить,
работать можно дружно.
Только вот
поэтов,
к сожаленью, нету –
впрочем, может,
это и не нужно.
Ну, пора:
рассвет
лучища выкалил.
Как бы
милиционер
разыскивать не стал.
На Тверском бульваре
очень к вам привыкли.
Ну, давайте,
подсажу
на пьедестал.
Мне бы
памятник при жизни
полагается по чину.
Заложил бы
динамиту
– ну-ка,
дрызнь!
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
Краткое содержание
Произведение начинается с диалога. Именно диалог представляет собой излюбленную поэтом стихотворную форму. В произведении диалог ведётся между двумя участниками сюжета – лирическим героем (автором) и великим А.С. Пушкиным. Беседа оказывается живой, искренней, наполненной большой долей юмора, нотами грусти, размышлениями о главном и прочей «ерунде».
Известный памятник Пушкину работы скульптора А.М. Опекушина много лет стоит на Тверском бульваре Москвы. Именно к нему пришёл Маяковский, желая сказать слова благодарности великому поэту. Сначала, как это и полагается, он приветствует творца, представляется ему и протягивает ладонь для рукопожатия. Буквально тут же, резко прижимает руку Пушкина к собственной груди: отныне два поэта могут общаться не словами и звуками, а сердцами. По мнению Маяковского, стук сердец способен преодолеть не только любые преграды, но и временные расстояния.
Общение Пушкина и лирического героя (автора) происходит так, словно диалог ведут два абсолютно равных человека. Маяковский уверяет Пушкина: «У меня, да и у вас, в запасе вечность». Затем он обращает внимание гения на тот неопровержимый факт, что в алфавитном перечне заглавные буквы их фамилий располагаются практически рядом.
Подробно обсудив иных собратьев по лирической стезе, поэты прощаются друг с другом. Со стороны Маяковского звучит следующее предложение: «Ну, давайте, подсажу на пьедестал». Перед окончательным расставанием Маяковский признаётся гению, что любит его, но только как живущего поныне, а не как мумию. Он сожалеет, что скульптор навёл столько глянца на его памятник, говоря о том, что при жизни великий поэт, скорее всего, частенько испытывал бурю различных чувств, так как был потомственным «африканцем».
Предпочитая ударные концовки в своих произведениях, Маяковский завершает данное произведение заявлением о том, что, ненавидя всё мертвецкое, предпочитает «всяческую жизнь!».
История создания
Как известно, в момент подписания футуристами манифеста в 1912 г., поэт говорил о Пушкине в весьма пренебрежительной манере. Но, спустя двенадцать лет, уже в 1924 г., о великом русском поэте он высказывается совершенно иначе. Стоя на «пороге» 125-ти летнего юбилея Пушкина, он создаёт данное стихотворение. Несмотря на то, что в произведении Маяковский располагает собственную персону на единой ступени с гением, в сравнении с содержанием всего манифеста выглядит это, словно пиетет. Маяковский весьма неохотно, но всё же признаёт важность лирики, которую раньше презирал.
Жанр, направление, размер
Произведение создано в жанре разговора – лирического монолога. Начиная диалоговое общение с творцом, лирический герой открывает ему свою душу, повествуя о личных переживаниях, высказывая собственное мнение о литературных веяниях и пр.
Произведение относится к литературному направления «футуризм». В литературных манифестах поэтов данного направления провозглашалась идея сбросить классическую литературу с «парохода современности». Футуристы, к которым относился и Маяковский, призывали отречься от классического наследия, создав на его «обломках» новое искусство, устремлённое в светлое будущее.
Поэтический размер – хорей. Но при использовании данного стихотворного размера автор делает основной акцент вовсе не на ритмическом рисунке построения фраз, а на лексемах, которые в произведении логически выделяются.
Композиция
Композиционное построение произведения является одночастным. Маяковский беседует с другим поэтическим гением, создавая композиционно целый монолог: он постоянно перескакивает с одной темы на другую, одновременно ведя диалог с Пушкиным вокруг основной идеи о важности классической лирики, способной выражать человеческие чувства максимально полно.
Образы и символы
Маяковский с целью донесения до читателей основной идеи произведения, создал следующую палитру образов:
- образ лирического героя – центральный. Он полностью идентичен автору. Герой говорит о том, что уважает пушкинскую лиру всей душой. Но при этом своё творчество он уважает ничуть не меньше: ведь, в нём отражено его личное мнение и понимание сущности общественного мироздания. Лирическому герою не важно, что его мнение может быть ошибочным: главное, он имеет на него право;
- образ Пушкина – центральный. Беседуя с «солнцем русской поэзии», автор говорит о том, что «может, я один … жалею, что … нет вас в живых». При этом автор не желает для себя подобной посмертной участи, что выпала на долю гения, превратившегося в кумира нескольких поколений. Автор выступает против любых памятников: поэтов следует чтить при жизни, а не после смерти. Образ Пушкина является символом классических канонов идеальной красоты – всего того, что порицается футуристами. Тем не менее, автор нисколько не принижает гения, а наоборот, приближает его к читателям новой формации;
- образ поэзии – автор осуществляет анализ поэзии, рассматривая её как общественное и социальное явление. Он утверждает: классическая поэзия – это «пресволочнейшая штуковина». Тем самым намекая на то, что поэту никуда не деться от необходимости рифмовать строки. Но, по мнению автора, любая поэзия обязана приносить реальную общественную пользу, а не служить лишь отражением душевных страданий конкретного человека;
- образ чистой лирики – автор категорически не готов мириться лишь с одним – с лирикой в общепринятом классическом понимании. Такой поэзии нет места в революционной литературе, устремлённой в будущее. В связи с этим, автор позволяет себе отпускать колкие замечания в адрес Сергея Есенина, воспринимая его «коровою в перчатках лаечных». А, к Николаю Некрасову, творчество которого содержит множество лирических стихов, автор относится крайне почтительно, характеризуя его, как «мужика хорошего».
Темы и настроение
Основной темой произведения выступает поэзия, её смысл, содержание и суть. Безусловно, с великим Пушкиным автор обсуждает не только одну поэзию, но и щедро делится собственными эмоциями, рассказывает о своей жизни, демонстрирует прекрасную луну. Маяковский будто бы исповедуется Пушкину, будучи уверенным в том, что гений его понимает. Настроенческий пафос характеризуется оптимизмом. Ярким подтверждению этому служит плакатная фраза о том, что автор не воспринимает любую «мертвечину», и обожает жизнь.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: в силах каждого стихотворца осознанно писать такие поэтические строки, которые будут приносить реальную пользу обществу, а не быть лишь отражением духовных терзаний конкретного человека. Поэт много думает на тему литературного наследия, оставленного великими предками, и делает вывод о том, что нередко «жизнь встаёт в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду».
Средства выразительности
Маяковский обращается к теме классической лирики, поэтому в своём произведении он использует привычные классические средства выразительности, такие как:
- эпитеты – «поэтический песок», «грудная клетка», «легкомысленная головёнка»;
- метафоры – «жабры рифм топырит учащённо», «щенка в смиренном львенке…»;
- сравнение – «будто бы вода», «будто бы весна».