Программа разработана для учащихся 10 класса и ориентирована на усвоение обязательного минимума по русскому языку, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Данная программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал программы спланирован с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. При составлении программы были учтены физиологические и психологические особенности учащихся 10 класса.
Для удобства пользования темы программы разделены по месяцам, в которых они изучаются согласно календарным планированиям. Подобное уточнение поможет ученикам во время самостоятельного изучения русского языка и учителям при подготовке к проведению уроков.
Для реализации данной программы используется учебник для общеобразовательных учреждений: «Русский язык. 10 класс». Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. -М: Просвещение, 2012 г.
Лексика (сентябрь – первая половина октября)
- Слово и его значение
- Однозначность и многозначность слов
- Изобразительно-выразительные средства языка
- Омонимы и их употребление
- Паронимы и их употребление
- Синонимы и их употребление
- Антонимы и их употребление
- Анализ текста
- Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления
- Устаревшая лексика и неологизмы
- Фразеология
- Лексикография
Фонетика. Графика. Орфоэпия (середина октября)
Морфемика и словообразование (конец октября)
Морфология и орфография (ноябрь-декабрь)
- Морфология и орфография
- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
- Чередующиеся гласные в корне слова
- Употребление гласных после шипящих
- Буквы Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах
- Правописание звонких и глухих согласных
- Правописание гласных и согласных в приставках
- Приставки ПРЕ- и ПРИ-
- Гласные Ы-И после приставок
- Правописание Ь и Ъ
- Правила переноса слов
Самостоятельные части речи (январь – март)
- Имя существительное как часть речи
- Правописание падежных окончаний
- Гласные в суффиксах имен существительных
- Сложные имена существительные
- Имя прилагательное как часть речи
- Правописание суффиксов имен прилагательных
- Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных
- Правописание сложных имен прилагательных
- Имя числительное как часть речи
- Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи
- Склонение числительных
- Местоимение как часть речи
- Глагол как часть речи
- Правописание глаголов
- Причастие как часть речи
- Правописание суффиксов причастий
- Причастный оборот
- Н и НН в причастиях
- Деепричастие как часть речи
- Образование деепричастий
- Деепричастный оборот
- Наречие как часть речи
- Слова категории состояния
Служебные части речи (апрель – май)
- Предлог как служебная часть речи
- Союз как служебная часть речи. Союзные слова
- Правописание предлогов и союзов
- Частицы
- Частицы НЕ и НИ. Их значения и употребление
- Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи
- Междометие как особый разряд слов
- Звукоподражательные слова
- Анализ текста