Разбор задания №3 ЕГЭ по русскому языку


Контекстное определение лексического значения многозначных слов


Третье задание ЕГЭ по русскому языку нацелено на выявление навыка учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в тексте. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл. Для этого не требуется ничего зубрить - 3 номер ЕГЭ является одним из самых легких заданий экзамена. Ученику необходимо лишь подставить одно из приведенных значений нужного слова в контекст и посмотреть, соответствует ли оно смыслу текста и предложения.


Теория к заданию №3 ЕГЭ по русскому языку


Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Так, например, слово лиловый имеет значение светло-фиолетовый.

В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

Контекстуальность — это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого общения.

Алгоритм выполнения задания:
  • Внимательно читаем текст.
  • Внимательно читаем все предложенные варианты лексических значений указанного слова.
  • Выбираем верное значение, соответствующее контексту.
  • Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №3 ЕГЭ по русскому языку


Третье задание демонстрационного варианта 2018

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.

  • Лицо, которое действует по чьему-н.  поручению,  выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.
  • Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.
  • Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
  • Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.

Алгоритм выполнения:
  • Речь идет о естественном отборе в животной среде, где более жизнеспособные представители получают преимущество, а менее приспособленные погибают.
  • Вариант под номером один не подходит, так как в данном случае представители животных не действуют в чьих-либо интересах. Вариант 3 не подходит, так как представители животных не выражают чьих-либо интересов. Вариант 4 не подходит, так как в тексте речь идет не о людях, а о животных.
  • Вариант 2 оказывается самым близким по смыслу. В данном случае слово представитель обозначает как раз представителя группы животных.

Ответ: 2.


Первый вариант задания

(1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)… этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.

(«Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОКАЗАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ПОКАЗАТЬ

  1. Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. Публично продемонстрировать. Представить для осмотра, просмотра. Примеры: показал письма, велел показать язык, показал собор, показать больного врачу.
  2. Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-л., что-л. Примеры: показать на новое здание, показал глазами на стул.
  3. Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. Изобразить в художественном произведении. Примеры: Тема, показать тебе, как ты ходишь? Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.
  4. Разъяснить наглядно, обучая чему-л. Примеры: показать, как нужно держать инструмент в руках; показать, как пользоваться компасом.
  5. Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние, количественные результаты. Примеры: показать стойкость, показать честность, показать лучший результат в беге.
  6. Сделать явным, очевидным; обнаружить, раскрыть что-л. Примеры: Дальнейшее покажет исследование. Жизнь покажет, кто прав.
  7. Дать какие-л. показания при допросе или на процессе. Пример: показать под присягой, Жандарм показал, что Матвея убили Яков и Аглая.

Алгоритм выполнения:
  • Текст говорит о том, что опрос школьников показал, дал понять, что образ учителя сильно влияет на дальнейший выбор жизненного пути школьником.
  • Варианты 1 и 2 не подходят, так как речь тут не идет о демонстрации чего-либо или о жестах. Значение изображения или наглядного урока тоже не соответствует контексту (т.е. варианты 3 и 4 тоже не годятся). Вариант 5 больше подходит, но в тексте не говорится о количественном показателе. Вариант 7 очевидно не будет являться правильным ответом, так как о допросах в тексте речи не идет.
  • Самым подходящим по значению будет вариант 6 – ученые обнаружили, статистика сделал очевидными факты зависимости дальнейшей жизни школьника от образа учителя.

Ответ: 6.


Второй вариант задания

(1)За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты — лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. (2)Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. (3)<…> спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ЗАКОН

  1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. Закон общественного развития. Законы рынка.
  2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.
  3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
  4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).

Алгоритм выполнения:
  • Текст повествует о том, человеческая деятельность часто противостоит законам природы и постепенно разрушает ее ресурсы.
  • Варианты 2 и 4 сразу можно устранить, ведь в тексте не говорится о законодательстве или религиозных законах. Вариант 2 тоже не соответствует контексту: в тексте повествуется о законах природы.
  • Выполнение этого задания существенно облегчается наличием примеров употребления различных вариантов значения слова. Сразу в первом определении слова «закон» в качестве примера мы видим сочетание «законы природы», которое и употребляется в первом предложении текста.

Ответ: 1.


Третий вариант задания

(1)Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США). (2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод.  (4)… изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы — очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических аберраций и огромная глубина резкости.

(«Фотокамера «Пчелиный глаз», «Наука и жизнь», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧИСЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

ЧИСЛО

  1. Понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счёт. Примеры: простые числа, целые числа, положительные числа, теория чисел.
  2. День месяца в порядковом ряду других дней. Примеры: первое апреля, пятнадцатое августа, одиннадцатого мая.
  3. Количество кого-, чего-л. Примеры: шестьсот тысяч га, одна сестра, пять зданий.
  4. Состав, ряд, совокупность кого-, чего-либо. Примеры: Он был один из числа влиятельнейших людей города. Он был в числе издаваемых писателей.
  5. Грамматическая категория, выражающая средствами языка единичность или множественность предметов или лиц. Примеры: множественное число, единственное число.

Алгоритм выполнения:
  • Речь идет о создании учеными новой цифровой фотокамеры, схожей по строении с глазом насекомого. Такая фотокамера имеет множество линз.
  • После внимательного прочтения текста и предложенных вариантов номера 2, 4 и 5 отвергаются сразу. С первого взгляда может смутить вариант 1, однако при взгляде на примеры и уточнении о том, что при использовании этого значения производится счет, становится очевидно, что он не подходит.
  • Подставим в текст значение под номером 3: объектив имеет полусферическую форму…и состоит из большого количества пластиковых микролинз. Смысл остается тем же; значит, ответ – 3.

Ответ: 3.