Среды обитания и экологические ниши | теория по биологии 🌱 экология

Что изучает экология

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания.

Сам термин был введен немецким биологом Эрнстом Геккелем еще в 1866 году. Однако, как науку экологию стали воспринимать лишь в XX веке. Это связано с тем, что ученое сообщество накопило достаточно знаний и пришло к выводу, что это смежная дисциплина. Притом она включает в себя знания не только биологических наук, таких как зоология, ботаника, но и многих других. В этот список входят география, генетика, эволюция, физика и химия. Все зависит от изучаемого уровня организации живой материи и степени углубленности. С течением времени человечество все больше и больше внимания уделяет предметам изучения и проблемам состояния окружающей среды, флоре и фауне.

На сегодняшний день существует несколько направлений экологии:

  • Популяционная
  • Географическая
  • Химическая
  • Промышленная
  • Экология растений и животных

Как мы видим, довольно широкий и перспективный спектр для изучения.

Среда обитания и экологические факторы

Все, что окружает организм является частью среды обитания. Это и живые, и неживые объекты природы.

Всего существует 4 типа сред:

  1. Наземная
  2. Воздушная
  3. Водная
  4. Среда, образуемая самими организмами

Под 4 пункт как раз попадают наши города. Да, они строятся в наземно-воздушной среде, но можно сказать, что их образуют сами организмы.

Условия среды имеют веское влияние на организмы: как положительное, так и отрицательное. Для классификации таких влияний выделяют факторы.

Абиотические – факторы неживой природы. Например, рельеф, температура, влажность.

Биотические – факторы живой природы. К ним относятся другие виды, обитающие по близости или вступающие в какие-либо отношения.

Антропогенные – вмешательство человека. Охота, браконьерство, кормление птиц и животных, — все это относится к данному типу.

Все люди и животные имеют разную степень терпимости к отличающимся факторам. Можно долго терпеть писк комара, но вскочить, если тебя ошпарят. Примерно так все работает и в мире флоры и фауны. Легкое похолодание, дождь, нахождение другого животного на достаточно большом расстоянии животное может спокойно пережить. А вот сильные заморозки, вытеснение из собственного ареала обитания, голод принесут куда больше проблем. В первом случае мы говорим о толерантности — способности выносить изменения окружающей среды. Второй пример – это лимитирующие факторы. Они определяют границы условий, в которых организм может нормально развиваться.

Адаптации организма

Так как ни одна среда не может находиться в абсолютном постоянстве, то животным и растениям приходится приспосабливаться к изменениям, то есть адаптироваться. Существует множество механизмов, но есть наиболее популярные в мире флоры и фауны.

Диапауза – замедление всех физиологических процессов. Например, сбрасывание листвы осенью, спячка насекомых.

Близким процессом является анабиоз – состояние при котором физиологические процессы замедляются настолько, что организм не подает признаков жизни. В анабиоз впадают, например, амфибии и черви.

Всем известны миграции, особенно это заметно на птицах. Им приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы снова вернуться в теплый климат, где их ждет достаточное количество пищи. Кроме того, мигрировать могут и более крупные животные, такие как олени, и более мелкие, такие как крабы. Дело может быть не только в еде, но и в поиске места для того, чтобы обзавестись потомством, или обустройстве места жительства на время отлива. Причин может быть много, они зависят от вида и особенностей его жизнедеятельности.

Местообитание и экологическая ниша

Эти понятия с первого взгляда кажутся практически неразделимыми. Однако, это не так. Возьмем, к примеру, мышь-полевку и оленя. Их местообитание – лес. А вот ниши они занимают разные, так как мышь питается корнями, клубнями, луковицами растений. Олень же ест траву, кору, хвою, орехи, каштаны и молодые ветки. Для растений эти понятия тоже применимы. Известно, что представители флоры бывают разных ярусов. В качестве ресурса возьмем доступ к солнечному свету. Выходит, что каждый ярус потребляет нужное ему количество и имеет свою нишу.

У разных видов синиц одно местообитание, но разные экологические ниши

Естественно, на одну нишу могу претендовать много организмов. Так складываются конкурентные отношения между особями. Существуют и примеры того, как организм в разных местах обитания занимал разные ниши. Жук короед-типограф в европейской части России питается исключительно древесиной ели. Однако, это не мешает ему на Кавказе полакомиться соснами. В течение жизни можно так же сменить нишу. Например, вначале детеныши млекопитающих питаются молоком матери, а затем переходят к традиционной для вида пище.

Экологические ниши никогда не пустуют. Если вдруг вид или виды, занимавшие ее исчезнут, то на месте этого пробела вскоре появятся другие обитатели. Так, собственно, и осуществляется бесконечный круговорот веществ в природе.

 

Текст: Ксения Алексеевна, 5.2k 👀

Задание ollbio04920162017

Цифрами на карте обозначены места расположения заповедников. Выберите из списка названия этих заповедников. А. Астраханский. Б. Байкальский. В. Кроноцкий. Г. Кедровая Падь. Д. Магаданский. Е. Приокско-террасный. Ж. Уссурийский. Укажите, какое из животных охраняется в каждом из заповедников, обозначенных на карте: I – Кудрявый пеликан; II – Гималайский медведь; III – Белоплечий орлан; IV – Зубр; V – Баргузинский соболь. Укажите, какое из растений охраняется в каждом из этих заповедников, обозначенных на карте: VI – Лотос каспийский; VII – Женьшень; VIII – Шлемник байкальский; IX – Ковыль перистый; X – Триллиум камчатский. Для простоты считайте, что каждому заповеднику соответствует какое-то одно животное и одно растение.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio01920162017

Укажите, какие из предложенных вам животных регулярно мигрируют на расстояния более 1000 км, а какие – не мигрируют. Названия животных: А. Длиннохвостый суслик. Б. Лосось. В. Павлиний глаз. Г. Кабарга. Д. Белый аист. Е. Бабочка-монарх. Соотнесите мигрирующих животных с цифрами на карте, обозначающими места их миграции. (Стрелки условно соединяют начало и конец маршрута миграции, но сам маршрут никогда не проходит по прямой.)

Из представленного списка мигрируют на большие расстояния следующие животные:
Б. Лосось. Мигрирует между точками 1 → 1.
Д. Белый аист. Мигрирует между точками 4 → 4.
Е. Бабочка-монарх. Мигрирует между точками 3 → 3.
Остальные варианты маршрутов даны как неверные.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio045820162017

Цифрами на карте обозначены места расположения заповедников. Выберите из списка названия этих заповедников. А. Приокско-террасный. Б. Байкальский. В. Астраханский. Г. Кедровая Падь. Д. Магаданский. Укажите, какое из животных охраняется в каждом из этих заповедников: I– Кудрявый пеликан; II– Амурский тигр; III– Белоплечий орлан; IV– Зубр; V– Баргузинский соболь. Укажите, какое из растений охраняется в каждом из этих заповедников: VI – Лотос каспийский; VII – Женьшень; VIII – Шлемник байкальский; IX – Ковыль перистый; X – Княжик охотский. Для простоты считайте, что каждому заповеднику соответствует какое-то одно животное и одно растение.

*Соболь встречается также и в других заповедниках (в Магаданском, в Кедровой Пади), но самый тёмный мех – у так называемого баргузинского соболя, обитающего в окрестностях озера Байкал.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio015820162017

Укажите, какие из предложенных вам животных регулярно мигрируют на расстояния более 1000 км, а какие – не мигрируют. Названия животных: А. Полярная крачка. Б. Горбатый кит. В. Красный неон (рыба). Г. Большая синица. Д. Речной угорь. Е. Байкальская нерпа. Соотнесите мигрирующих животных с цифрами на карте, обозначающими места их миграции. (Стрелки условно соединяют начало и конец маршрута миграции, но сам маршрут никогда не проходит по прямой.)

Из представленного списка мигрируют на большие расстояния следующие животные:
А. Полярная крачка. Мигрирует между точками 3 → 3.
Б. Горбатый кит. Мигрирует между точками 2 → 2.
Д. Речной угорь. Мигрирует между точками 1 → 1.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание EB1818D

Установите соответствие между характеристиками и видами экосистем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ

А)   разветвлённые пищевые сети

Б)    несбалансированный круговорот веществ

В)    большая биомасса монокультуры

Г)    наличие саморегуляции

Д)    богатое видовое разнообразие

1)     агроценоз

2)     биогеоценоз


Агроценоз и биоценоз в своих характеристиках абсолютно противоположны. Для того чтобы понять эту разницу, нужно иметь в голове всего пару примеров. Агроценоз – поле какой-то культуры, например, пшеницы. Биоценоз – экосистема естественного происхождения, например, злаково-разнотравный луг.

Разветвлённые пищевые сети – признак биоценоза, там много растений и животных, в отличии от поля пшеницы.

Несбалансированный круговорот – признак агроценоза, так как там круговорот незамкнут, урожай собирают, в почву ничего не возвращается.

Большая биомасса монокультуры – признак агроценоза, там произрастает только одна культура (и немного сорняков, но пшеница преобладает).

Наличие саморегуляции возможно лишь при наличии круговорота. В искусственных системах саморегуляции нет, все зависит от человека.

Богатое видовое разнообразие – естественно это луг, а не поле, речь идет о биоценозе.

Ответ: 21122

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1718В

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Круговорот веществ в экосистеме обеспечивает
  1. её устойчивость
  2. многократное использование организмами одних и тех же химических элементов
  3. сезонные и суточные изменения в природе
  4. накопление торфа
  5. непрерывность жизни
  6. видообразование

Круговорот веществ в экосистеме обеспечивает устойчивость экосистемы, так как система становится замкнутой, все трофические уровни получают вещества, необходимые для жизнедеятельности.

Круговорот подразумевает многократное использование организмами одних и тех же химических элементов.

Так как круговорот замыкает систему, то он же обеспечивает непрерывность жизни: организмы развиваются, потребляя вещества, затем отмирают, из потребляют другие организмы, органика возвращается в почву, ее потребляют растения, ими питаются животные и так далее.

Ответ: 125

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1820D

Установите соответствие между характеристиками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОСИСТЕМЫ

А)   сбалансированный круговорот веществ

Б)    пищевые цепи короткие, состоящие из двух-трёх звеньев

В)    преобладание монокультуры

Г)    использование дополнительной энергии

Д)    большое видовое разнообразие

Е)    действие естественного и искусственного отборов

1)     мелколиственный лес

2)     гречишное поле


Мелколиственный лес – естественная экосистема, а гречишное поле – искусственная.

В своих характеристиках биоценоз (естественная система) и агроценоз (искусственная) совершенно противоположны.

  1. Сбалансированный круговорот веществ – признак биоценоза. В агроценозе круговорота толком и нет, цикл незамкнут, т.к культуру собирают с полей, в почку ничего не возвращается.
  2. Короткие пищевые цепи – признак агроценоза, т.к там произрастает только одна культура, а сами посадки обрабатываются об вредителей, что тоже сокращает пищевые цепи. В устойчивом биоценозе пищевые цепи состоят из большего количества звеньев.
  3. Монокультура – в нашем случае, гречиха, агроценоз.
  4. Использование дополнительной энергии – речь идет об агроценозе. Например, если мы в искусственных условиях устанавливаем лампы для рассады, чтобы она не вытягивалась.
  5. Большое видовое разнообразие – признак биоценоза, противоположно пункту 3).
  6. Действие естественного и искусственного отборов – агроценоз. В биоценозе никто искусственный отбор не осуществляет. А в поле естественный отбор никто не отменял.
Ответ: 122212

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1720D

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Почву как среду обитания организмов характеризуют
  1. отсутствие света
  2. резкие перепады давления
  3. низкое содержание углекислого газа
  4. низкая плотность
  5. незначительные колебания температуры
  6. недостаток кислорода

Всего можно выделить 4 среды обитания живых организмов:

  1. Водная
  2. Почвенная
  3. Наземно-воздушная
  4. Среда, образуемая живыми организмами.

Теперь рассмотрим варианты ответа:

  1. Отсутствие света – признак почвенной среды
  2. Резкие перепады давления – не похоже на почву. Если, например, мы опустимся на несколько метров под водой, то давление будет значительно отличаться от того, которое будет на такой же глубине под землей.
  3. Низкое содержание СО2 – весьма относительный показатель, если мы говорим о почве или о наземно-воздушной среде.
  4. Низкая плотность – скорее подходит к наземно-воздушной среде.
  5. Незначительные колебания температур – почвенная среда. Поэтому животные могут зимовать в норах, а корни растений не вымерзают, если условия не экстремальны.
  6. Недостаток кислорода – признак почвенной среды. Это прекрасно описано в художественном фильме «Погребенный заживо» (2010г.), где главный герой погиб, после того как оказался живым в гробу под землей. Так как в почве мало кислорода, ее следует рыхлить, чтобы корни так же могли дышать.
Ответ: 156

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11190

Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?
  1. Вытеснения не происходит по следующим причинам: близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток);
  2. избыток ресурса;
  3. ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом;
  4. условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого.

Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11150

Почему существуют редкие и исчезающие виды, если любой организм способен к беспредельному росту численности?
  1. Действуют факторы — ограничители, которые не позволяют восстановить их численность.
  2. Хозяйственная деятельность человека ставит под угрозу существование многих видов.
  3. Изменение среды обитания.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB24497

Экосистемы влажного экваториального леса и пустыни Сахары получают сходное количество солнечной энергии за год. Как абиотические условия существования данных экосистем связаны с их продуктивностью? Чем обусловлена большая устойчивость экосистемы тропического леса к внешним воздействиям? Ответ поясните.

1. экваториальный лес получает большое количество влаги, что позволяет растениям активно фотосинтезировать;

2. из-за этого продуктивность экосистемы данного леса намного выше;

3. более высокая продуктивность экосистемы позволяет ей иметь более длинные и более разветвлённые пищевые цепи, что обуславливает её устойчивость.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB22972

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Агробиоценозы». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

(1)Агробиоценоз — совокупность организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного, а также лесного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. (2)Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. (3)В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. (4)В агробиоценозе преобладает монокультура. (5)В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. (6)Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает устойчивость биосферы. (7) В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отбора, а в природных экосистемах проявляется действие естественного отбора.


Исправляем ошибки в предложениях:

(2)Агробиоценоз характеризуется как неустойчивая экосистема.

(3)В природной экосистеме, используется только энергия солнечного света, а в агробиоценозе,помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д.

(6)Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, ведет к нарушению устойчивости биосферы.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20603

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. биосфера
  2. производитель
  3. разрушитель
  4. потребитель
  5. агроценоз
  6. биогеоценоз
  7. популяция
  8. хищник

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 


Раз сказано про совокупность земной поверхности, живой и неживой природы, то это — биогеоценоз. 6)

Преимущественно зеленые растения образуют группу производителей органики. 2)

Животные — главные потребители. 4)

Третья группа — разрушители органики, которые возвращают в круговорот неорганику. 3)

Ответ: 6243

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10702

Установите последовательность смены экосистем.
  1. Озеро
  2. Болото
  3. Лес
  4. Луг

Озеро может заболачиваться, постепенно зарастать, превращаться в луг, после чего в лес.

Ответ: 1243

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10701

Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
  1. заселение территории мхами и кустистыми лишайниками
  2. появление кустарников и полукустарников
  3. формирование травяного сообщества
  4. появление накипных лишайников на скальных породах
  5. формирование лесного сообщества

Пойдем по ярусам:

Лишайники; 4

Мох и кустистые лишайники; 1

Травяное сообщество; 3

Кустарники и полукустарники; 2

Лесное сообщество; 5

Ответ: 41325

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB21755

Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОСИСТЕМА

А) Главный продуцент — фитопланктон.

Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.

В) Дикорастущие растения считаются сорняками.

Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.

Д) Видовое разнообразие невелико.

Е) Круговорот веществ несбалансированный.

1) озеро

2) смешанный лес

3) агроэкосистема

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А) Главный продуцент — фитопланктон.Разбирать будем по пунктам:

Фитопланктон обитает в озере.

Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.

Это смешанный лес. В зависимости от ярусности поступает разное количество света, а от количества опавшей листвы и хвои — температура.

В) Дикорастущие растения считаются сорняками.

Это агроэкосистема.

Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.

Зоопланктон, как и фитопланктон, обитает в озере.

Д) Видовое разнообразие невелико.

Это агроэкосистема. Поле с несколькими культурами явно проигрывает в разнообразии даже маленькому лугу

Е) Круговорот веществ несбалансированный.

Несбалансированный круговорот характерен для искусственных экосистем, так как круговорот разомкнут. Агроэкосистема.

Ответ: 123133

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB18970

Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОСИСТЕМА

А) включает большое разнообразие видов

Б) продукция частично изымается из системы

В) используются удобрения разных видов

Г) круговорот веществ незамкнутый

Д) является саморегулирующейся системой

Е) имеет разветвлённые сети питания

1) пшеничное поле

2) смешанный лес

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пшеничное поле — искусственная экосистема, смешанный лес — естественная. Все, что нужно знать и понимать, что естественная экосистема более устойчивая, как раз-таки за счёт широкого биоразнообразия, а круговорот веществ замкнут.

Пшеничное поле:

Б) продукция частично изымается из системы

В) используются удобрения разных видов

Г) круговорот веществ незамкнутый

Смешанный лес:

А) включает большое разнообразие видов

Д) является саморегулирующейся системой

Е) имеет разветвлённые сети питания

Ответ: 211122

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB21880

Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДА

А) стабильный температурный режим

Б) ограниченность пространства

В) небольшие колебания температуры

Г) сложность широкого распространения большинства организма

Д) высокое содержание углекислого газа

Е) плотность высокая

1) почвенная

2) внутриорганизменная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Итак, температурный режим. У взрослого человека в норме температура 36,6 во все сезоны и дни. У грунта же в этом плане жизнь более насыщенная: все меняется в зависимости от сезона и погодных условий. Колебания, конечно, могут быть большими, но по нашим вариантам, предположим, что сравниваем температуру утром и вечером.Сравнивать будем, приводя самим себе примеры: тело человека и грунт на улице.

А Б В Г Д Е
2 1

Сравним пространство. Грунт практически неограничен, в отличии от полости тела человека:

А Б В Г Д Е
2 2 1

Из предыдущего пункта вытекает и «сложность широкого распространения большинства организма». Семенам проще попасть на другое поле, чем паразиту одного организма в организм другого.

А Б В Г Д Е
2 2 1 2

В полости тела человека углекислого газа будет явно больше, чем в открытом поле.

А Б В Г Д Е
2 2 1 2 2

Плотность почвы выше, чем плотность, например, плотность переваривающейся в тонком кишечнике пищи, если говорить об аскаридах.

А Б В Г Д Е
2 2 1 2 2 1
Ответ: 221221

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10602

Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДА

А) Речной рак

Б) Камчатский краб

В) Дафния

Г) Мокрица

Д) Циклоп

Е) Креветки

1) дно моря

2) придонная часть пресных водоемов

3) толща морской воды

4) влажная почва городов, лесная подстилка

5) толща воды пресных водоемов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Картинки по запросу дафния ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу дафния Картинки по запросу мокрица ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу мокрица Картинки по запросу циклоп под микроскопом ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу циклоп под микроскопом
Дафния Мокрица Циклоп( самка и самец)

Для данного задания будет полезно посмотреть, как выглядят некоторые организмы, представленные во вариантах ответа:

Дафниями, как мы видим, кормят рыбок. Размеры у них не самые внушительные. Дафнии — маленькие рачки.

Мокрица — интересное ракообразное, ошибочно можно предположить, что это насекомое.

Фотографии циклопа, как и дафнии, сделаны под микроскопом.

Начнем с более крупных организмов:

Речной рак. Раз рак речное, то, естественно, средой его обитания будет пресный водоем. Не секрет, что раки ходят по дну, закапываются в иле. Им будет соответствовать вариант 2) придонная часть пресных водоемов.

А Б В Г Д Е
2

Камчатский краб. Предположим, мы не интересовались, в какой воде живет камчатский краб, но вполне очевидно, что живет он на дне. Дно пресного водоема занято, поэтому остается морское дно.

А Б В Г Д Е
2 1

Креветки. Не очень крупные организмы, живут в море. Исходя из этого минимума информации, выбираем вариант 3) толща морской воды

А Б В Г Д Е
2 1 3

Теперь более мелкие:

Начнем с мокрицы. Она внешне схожа с насекомыми, поэтому определим ее место проживания, как 4) влажная почва городов, лесная подстилка.

А Б В Г Д Е
2 1 4 3

Дафния и циклоп — мелкие рачки, поэтому их место обитания — толща пресной воды.

А Б В Г Д Е
2 1 5 4 5 3
Ответ: 215453

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10601

Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает.
ЖИВОТНЫЕ СРЕДА

А) Печёночный сосальщик

Б) Щука

В) Дятел

Г) Дождевой червь

Д) Крот

Е) Аскарида

1) водная

2) наземно-воздушная

3) почвенная

4) организменная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Здесь даже метод исключения не нужен, все очень просто и банально:

Печеночный сосальщик — паразит, плоский червь, поэтому его среда — организменная — 4.

Щука — рыба, среда водная — 1.

Дятел — птица, среда наземно-воздушная —  2.

Дождевой червь — кольчатый червь — среда почвенная —  3.

Крот — млекопитающее, среда почвенная — 3.

Аскарида — паразит, круглый червь, среда организменная — 4.

Ответ: 412334

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10603

Установите соответствие между простейшими животными и средами их обитания – (1) Пресные водоемы, либо (2) Живые организмы:

А) Эвглена зеленая.

Б) Амеба обыкновенная.

В) Амеба дизентерийная.

Г) Инфузория–туфелька.

Д) Малярийный паразит.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Амеба дизентерийная и малярийный плазмодий являются паразитами живых организмов. Эвглена зеленая, Амеба обыкновенная, Инфузория — туфелька обитают в пресных водоемах.

Ответ: 11212

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB21907

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите характеристики наземно-воздушной среды обитания организмов.
  1. давление в среде низкое
  2. высокая плотность среды
  3. содержание кислорода высокое
  4. высокая теплопроводность
  5. сезонные температурные перепады
  6. ограниченная проницаемость для света

Чтобы решить это задание нужно сравнить две среды: наземно-воздушную и водную.

Низкое давление — наземно-воздушная среда.

Высокая плотность — водная среда.

Высокое содержание кислорода — наземно-воздушная.

Высокая теплопроводность — водная среда.

Сезонные температурные перепады — наземно-воздушная.

Ограниченная проницаемость для света — водная.

Ответ: 135

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB21653

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?
  1. пресная вода
  2. содержание кислорода менее 1,6 мг/л
  3. температура воды +29 градусов
  4. солёность воды
  5. освещённость водоёма
  6. скорость течения реки

Закон ограничивающего фактора (Либиха) гласит, что наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения.

Ограничивающие факторы среды для ручьевой форели: содержание кислорода менее 1,6 мг/л; температура воды +29 градусов; солёность воды.

Ответ: 234

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20855

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?
  1. сокращение численности сов, ежей, лис
  2. большой урожай семян ели
  3. увеличение численности паразитов
  4. рубка деревьев
  5. глубокий снежный покров зимой
  6. уменьшение численности паразитов

Биотические факторы — факторы живой природы: сокращение численности сов, ежей, лис; большой урожай семян ели; уменьшение численности паразитов.

Ответ: 126

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20558

Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. температура воздуха
  2. загрязнение парниковыми газами
  3. наличие неперерабатываемого мусора
  4. наличие дороги
  5. освещённость
  6. концентрация кислорода

Антропогенный фактор — влияние, оказываемое человеком и его деятельностью на организмы, биогеоценозы, ландшафты, биосферу.

Ответ: 234

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20479

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания.
  1. большим видовым разнообразием
  2. отсутствием редуцентов
  3. большой численностью хищников
  4. разветвлёнными пищевыми сетями
  5. колебанием численности популяций
  6. замкнутым круговоротом веществ

Для любой системы устойчивость определяют три фактора: видовое разнообразие, которое даст разветвленные пищевые цепи, и замкнутый круговорот веществ.

Ответ: 146

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10302

В чём сходство природной и искусственной экосистем?
  1. небольшое число видов
  2. наличие цепей питания
  3. замкнутый круговорот веществ
  4. использование солнечной энергии
  5. использование дополнительных источников энергии
  6. наличие продуцентов, консументов, редуцентов

Сравним лес и поле.

Небольшое число видов только в поле.

Цепи питания есть и там, и там.

Замкнутый круговорот веществ есть только в лесу, так как урожай собирают.

Солнечная энергия используется и там, и там.

Дополнительные источники энергии. Скорее всего, речь идет о лампах дополнительного освещения. Это явно искусственная система.

Продуценты, консументы и редуценты присутствуют и там, и там.

Ответ: 246

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11539

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется. Ответ запишите цифрами без пробелов.
  1. большим разнообразием видов
  2. разнообразными цепями питания
  3. незамкнутым круговоротом веществ
  4. преобладанием одного — двух видов
  5. влиянием антропогенного фактора
  6. замкнутым круговоротом веществ

В искусственной экосистеме нет большого разнообразия видов, соответственно, и разнообразных цепей питания.

Круговорот веществ незамкнут.

Влияет антропогенный фактор, присутствует искусственный отбор.

Ответ: 345

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20555

Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
  2. высокая численность растений одного вида
  3. большое число видов растений и животных
  4. ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор
  5. замкнутый круговорот веществ
  6. виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

Агроценоз (агроэкосистема) — искусственная система, созданная в результате деятельности человека. Примеры агроценозов: парк, поле, сад, пастбище, приусадебный участок.

Разберем варианты ответов.

  1. естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен, так как с поля собирают урожай, его не поедают массово животные, а остатки не остаются гнить, в качестве пищи для редуцентов. Правильно.
  2. высокая численность растений одного вида — верно, поле засеивается определенной культурой.
  3. большое число видов растений и животных — неверно
  4. ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор- верно, так как этот отбор осуществляет человек.
  5. замкнутый круговорот веществ — неверно.
  6. виды имеют различные приспособления к совместному обитанию- неверно, видов всего 1-3, у них нет специальных приспособлений для обитания.
Ответ: 124

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

ЕГЭ по биологии

Вся теория

Биология как наука и ее методыСистематика органического мираЦарство БактерииЦарство ГрибыЛишайникиПлауны и ХвощиПапоротникиГолосеменныеПокрытосеменныеКорень, побег, стебель и лист.Цветок и соцветия, плоды и семенаПростейшиеТип ГубкиТип КишечнополостныеТип Плоские червиТип Хордовые. Подтип Бесчерепные.Тип Моллюски (Mollusca)Тип Членистоногие (Arthropoda)Рыбы: хрящевые и костныеКласс Земноводные или Амфибии (Amphibia)Класс Пресмыкающиеся или Рептилии (Reptilia)Класс Птицы (Aves)Класс Млекопитающие (Mammalia)Организм человека. Системы органов. Ткани.Опорно-двигательная система. Скелет. Строение костей и мышц.Кровь: состав и функции, постоянство внутренней среды. Иммунная система.Кровеносная системаДыхательная системаПищеварительная системаВыделительная системаПоловая системаМетоды цитологии и клеточная теорияВнутренняя среда клеткиУглеводыЛипидыБелкиКлеточная мембрана и ядроЦитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.Эндоплазматическая сеть. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.Сходства и различия разных типов клетокЖизненный цикл клетки. Митоз. МейозБесполое размножениеПоловое размножениеГаметогенезОнтогенезГенетический код. Биосинтез белкаМоно- и дигибридное скрещивание. Законы МенделяГенетическое определение полаИзменчивостьМутацииТипы экологических взаимоотношенийПопуляции. Пищевые цепи и пирамидыЭволюционная теория: от Линнея до ДарвинаБиологический вид и его критерииПопуляции и их роль в эволюцииБорьба за существование и естественный отборВидообразованиеМакроэволюция и ее доказательстваНервная система и высшая нервная деятельностьБиологический словарьБаллы ЕГЭ по биологии по заданиям 2022Шкала перевода баллов ЕГЭ по биологии 2022Генетический состав популяции и изменения ее генофондаГлавные направления эволюции органического мираГипотезы происхождения жизни на ЗемлеЭтапы возникновения жизни на ЗемлеРазвитие жизни в Криптозое