Задание №3 ЕГЭ по русскому языку
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Третье задание ЕГЭ по русскому языку нацелено на выявление навыка учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в тексте. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл. Задание состоит из небольшого текста, с которым выпускник работал, выполняя 1 и 2 задания, и вариантов значения выделенного в тексте слова в форме выдержки из словарной статьи. Необходимо выбрать самое точное лексическое значение указанного в тексте слова из числа предложенных.
Трудность при выполнении третьего задания ЕГЭ заключается в том, что для анализа предлагаются многозначные слова, значение которых можно определить только в контексте.
Теория к заданию №3 ЕГЭ по русскому языку
Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Так, например, слово лиловый имеет значение светло-фиолетовый.
В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).
Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.
Контекстуальность — это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого общения.
Алгоритм выполнения задания №3 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Прочитайте указанное предложение из текста в задании №1, причём обязательно в контексте (1–2 предложения до и после).
- Найдите в тексте слово, лексическое значение которого нужно установить.
- Просмотрите каждое лексическое значение многозначного слова. Обратите внимание на примеры использования этого слова (примеры написаны после определения).
- Исключайте неверные варианты. Сразу вычеркивайте те значения, которые совершенно не соответствуют тематике текста.
- Выберите то значение, в котором слово использовано в данном контексте.
- Запишите в ответ соответствующую цифру.
Задание ER0321R
(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
ОБЩЕСТВО, -а, ср.
- Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.
- Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.
- Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.
- В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.
- кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества.
Из предложенных вариантов по смыслу ПОДХОДИТ только значение № 1:
- Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.
Здесь для нас важно не только значение слова, но и пример его употребления: «Человеческое о.».
Другие значения НЕ ПОДХОДЯТ, потому что:
- в определении под № 2 говорится о добровольном объединении людей, у которых есть какая-либо цель;
- в определении под № 3 говорится об определённой среде, компании;
- в определении под № 4 говорится о дворянской среде;
- в определении под № 5 говорится о совместном пребывании с кем-нибудь.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0301
(1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)… этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.
(«Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013)
ПОКАЗАТЬ
- Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. Публично продемонстрировать. Представить для осмотра, просмотра. Примеры: показал письма, велел показать язык, показал собор, показать больного врачу.
- Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-л., что-л. Примеры: показать на новое здание, показал глазами на стул.
- Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. Изобразить в художественном произведении. Примеры: Тема, показать тебе, как ты ходишь? Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.
- Разъяснить наглядно, обучая чему-л. Примеры: показать, как нужно держать инструмент в руках; показать, как пользоваться компасом.
- Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние, количественные результаты. Примеры: показать стойкость, показать честность, показать лучший результат в беге.
- Сделать явным, очевидным; обнаружить, раскрыть что-л. Примеры: Дальнейшее покажет исследование. Жизнь покажет, кто прав.
- Дать какие-л. показания при допросе или на процессе. Пример: показать под присягой, Жандарм показал, что Матвея убили Яков и Аглая.
- Текст говорит о том, что опрос школьников показал, дал понять, что образ учителя сильно влияет на дальнейший выбор жизненного пути школьником.
- Варианты 1 и 2 не подходят, так как речь тут не идет о демонстрации чего-либо или о жестах. Значение изображения или наглядного урока тоже не соответствует контексту (т.е. варианты 3 и 4 тоже не годятся). Вариант 5 больше подходит, но в тексте не говорится о количественном показателе. Вариант 7 очевидно не будет являться правильным ответом, так как о допросах в тексте речи не идет.
- Самым подходящим по значению будет вариант 6 – ученые обнаружили, статистика сделал очевидными факты зависимости дальнейшей жизни школьника от образа учителя.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0322T
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
ОСНОВА, -ы, ж.
1) Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная основа конструкции.
2) Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
3) мн. ч. Исходные, главные положения чего-нибудь. Основы экономических знаний.
4) В значении предлога с родительным падежом; опираясь на что-нибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного пункта. Действовать на основе инструкции.
5) Существенный признак, по которому распределяются явления, понятия. Единая основа классификации.
- Первое значение не подходит, так как в последнем предложении говорится о языке, а не об опорной части предмета, сооружения.
- Второе значение подходит. В последнем предложении слово основа употребляется в значении «источник; главное, на чём строится что-нибудь». Можно сказать: язык – источник национальной памяти; язык – главное, на чём строится национальная память. Значит, второе значение соответствует контексту.
- Третье значение не подходит, так как слово приобретает лексическое значение «исходные, главные положения чего-нибудь» только во множественном числе. В нашем случае слово основа употребляется в единственном числе.
- Четвёртое значение не подходит, так как перед нами не предлог с родительным падежом, а имя существительное.
- Пятое значение не подходит, так как язык рассматривается в качестве источника. Слово основа в последнем предложении не употребляется в значении «существенный признак, по которому распределяются явления, понятия».
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0320T
(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.
ПРЕДМЕТ, -ы, м.
- Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.
- чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль; какое-н. действие, объект. П. спора. П. насмешек. П. обожания, любви. П. сочинения.
- Наука или раздел науки, круг каких-н. знаний как особая учебная дисциплина. Учебный п. Успевать по всем предметам. Профилирующие предметы в вузе.
- чего, в знач. предлога с род. п. (устар. и офиц.). Для чего, с какой целью. Медицинское обследование на п. диспансеризации.
- Речь идет о проблеме парникового эффекта, именно она предмет беспокойства учёных.
- То, что после слова «предмет» идёт существительное в родительном падеже даёт нам подсказку, что нужно выбирать между вариантами 2 и 4.
- Учитывая, что проблема парникового эффекта – это то, на что направлена мысль учёных, мы можем смело выбрать вариант 2.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
👀 11.1k