Задание №20 ЕГЭ по русскому
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Верно выполненное задание №20 ЕГЭ по русскому языку приносит выпускнику один первичный балл. В нем представлены предложения с подчинительной и сочинительной связью. Предлагается проставить запятые в нужных местах. Во избежание ошибок необходимо повторить приведенную ниже теорию.
Теория к заданию №20 ЕГЭ по русскому языку
Придаточная часть предложения начинается с союзов — она может находиться перед, после и внутри главной части.
Виды придаточных
Вид | На какие вопросы отвечает | Виды связи |
---|---|---|
Определительное | Какой? Какое? Какая? Какие? | Союзы который, какой, кто, что, где, чей |
Изъяснительное | Вопросы косвенных падежей | Союзы: что, ли, как, будто, чтобы, как бы не |
Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько | ||
Образа действия, степени | Как? Каким образом? В какой степени? | Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто |
Союзные слова: как, сколько | ||
Места | Где? Куда? Откуда? | Союзные слова: где, откуда, куда |
Условия | При каком условии? | Союзы: если, если бы, коли, раз, как бы, коль скоро |
Времени | Когда? Как долго? С каких пор? | Союзы: когда, пока ,едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как |
Причины | Почему? Отчего? | Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, так как |
Цели | Зачем? Для чего? С какой целью? | Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы |
Сравнительное | Как? | Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подобно тому как, что, чем, нежели |
Следствия | Союз: так что | |
Уступительное | Несмотря на что? Вопреки чему? | Союзы: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что |
Союзные слова: что ни, кто ни, как ни, где ни, когда ни | ||
Присоединительное | Союзные слова: что, почему, зачем, отчего |
Виды подчинения придаточных частей
Последовательное | Первое придаточное относится к главной части, второе придаточное – к первому, третье – ко второму | «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С. Лихачеву). |
Союзы могут оказываться рядом; на стыке двух союзов ставится запятая, если у второго союза нет продолжения в виде слов «то, так, но», и не ставится, если такое продолжение есть | ||
Однородное | Все придаточные относятся к одному главному, имеют одно значение, отвечают на один и тот же вопрос | «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (По Д.С. Лихачеву). |
При однородных придаточных могут находиться сочинительные союзы; запятые перед ними ставятся так же, как в однородных членах | ||
Параллельное | Все придаточные относятся к одному главному, но имеют разное значение и отвечают на разные вопросы | «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачеву). |
Запятые перед союзом «И»
Запятая не ставится, если союз соединяет однородные члены!
Запятая ставится, если союз соединяет простые предложения!
Алгоритм выполнения задания №20 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задания.
- Выделите грамматические основы. Установите границы предложений.
- Найдите главное и придаточное (-ые) предложения..
- Расставьте запятые в соответствие с правилами.
- Запишите в ответ все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Задание ER2021R
Вечерело (1) и (2) пока погода не испортилась (3) мы решили переправиться на другой берег (4) чтобы установить палатку (5) и разжечь костёр.
Внимательно читаем задание. Анализируем предложения и расставляем запятые:
[Вечерело], (1) и, [(2) (пока погода не испортилась), (3) мы решили переправиться на другой берег], (4) (чтобы установить палатку (5) и разжечь костёр).
(1) – запятая ставится между частями, связанными сочинительным союзом И: «Вечерело» и «мы решили переправиться на другой берег».
(2) и (3) – запятые выделяют придаточное предложение «пока погода не испортилась».
(4) – запятая выделяет придаточную часть «чтобы установить палатку и разжечь костёр».
(5) – между однородными сказуемыми «установить» и «разжечь» запятая не ставится.
Ответ: 1234pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2019Т
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
- Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
- Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 3-х частей: 1) Туманные громады поднимались по ночному небу – предложение простое; 2) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов – соединяется с 1-ой частью при помощи союза И, ставим перед союзом И запятую, предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными сказуемыми, между которыми тоже ставим запятую (цифра 4); 3) когда поглощён был последний звёздный просвет – придаточное времени (пронесся – когда?), относится ко 2-ой части, присоединяется при помощи союза КОГДА, перед которым мы должны поставить запятую. Под цифрой 3 тоже ставим запятую, так как она определяет границу придаточной части в составе сложного предложения.
- Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощён был последний звёздный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2001
Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре(1) когда надо было решать (2)что же всё-таки делать в этой жизни дальше(3) Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.
- Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
- Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 4-х частей: 1) Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов – предложение простое, осложнено однородными определениями; 2) и к той поре Саввушка огорошил мать, объявив ей о своем желании ехать учиться в Москву, в университет – соединяется с 1-ой частью при помощи союза И, ставим перед союзом И запятую, предложение осложнено деепричастным оборотом; 3) когда надо было решать – придаточное определительное ( поре – какой?), относится ко 2-ой части, присоединяется ко 2-ой части при помощи союза КОГДА, перед которым мы должны поставить запятую; 4) что же все-таки делать в этой жизни дальше – придаточное изъяснительное, относится к 3-ей части, отвечает на вопрос ЧТО?, присоединяется при помощи союзного слова ЧТО, перед которым ставим запятую. Под цифрой 3 тоже ставим запятую, так как она определяет границу придаточной части в составе сложного предложения.
- Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре, когда надо было решать, что же всё-таки делать в этой жизни дальше, Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2002
Однако(1) он пересилил это малодушное желание(2) и направился к Воробьёвым горам(3) туда(4) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.
- Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
- Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 2-х частей: 1) Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда – предложение простое, ОДНАКО запятой не отделяется, так как его легко можно заменить союзом НО, осложнено однородными сказуемыми; запятую, перед указательным словом ТУДА ставим запятую, так как оно выполняет поясняющую, уточняющую функцию; 2) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой – придаточное места (туда — куда?), относится к 1-ой части, присоединяется при помощи союза ГДЕ, перед которым мы должны поставить запятую.
- Однако он пересилил это малодушное желание и направился к Воробьёвым горам, туда, где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2003
Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.
- Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должна стоять запятая.
- Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 3-х частей: 1) Тогда и подумала она – предложение простое; 2) что назовет его таким именем – придаточное изъяснительное (подумала – о чем?), относится к 1-ой части, присоединяется при помощи союза ЧТО, перед которым мы должны поставить запятую; 3) если когда-нибудь у нее родится сын – придаточное условия (назовет его таким именем – при каком условии?), относится ко 2-ой части, присоединяется при помощи союза ЕСЛИ, перед которым мы запятую не ставим, так как у него есть вторая часть (ТО). Под цифрой 3 ставим запятую, так как она отделяет простые предложения в составе сложного.
- Тогда и подумала она, что если когда-нибудь у неё родится сын, то назовёт его таким именем.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
👀 7.4k